Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Профессионализм - "пропуск" учителя в школу

Главная тема заседания – приоритеты системы образования в объявленный Год учителя. Также на совещании обсуждались финансово-экономические механизмы в сфере образования, вопросы проведения единого государственного экзамена, подготовка интегрированного законопроекта об образовании.

Просмотров: 2449

21 ноября на Всероссийском совещании руководителей региональных органов управления образованием подводились итоги, обсуждались наиболее острые вопросы, волнующие сегодня педагогическое сообщество. но главной темой была расстановка приоритетов системы образования в 2010 году, объявленном Президентом россии Годом учителя.

Паритет приоритетов

Совещания подобного уровня проходят два раз в год. На этот раз местом встречи представителей 81 субъекта РФ стали Чебоксары. Как отметил на открытии совещания министр образования и науки России Андрей Фурсенко, география таких встреч будет расширяться: «Москва – не вся Россия. Мы должны все вместе бывать в разных регионах, смотреть, что делают коллеги, делиться опытом».

В своем выступлении он обозначил приоритеты системы образования в наступающем году. Год учителя должен сыграть важную роль в повышении престижа профессии педагога. Что касается укомплектованности кадрами, сегодня в России количество вакансий учителя сократилось с недавних десятков тысяч до нескольких тысяч. Однако проблема кадрового голода остается актуальной для школ некоторых регионов Южного федерального округа, Сибири и Дальнего Востока. В связи с этим было принято решение в рамках целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы обеспечить грантовой поддержкой на два-три года молодых специалистов, выпускников педагогических вузов, которые выразят желание работать в этих регионах.

В 2010 году продолжится работа по улучшению ресурсного обеспечения школ. «За четыре года реализации национального проекта «Образование», – отметил министр, – мы существенно приблизились к европейским стандартам по обеспечению электронной техникой». Были названы и цифры средней по России зарплаты учителей. В 2005 году она составляла 4911 рублей в месяц, в первом полугодии 2009 года – 12473 рубля. Так, за четыре года учительский оклад увеличился в 1,7 раза без учета инфляционной индексации. В ближайшем будущем зарплата педагогов продолжит расти, она должна быть не ниже средней заработной платы по региону, считает Андрей Фурсенко.

За это время изменилась и функция педагога. Сегодня у каждого школьника есть доступ к Интернету, где он, по сути, обеспечен всей информацией о предмете. Учитель сейчас – организатор школьного труда, человек, который помогает ориентироваться в жизни. И особую значимость приобретают повышение квалификации и переподготовка педагогов. А где, по мнению министра, учитель вправе выбирать сам: на базе передовой школы, в вузе или научном институте.

Более жесткими станут аттестационные требования к педагогам и директорам школ. Речь идет даже о «допуске к профессии». Если человек отказывается расти профессионально, наверно, ему следует уйти из школы, освободив место для другого кандидата. Однако Андрей Фурсенко подчеркнул: «Перед этим нужно создать условия, чтобы каждый желающий мог соответствовать этим требованиям. Например, если мы хотим от учителя совершенного владения информационными технологиями, нам нужно позаботиться, чтобы он мог получить эти знания на курсах повышения квалификации».

Эффективность ЕГЭ начинается с регионов

Предваряя выступление руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования Любови Глебовой «Об обеспечении эффективности проведения ЕГЭ», Андрей Фурсенко отметил, что за единым государственным экзаменом, к сожалению, в ряде случаев потянулась обычная процентомания. «Важно сделать так, чтобы эта история в будущем не повторилась, чтобы мы не подставили те регионы, тех руководителей, которые честно и жестко провели ЕГЭ», – сказал министр.

Главной мыслью доклада руководителя Рособрнадзора Любови Глебовой стало несоответствие существующей региональной нормативно-правовой базы возложенным на нее функциям. Невозможно на федеральном уровне прописать все вопросы ответственности регионов. Федерально регулируется процедура и порядок проведения ЕГЭ. А регион отвечает за его организацию и проведение. Задача 2010 года – серьезная доработка правовой базы ЕГЭ субъектами РФ, в том числе законодательное закрепление института общественных наблюдателей. Кстати, для повышения доверия вузовского сообщества к результатам ЕГЭ было высказано предложение об участии в процедуре проведения экзамена представителей высших учебных заведений.

«Не надо бояться брать на себя ответственность, – подытожил выступление Любови Глебовой Андрей Фурсенко и заметил, – сегодня ЕГЭ не является единственным способом проверки знаний. По итогам Всероссийской предметной олимпиады в этом году в вузы поступили шесть процентов абитуриентов. Мы движемся к построению ученического портфолио. Единый госэкзамен – проверка знаний, полученных за 11 лет обучения в школе. Конечно, существует возможность лучше сдать экзамен, делая акцент сугубо на вопросах ЕГЭ, но это дорога в никуда. Качество образования в регионе и высокий балл по ЕГЭ – далеко не всегда одно и то же. Мы прекрасно понимаем, что когда есть огромное количество «стобалльников» и ни одного победителя всероссийских олимпиад, нас обманывают. И мы будем проверять такие регионы».

От КПМО к КЭМО

Директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко говорил на совещании об эффективности и современных финансово-экономических механизмах в сфере образования. В уходящем году регионы, реализующие комплексные проекты модернизации образования, завершают свою работу. Уже сейчас во многих субъектах России приняты свои системы оплаты труда, документы, определяющие статус малокомплектных школ. В некоторых регионах разработана нормативно-правовая база по механизму общественного участия в управлении образованием. По завершении КПМО наиболее удачные проектные решения и нормативная база будут отражены в библиотеке комплексных проектов модернизации образования. По словам Игоря Реморенко, проработаны основные социально-экономические механизмы модернизации образования, и есть все основания для комплексной оценки эффективности региональных подходов модернизации образования: «Мы планируем, что со следующего года все регионы войдут в электронный мониторинг «Комплексная эффективность модернизации образования». Аббревиатура КПМО уступит место аббревиатуре КЭМО».

Новый закон об образовании

В 2010 году завершится работа над проектом нового интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации». В нем будут закреплены нормы, касающиеся всего образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее, второе высшее и дополнительное. «При подготовке нового закона речь не идет о коренной перекройке, изменении состояния системы образования. Речь идет в первую очередь о фиксации тех норм, которые давно назрели», – подчеркнул Игорь Реморенко. К примеру, начальное профессиональное образование перестанет быть самостоятельным уровнем образования. На совещании было отмечено, что неслучайным, знаковым событием этого года стало слияние союзов учреждений начального и среднего профобразования. Эти две ступени подготовки специалистов стали настолько близки, что необходимо создание общего уровня профессионального образования. Он объединит их, но в то же время позволит по-прежнему реализовывать программы как НПО, так и СПО. «Мы разрабатываем закон, который должен быть точен по отношению к конституции. А в статье 43 говорится, что в России является общедоступным среднее профессиональное образование. Поэтому этот объединенный уровень мы вынуждены называть среднее профессиональное образование», – пояснил Игорь Реморенко.

Кроме того, интегрированный законопроект призван устранить расхождения в действующем законодательстве – законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Судьба проекта интегрированного закона
Профессиональное воспитание = воспитание профессионалов
Послание Президента: экономическая свобода школам
Круглые столы по педагогической тематике
Пять главных изменений в правилах приема в вузы в 2014 году
Интеграция образования, науки и экономики
Ректор МАИ поднял вопросы инженерного образования в Совете Федерации
Парламентские слушания о поддержке педагогов
Интегрированный закон: проблемы и риски
Госдума: итоги года

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ