Проектирование образовательных программ в авиакосмической областиСтатья посвящена подходу к проектированию ООП в соответствии с ФГОС ВПО, реализуемому в МАИ при подготовке инженерных кадров. Основой послужила система созданных нормативных документов учебно-методической деятельности вуза, а инструментом - разрабатываемая информационно-аналитическая база. Просмотров: 3934
В УМО отточили инструментВ Учебно-методическом объединении вузов РФ в области авиации, ракетостроения и космоса разработали новую технологию проектирования основных образовательных программ
В связи с переходом российского высшего профессионального образования на уровневую систему подготовки и введением с 1 января 2011 года в действие ФГОС ВПО перед вузами поставлена задача проектирования основных образовательных программ (ООП) различных уровней (бакалавриата, магистратуры и специалитета), удовлетворяющих требованиям федеральных или собственных образовательных стандартов. Особенно актуальна эта проблема для высших учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерных кадров, что обуславливается ориентацией ООП на компетентностную модель результатов обучения, блочно-модульной структурой учебного плана и рабочих программ дисциплин, самостоятельностью вуза в выборе дидактического содержания ООП и т.п. Предлагаемая статья посвящена подходу к проектированию ООП в соответствии с ФГОС ВПО, реализуемому в Московском авиационном институте (государственном техническом университете) при подготовке инженерных кадров. Основой послужила система созданных нормативных документов учебно-методической деятельности вуза, а инструментом – разрабатываемая в настоящее время в МАИ информационно-аналитическая система университета (ИАСУ МАИ). МАИ является головным вузом в Учебно-методическом объединении высших учебных заведений РФ в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК), и предлагаемый в статье подход неоднократно обсуждался на заседаниях совета УМО АРК. Главные проблемыОсновой предлагаемого подхода к решению сформулированной проблемы стал метод системного анализа. Прежде всего, необходимо было понять, какие ограничения и требования ФГОС ВПО оказывают наибольшее влияние на процесс проектирования ООП, какие методологические и инструментальные вопросы становятся приоритетными. Затем, на основе проведенной проблемной декомпозиции, можно уже говорить о синтезе подхода к проектированию ООП. Коротко остановимся на основных принципах и требованиях ФГОС ВПО, кардинально изменяющих суть проектирования ООП. Итак, прежде всего выделим следующее.
Перечисленные принципы и требования ФГОС ВПО, а также разрабатываемые на их основе собственные образовательные стандарты вуза выявили ряд проблем, возникающих при проектировании ООП, особенно в технических вузах, а именно:
Принципы проектирования ООПДля решения сформулированных проблем в МАИ был разработан единый подход к проектированию ООП, базирующийся на следующих основных принципах. 1. Изменение традиционной структуры учебно-методической деятельности. Данный принцип нашел свое отражение в новой организации работы учебно-методического совета университета, структура которого представлена на рисунке 1. Это изменение направлено на систематизацию и регламентацию процесса проектирования в рамках учебно-методических комиссий по направлениям/ специальностям подготовки вследствие большого количества ООП по профилям/специализациям. Рисунок1.
2. Разработка принципов проектирования учебных графиков и компетентностно-ориентированных учебных планов. Для этого была предложена последовательность проектирования (рис. 2) и сформулированы универсальные процедуры.
а) Проектирование учебного графика.
• Проектирование учебного графика должно начинаться с последнего семестра:
– количество недель итоговой аттестации = объем аттестации в зачетных единицах/1.5; – размещение итоговой государственной аттестации, начиная от последней недели обучения. • Определение количества недель практики: – количество недель практики = объем практики в зачетных единицах/1.1.5. • Определение начала занятий весеннего семестра: – 9 февраля (рекомендация). • Распределение минимально необходимых каникул в семестрах. – 2 недели перед началом весеннего семестра; – 5 недель в конце четного семестра. • Распределение практики: – в конце четных семестров (желательно четное количество недель). • Распределение сессий: – в нечетных семестрах – перед каникулами 3-4 недели; – в четных семестрах – перед практикой 3-4 недели. • Осенний семестр: – 7 недель теоретического обучения, 4 недели сессии. • Весенний семестр: – 3-4 недели сессии, 2-4-6 недель практики, оставшееся – теоретическое обучение. Рисунок 2.
б) Проектирование учебного плана, размещение дисциплин.
в) Проектирование учебного плана, планирование часовой нагрузки:
г) Проектирование учебного плана итерации. 3. Разработка единых модулей дисциплин базовых частей циклов. Данный принцип позволил сформировать единое образовательное пространство в части гуманитарной и социально-экономической подготовки, фундаментальной естественнонаучной подготовки, общеинженерной подготовки, с точки зрения достигаемых результатов обучения и единства используемых образовательных технологий. При этом для цикла ГСЭ критерием выступал объем соответствующего цикла ФГОС ВПО, а для остальных циклов – направленность деятельности выпускника. Данный принцип нашел свое отражение в серии нормативной документации МАИ и правилах разработки учебных планов в информационно-аналитической системе университета. Так, в таблице 1 приведены требования по обязательной и рекомендуемой части ООП профессионального цикла ООП специалиста. Таблица 1.
4. Разработка слоя собственных компетенций. В этой части был предложен подход, основанный на разработке измеримых и согласованных с профессиональными стандартами компетенций, базирующийся на традиционном уровневом представлении компетенций – компетентности (ознакомление, знание, умение, синтез), детально изложенном в [1] и [2]. Такой подход послужил основой создания собственных образовательных стандартов МАИ, позволив сбалансировать указанную выше несогласованность и плохую измеримость компетенций ФГОС ВПО. 5. Разработка принципов проектирования компетентноориентированных программ дисциплин и практики.
В этой части было предложено следующее: Рисунок 3.
ИАСУ как инструмент проектированияВследствие высокой формализации предложенных выше принципов и процедур, а также в связи с высокой динамичностью и необходимостью постоянного обновления учебно-методической документации по ООП в МАИ была разработана собственными силами первая фаза информационно-аналитической системы института – ИС «Основные образовательные программы». Цель создания системы заключается в реализации единых в рамках всего университета:
Состав и архитектура ИАСУ МАИ приведены на рисунке 4. Рисунок 4.
Архитектура системы: клиент-сервер. Дополнительные возможности:
Структура системы приведена на рисунке 5. Рисунок 5.
В ИАСУ предусмотрены следующие группы (роли пользователей):
Для них предполагаются следующие функции:
Типовой вид автоматизированного рабочего места разработчика приведен на рисунке 6. Рисунок 6.
Для систематизации деятельности разработчиков был создан регламент размещения, хранения, использования и утверждения информации в ИАСУ МАИ, фрагмент которого, посвященный разработке и утверждению учебного плана, приведен на рисунке 7. Рисунок 7.
Таким образом, в процессе реализации перехода на уровневую систему образования удалось разработать подход к проектированию ООП подготовки инженерных кадров, ориентированный на использование информационно-аналитической системы университета и обеспечивающий согласованную нормативную политику в области учебно-методической деятельности на современном этапе развития образования. Список источников
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|