Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Госдума РФ: точка невозврата пройдена

В центре внимания депутатов Комитета Госдумы РФ по образованию на восьмом заседании оказались вопросы о будущем ЕГЭ и увеличении числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджет в федеральных государственных вузах.

Просмотров: 2036

По мнению членов Комитета Госдумы РФ по образованию, видеть в едином государственном экзамене корень всех проблем современного образования недопустимо

В центре внимания депутатов Комитета Госдумы РФ по образованию на очередном, восьмом заседании оказались вопросы о будущем ЕГЭ и увеличении числа студентов, обучающихся за счёт средств федерального бюджета в федеральных государственных вузах.

Двери открыты для тех, кто нуждается в этом

В первом чтении был рассмотрен законопроект, внесенный 20 октября 2011 года депутатами Сергеем Мироновым и Виктором Шудеговым. Документ предполагал установление поэтапного увеличения числа студентов, обучающихся в федеральных государственных вузах за счет средств федерального бюджета: с действующей в Российской Федерации сегодня нормы не менее чем 170 студентов на каждые 10 тыс. человек до 250 человек к 1 сентября 2020 года.

Представлявший на заседании проект заместитель председателя комитета Виктор Шудегов заострил внимание на том, что вносимые им законопроекты, как правило, пишутся по мотивам высказываний первых лиц государства. Не является исключением и рассматриваемый:

– Председатель правительства (ныне Президент РФ Владимир Путин. – Ред.), отчитываясь в Государственной Думе, высказал идею о том, что пора увеличивать число студентов на 10 тыс. населения со 170 до 190 человек. Норма 170 человек держится уже почти двадцать лет, напомнил В. Шудегов. Уместно задаться вопросом: а что у соседей? В пояснительной записке к проекту отмечается: все развитые страны рассматривают повышение образовательного уровня населения как обязательный и главенствующий фактор обеспечения своего интенсивного развития. Это подтверждают, в частности, такие данные: если в России 69 процентов выпускников школ продолжают обучение в вузах, то в США – 83. Однако даже этот показатель не удовлетворяет Америку. Депутат В. Шудегов привел высказывание президента США Б. Обамы, который, объявляя о новых инициативах его администрации по экономическому развитию США, поставил амбициозную задачу – вывести страну на передовые позиции по числу студентов.

– Уверен, – заявил В. Шудегов, – США выполнят поставленную задачу. Вновь станут самой студенческой страной, хотя у них и сейчас, по разным оценкам, от 500 до 600 студентов на 10 тыс. населения.

В России же, как следует из пояснительной записки, за счет средств федерального бюджета в 2008 году обучались только 11 студентов на 10 тыс. человек, в то время как в 1981 году – 19.

Что ж, как говорится, почувствуйте разницу…

Выступающий сделал кажущийся логичным вывод:

– Законопроект направлен прежде всего на достижение той критической массы, которая необходима для перевода страны на инновационный путь развития. Считается, что для этого 60 процентов населения должны иметь высшее профессиональное образование.

Законопроектом предложено последовательно увеличивать численность студентов на 10 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации, начиная с 1 сентября 2012 года, а именно: не менее 190 студентов с 1 сентября текущего года (что, как отметил заместитель председателя комитета, уже достигнуто), 210 – с 2013-го, и эта высота также уже взята, 230 – с 2016-го и 250 – с 2020 года.

Оговорившись, что пока не известно, какой будет политика Минобрнауки РФ в отношении сокращения числа вузов и, соответственно, числа студентов, В. Шудегов закончил представление проекта словами:

– Считаю, что, если бы мы ввели эти нормативы, наши граждане были бы гарантированно защищены и обеспечены возможностью реализации своего конституционного права на получение высшего профессионального образования.

Одним из главных оппонентов Виктора Шудегова в завязавшейся дискуссии выступил бывший глава парламентского комитета по образованию Григорий Балыхин. На аргумент коллеги – «мы опять выбились в лидеры по количеству платных студентов вузов» – Г. Балыхин заметил:

– Не в том дело, что увеличивается количество контрактных студентов. Нужно иметь в виду, что у нас не снижается количество бюджетных. Обратимся к данным, размещенным на официальной площадке Министерства образования и науки РФ в Livejournal. Несмотря на снижение количества бюджетных мест (с 610,8 тыс. человек в 004 году до 490,8 тыс. в 011 году), уровень доступности высшего профессионального образования повысился. Дело в том, что снижение количества бюджетных мест шло медленнее, чем снижалось количество выпускников школ (1,5 млн. выпускников в 2005 году и 730 тыс. в 2011 году). Таким образом, количество бюджетных мест на 1000 выпускников школ постоянно возрастало: в 2007 году 301 человек, в 2011 году – 438.1

Григория Балыхина поддержали председатель комитета Александр Дегтярев, депутаты Надежда Шайденко и Ильдар Гильмутдинов.

Выступая оппонентом В. Шудегова, глава комитета свою позицию обозначил так:

– Наверное, не имеет принципиального значения для государственной политики того или иного государства, по какой форме обучения студенты учатся: за счёт бюджета, не за счёт бюджета. Речь идёт о некой критической массе образованных людей, как вы правильно заметили.

На обращение в сторону Владимира Путина, который в упомянутом выступлении в стенах Госдумы призвал увеличить число студентов до 190 на
10 тыс. человек, И. Гильмутдинов заметил:

– Вообще В. Путин ещё говорил о том, что мы ежегодно около 100 млрд. рублей бюджетных средств тратим неэффективно, поскольку те, кто у нас выпускается, не могут себе найти работу. То есть мы хотим увеличить число этих неэффективно используемых средств? Сегодня нужен полный аудит высшего образования. Исходя из идеологии «образование для всех», поддержал законопроект первый заместитель председателя думского комитета по образованию Олег Смолин. Он привел следующие соображения: первое – «нет полной ясности, сколько у нас сейчас студентов на 10 тыс.», второе – «проект депутатов С. Миронова и В. Шудегова идёт в стиле, предложенном большим законопроектом «Об образовании», третье – «у нас система государственного образовательного кредита находится в зачаточном состоянии».

Подводя итоги состоявшейся дискуссии, председатель комитета Александр Дегтярев высказал ряд важных соображений. Сегодня имеются очевидные факты, которые хорошо известны собравшимся, заметил он. Это неблагоприятная демографическая ситуация, другие долговременные тренды, а также проблемы профессиональной миграции, которые, увы, не подчиняются цифрам, которые были бы узаконены рассматриваемым проектом.

– При этом, – продолжил А. Дегтярев, – существует не просто концепция, а реальная практика образования через всю жизнь. <…> То есть двери открыты для тех, кто нуждается в этом.

Что касается вклада негосударственного сектора образования, которому, как подчеркнул А. Дегтярев, в свое время депутаты «открыли шлюзы», то негосударственные учебные заведения сегодня легитимны, на них распространяются контрольные цифры приёма и т.п.

– Они вносят серьёзный вклад, инвестируют в развитие системы образования – это хороший пример государственно-частного партнёрства, – акцентировал председатель комитета.

Он привел еще один аргумент в защиту своей точки зрения: рынок труда с его реальными возможностями сам, по сути дела, регулирует потребность в кадрах высшей квалификации. Депутат А. Дегтярев сделал завершающий вывод, с которым согласилось большинство членов Комитета Госдумы РФ по образованию:

– Законопроект следует отклонить, потому что он не содержит ничего принципиально нового, лишь загоняет систему образования в жёсткие рамки плановой экономики, требования которой сегодня, в условиях экономики рыночной, реализовать невозможно.

Реализовать потенциал ЕГЭ

Вновь обратиться к обсуждению такого вызывающего общественные дискуссии явления российской действительности, как ЕГЭ, парламентариев обязал внесенный в Думу депутатами Максимом Рохмистровым, Сергеем Ивановым и Ярославом Ниловым, представляющими фракцию ЛДПР, законопроект. Целью документа является изменение действующих в настоящее время процедур организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ и вступительных испытаний в вузы и ссузы, а если назвать вещи своими именами, – опустить перед ЕГЭ законодательный шлагбаум, признав его неэффективным.

С разной степенью эмоциональности, но со знанием дела – многие члены комитета имеют большой стаж педагогической деятельности – депутаты высказали свою точку зрения на рассматриваемый законопроект.

Одним из первых выступил депутат Олег Смолин:

– Моё отношение к ЕГЭ достаточно известно, и я предлагаю более мягкую формулировку – добровольность ЕГЭ. Но если вопрос ставится жёстко: ЕГЭ или его отмена, – то, на мой взгляд, лучше отмена.

Виктор Шудегов заявил, что ЕГЭ нанес «колоссальный вред»:

– Я сейчас уже как физик-математик выступаю: если раньше мы учили ребятишек логически мыслить, учили читать, писать, то сейчас действительно в школе учат сдавать ЕГЭ.

Депутат высказался в поддержку проекта:

– Я поддерживаю законопроект, хотя не был бы таким категоричным. <…> Я за принцип добровольности этого экзамена, за демократичность.

Однако прозвучали и мнения, отличные от приведенных выше.

В частности, депутат Ирина Мануйлова (в настоящее время – член Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей), согласившись с тем, что основания для критики ЕГЭ есть, отметила:

– Сегодня набрать баллы выше 80 могут только те ребята, которые решают не просто обычные базовые расчетные задачи, а в состоянии выполнять олимпиадные задания, задачи повышенной сложности. Существует совершенно четкое пропорциональное соотношение между баллами, которые ребенок получил на ЕГЭ, и его текущими знаниями и отметками.

Депутат И. Мануйлова заострила внимание коллег на такой позитивной стороне ЕГЭ, как запуск социального лифта, и привела пример: ребенок-сирота из Новосибирской области, который не имел «никакой поддержки, никаких денег, никаких связей», сегодня успешно учится на четвертом курсе Санкт-Петербургского университета.

Один из депутатов подчеркнул:

– И вся последующая жизнь представителей нынешнего поколения молодых будет связана с тем, что они будут рассылать свои портфолио, отвечать на вопросы десятков анкет, различных тестов по всему миру.

Председатель комитета Александр Дегтярев, член Комиссии при Президенте РФ по вопросам, касающимся в том числе и ЕГЭ, сообщил, что на последнем заседании комиссии обсуждались вопросы ужесточения системы контроля за прохождением ЕГЭ, причем как со стороны государства, так и общественности – с целью предотвращения коррупционных проявлений. Он подчеркнул:

– Принимаются очень серьезные меры. Колоссально серьезные меры. Никто не заинтересован в том, чтобы процесс сдачи ЕГЭ был бесконтрольным и способствовал развитию коррупции.

Высказались за сохранение ЕГЭ – с учетом решения имеющих место серьезных проблем – депутаты Марина Назарова и Ильдар Гильмутдинов.

В частности, И. Гильмутдинов предложил:

– Нужно прекратить требовать от учителей все эти бесконечные, бессмысленные информации наверх. Необходимо менять критерии оценки деятельности учителя, школы, района, республики, которые выставляются им в зависимости от балла ЕГЭ.

В завершение дискуссии прозвучал вывод:

– Точка невозврата в отношении ЕГЭ пройдена. Проблем было очень много, мы очень много уже сделали и видеть только в ЕГЭ все проблемы современного образования недопустимо.

В заключении Комитета Госдумы РФ по образованию на законопроект отмечено, что за одиннадцать лет реализации государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ механизм его организации, проведения и использования результатов в значительной степени усовершенствован. Существенные изменения претерпели контрольные измерительные материалы ЕГЭ. Сегодня уже очевидно, что его введение действительно позволило обеспечить выпускникам равные условия при сдаче экзаменов; получить более объективную оценку знаний, чем в действовавших ранее «традиционных» формах проведения итоговой аттестации; снизить существовавший уровень коррупции.

С 2012 года Порядком проведения аттестации выпускников в форме ЕГЭ предусмотрена возможность межрегиональных перекрестных проверок с целью повышения объективности.

Вступило в силу Положение о системе общественного наблюдения при проведении госэкзамена. Административным кодексом установлена ответственность за умышленное искажение результатов государственной (итоговой) аттестации, а также нарушение установленного законодательством в области образования порядка ее проведения.

Президентом РФ утвержден План мероприятий по совершенствованию порядка проведения единого государственного экзамена на 2011-2013 годы.

По поводу предлагаемых законопроектом изменений порядка приема в вузы и ссузы Комитет Госдумы РФ по образованию отметил, что их реализация приведет к лишению абитуриентов значительного числа имеющихся у них сегодня прав. В их числе возможность участия в конкурсе на поступление одновременно в несколько вузов на несколько специальностей и участия в конкурсе на поступление в вуз без выезда с места постоянного проживания.

Комитетом выражена солидарность с мнением, которое высказали представители многих субъектов Российской Федерации, о необходимости продолжения работы по совершенствованию нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и проведение ЕГЭ, использование его результатов при поступлении в учреждения профессионального образования.

Вывод, таким образом, ясен: ЕГЭ приказано выжить, изжив однако все те негативные явления, которые вредят его репутации и мешают в полной мере реализовать заложенный в госэкзамене потенциал.

1 http://mon-ru.livejournal.com/ 1 7.html

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Интегрированный закон: проблемы и риски
Госдума: в интересах образования и общества
Система аттестации: в поисках «камертонов настройки»
Профессионализм - "пропуск" учителя в школу
Судьба проекта интегрированного закона
Современные подходы к оценке качества образования в России и мире
Форум ENQA-2012: жаркие дискуссии в холодном Париже
При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
Закончен год, законотворчество продолжается

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ