Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Работодатель выбирает магистра

На рынке труда бакалавр пока не пользуется популярностью. Работодатели стремятся принять на работу выпускников с пяти-шестилетней подготовкой, то есть специалистов и магистров. В связи с ликвидацией большинства привычных специальностей при переходе на ФГОС работодатели отдают предпочтение магистрам.

Просмотров: 2382
ОВОДЕНКО Анатолий Аркадьевич – ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, доктор технических наук, профессор

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) – единственный приборостроительный вуз в содружестве аэрокосмических вузов страны – в Год российской космонавтики отмечает семидесятилетие. Как учебному заведению удается идти в ногу со временем и готовить кадры, востребованные рынком труда? Об этом в интервью нашему журналу рассказал ректор ГУАП Анатолий ОВОДЕНКО.

– Анатолий Аркадьевич, ежегодно выпускаются сотни молодых специалистов для аэрокосмической отрасли. Однако, как считают эксперты, спрос на кадры в этой сфере пока больше, чем могут предложить учебные заведения. Как система профильного образования и ваш вуз, в частности, отвечают на этот вызов?

– За последние годы ситуация на рынке труда действительно изменилась. Развивающиеся высокотехнологические отрасли требуют все больше квалифицированных специалистов. Работодатели предлагают им высокую зарплату и перспективы для карьерного роста. Принимаются меры государственной поддержки инженерного образования, растет госзаказ на подготовку специалистов по оборонным специальностям и направлениям, развивается система целевого приема в вузы.

За семьдесят лет своей истории Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения подготовил около 70 тыс. специалистов, более 2 тыс. кандидатов и около 200 докторов наук.

Почти все наши студенты уже с третьего-четвертого курсов начинают сотрудничать с предприятиями-партнерами, участвовать в совместных исследованиях, знакомятся с условиями работы на этих предприятиях. Хорошим примером такого сотрудничества являются связи с концерном «Гранит-Электрон», на котором действуют три базовых кафедры ГУАП. А к семидесятилетию университета «Гранит-Электрон» подарил университету суперсовременную специализированную мультимедийную аудиторию для проведения занятий по профильным дисциплинам.

– Сегодня разрабатываются проекты ФГОС третьего поколения. Что принципиально нового появится в содержании стандартов для вузов аэрокосмического профиля? На какой стадии эта работа находится в вашем университете как одном из ведущих учебных заведений аэрокосмического профиля?

– При проектировании нового поколения образовательных программ мы старались обеспечить наилучшие условия для углубленной фундаментальной подготовки студентов, традиционной для нашего вуза. Глубокие знания в области математических и естественнонаучных дисциплин позволяют преподавать последующие профессиональные и специальные дисциплины на высоком современном уровне. Фундаментальная подготовка – это лучшее средство для самостоятельного освоения новых знаний, повышения квалификации, освоения смежных или новых областей знаний и видов деятельности. Для реализации этой задачи на единой методической и организационной основе в ГУАП еще в 2008 году был создан факультет базовой магистерской подготовки, на котором учатся студенты первого и второго курсов. Мы предлагаем студентам целый ряд обязательных дисциплин по выбору, факультативов, дополнительных дисциплин за рамками основной программы. Важно отметить, что дополнительная подготовка для студентов является бесплатной и финансируется из внебюджетных средств университета.

При разработке конкретных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения очень важно было точно спрогнозировать, какие знания и компетенции выпускников будут актуальны ко времени завершения обучения студентов, то есть через четыре-шесть лет, как будет развиваться научно-техническая мысль в этой профессии и области знаний. Важная роль при этом отводилась мнению работодателей. У нашего вуза достаточно много постоянных потребителей выпускников, и мы с ними эффективно консультировались, отрабатывая модели будущих выпускников вуза.

Сейчас в ГУАП эта огромная работа завершена, новые учебные планы утверждены, и с 1 сентября по ним начнут учиться студенты.

– Расскажите, пожалуйста, какие шаги предприняты по приведению системы образования в аэрокосмических вузах в соответствие с Болонскими принципами?

– Замечу, что на рынке труда бакалавр пока не очень пользуется популярностью. Поскольку работодатели оплачивают подготовку специалистов косвенно, платя налоги государству, то они стремятся принять на работу наиболее подготовленных выпускников с пяти-шестилетней подготовкой, то есть специалистов и магистров. В связи с ликвидацией большинства привычных специальностей при переходе на ФГОС работодатели предлагают возмещать свои потребности в привычных им инженерах-разработчиках, проектировщиках, конструкторах, технологах, испытателях путем подготовки магистров с соответствующими специализациями.

Для образовательной деятельности ГУАП в последние годы характерно активное развитие подготовки магистров. Значительно расширился спектр направлений, возросло число магистерских программ и объемы подготовки магистров.

Кстати, для ГУАП это дело не новое. Еще в 80-е годы наш вуз был одним из пионеров подготовки инженеров-исследователей с шестилетним сроком обучения, являлся головным вузом по комплексной программе «Целевая интенсивная подготовка специалистов» Минвуза Российской Федерации. В развитие эксперимента по подготовке инженеров-исследователей ГУАП перешел к подготовке магистров по собственным учебным планам. После принятия государственных образовательных стандартов подготовка магистров стала вестись на их основе.

Успешно готовить магистров можно, только обеспечив условия для непосредственного участия магистрантов в реальных научных исследованиях, проводимых научными коллективами вуза. Следовательно, по каждому направлению магистратуры в вузе должны быть научные школы, научные подразделения, а тематика исследований должна быть востребована платежеспособными заказчиками.

– Как расставляются акценты в научно-исследовательской деятельности вашего вуза?

– Приоритетными направлениями научных исследований в ГУАП являются авиационная и ракетно-космическая техника, технологии высокоточной навигации, безопасность движения, высокопроизводительные вычислительные системы. Расширился спектр фундаментальных исследований, в том числе в междисциплинарных областях. На основе тесной связи с реальным сектором экономики проводятся прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки по шести отраслям науки.

Сегодня в составе учебно-научно-технологического комплекса университета работают 28 подразделений. В их числе Международный институт передовых аэрокосмических технологий, Институт проблем волновой электроники, Институт компьютерной безопасности вычислительных систем и сетей, Институт высокопроизводительных компьютерных и сетевых технологий, Институт информационных технологий в образовании, Научно-исследовательский институт инновационных технологий в электромеханике и энергетике.

Развивается сеть научно-образовательных центров ГУАП. Среди них центр систем обработки аэрокосмической информации, центр технологий беспилотной авиации, встроенных электронных систем обработки информации и управления, центр биомедицинской радиоэлектроники и информатики, Российско-французский центр информатики и вычислительной техники.

Университетом уже созданы 5 малых инновационных предприятий, формируются еще 3 таких предприятия. Открыт бизнес-инкубатор информационно-коммуникационных технологий.

За пять последних лет разработки ГУАП отмечены 2 премиями Правительства Российской Федерации в области образования, 11 премиями Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования и 6 премиями Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: уровневая система подготовки, анатолий оводенко, ГУАП, аэрокосмическое образование, юбилей, ао-48

Похожие материалы:
ОмГАУ им. П.А. Столыпина: Сибирский характер
Проектирование образовательных программ в авиакосмической области
Главный в вузе - студент
Военная академия радиационной, химической и биологической защиты отметила 85-летие
85 лет Йошкар­-Олинскому медицинскому колледжу
Уфимская государственная академия искусств – союз искусств в зеркале времени
Инновационно-образовательный центр космических услуг в Санкт-Петербурге
Первый в мире вуз в сфере молочного бизнеса
Гарантии качества образования в области авиации
Магистры для «оборонки»: востребованность растет

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#98России грозит структурный дефицит трудовых ресурсов
#95Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
#100Свердловский областной педагогический колледж отметил девяностопятилетие
#105Траектория по восходящей: в 2018 году Нижневартовскому государственному университету исполняется тридцать лет
#101Гидрометеорологический техникум активно сотрудничает с социальными партнерами
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний