Работодатель выбирает магистраНа рынке труда бакалавр пока не пользуется популярностью. Работодатели стремятся принять на работу выпускников с пяти-шестилетней подготовкой, то есть специалистов и магистров. В связи с ликвидацией большинства привычных специальностей при переходе на ФГОС работодатели отдают предпочтение магистрам. Просмотров: 2446
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП) – единственный приборостроительный вуз в содружестве аэрокосмических вузов страны – в Год российской космонавтики отмечает семидесятилетие. Как учебному заведению удается идти в ногу со временем и готовить кадры, востребованные рынком труда? Об этом в интервью нашему журналу рассказал ректор ГУАП Анатолий ОВОДЕНКО. – Анатолий Аркадьевич, ежегодно выпускаются сотни молодых специалистов для аэрокосмической отрасли. Однако, как считают эксперты, спрос на кадры в этой сфере пока больше, чем могут предложить учебные заведения. Как система профильного образования и ваш вуз, в частности, отвечают на этот вызов? – За последние годы ситуация на рынке труда действительно изменилась. Развивающиеся высокотехнологические отрасли требуют все больше квалифицированных специалистов. Работодатели предлагают им высокую зарплату и перспективы для карьерного роста. Принимаются меры государственной поддержки инженерного образования, растет госзаказ на подготовку специалистов по оборонным специальностям и направлениям, развивается система целевого приема в вузы. За семьдесят лет своей истории Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения подготовил около 70 тыс. специалистов, более 2 тыс. кандидатов и около 200 докторов наук. Почти все наши студенты уже с третьего-четвертого курсов начинают сотрудничать с предприятиями-партнерами, участвовать в совместных исследованиях, знакомятся с условиями работы на этих предприятиях. Хорошим примером такого сотрудничества являются связи с концерном «Гранит-Электрон», на котором действуют три базовых кафедры ГУАП. А к семидесятилетию университета «Гранит-Электрон» подарил университету суперсовременную специализированную мультимедийную аудиторию для проведения занятий по профильным дисциплинам. – Сегодня разрабатываются проекты ФГОС третьего поколения. Что принципиально нового появится в содержании стандартов для вузов аэрокосмического профиля? На какой стадии эта работа находится в вашем университете как одном из ведущих учебных заведений аэрокосмического профиля? – При проектировании нового поколения образовательных программ мы старались обеспечить наилучшие условия для углубленной фундаментальной подготовки студентов, традиционной для нашего вуза. Глубокие знания в области математических и естественнонаучных дисциплин позволяют преподавать последующие профессиональные и специальные дисциплины на высоком современном уровне. Фундаментальная подготовка – это лучшее средство для самостоятельного освоения новых знаний, повышения квалификации, освоения смежных или новых областей знаний и видов деятельности. Для реализации этой задачи на единой методической и организационной основе в ГУАП еще в 2008 году был создан факультет базовой магистерской подготовки, на котором учатся студенты первого и второго курсов. Мы предлагаем студентам целый ряд обязательных дисциплин по выбору, факультативов, дополнительных дисциплин за рамками основной программы. Важно отметить, что дополнительная подготовка для студентов является бесплатной и финансируется из внебюджетных средств университета. При разработке конкретных образовательных программ на основе ФГОС нового поколения очень важно было точно спрогнозировать, какие знания и компетенции выпускников будут актуальны ко времени завершения обучения студентов, то есть через четыре-шесть лет, как будет развиваться научно-техническая мысль в этой профессии и области знаний. Важная роль при этом отводилась мнению работодателей. У нашего вуза достаточно много постоянных потребителей выпускников, и мы с ними эффективно консультировались, отрабатывая модели будущих выпускников вуза. Сейчас в ГУАП эта огромная работа завершена, новые учебные планы утверждены, и с 1 сентября по ним начнут учиться студенты. – Расскажите, пожалуйста, какие шаги предприняты по приведению системы образования в аэрокосмических вузах в соответствие с Болонскими принципами? – Замечу, что на рынке труда бакалавр пока не очень пользуется популярностью. Поскольку работодатели оплачивают подготовку специалистов косвенно, платя налоги государству, то они стремятся принять на работу наиболее подготовленных выпускников с пяти-шестилетней подготовкой, то есть специалистов и магистров. В связи с ликвидацией большинства привычных специальностей при переходе на ФГОС работодатели предлагают возмещать свои потребности в привычных им инженерах-разработчиках, проектировщиках, конструкторах, технологах, испытателях путем подготовки магистров с соответствующими специализациями. Для образовательной деятельности ГУАП в последние годы характерно активное развитие подготовки магистров. Значительно расширился спектр направлений, возросло число магистерских программ и объемы подготовки магистров. Кстати, для ГУАП это дело не новое. Еще в 80-е годы наш вуз был одним из пионеров подготовки инженеров-исследователей с шестилетним сроком обучения, являлся головным вузом по комплексной программе «Целевая интенсивная подготовка специалистов» Минвуза Российской Федерации. В развитие эксперимента по подготовке инженеров-исследователей ГУАП перешел к подготовке магистров по собственным учебным планам. После принятия государственных образовательных стандартов подготовка магистров стала вестись на их основе. Успешно готовить магистров можно, только обеспечив условия для непосредственного участия магистрантов в реальных научных исследованиях, проводимых научными коллективами вуза. Следовательно, по каждому направлению магистратуры в вузе должны быть научные школы, научные подразделения, а тематика исследований должна быть востребована платежеспособными заказчиками. – Как расставляются акценты в научно-исследовательской деятельности вашего вуза? – Приоритетными направлениями научных исследований в ГУАП являются авиационная и ракетно-космическая техника, технологии высокоточной навигации, безопасность движения, высокопроизводительные вычислительные системы. Расширился спектр фундаментальных исследований, в том числе в междисциплинарных областях. На основе тесной связи с реальным сектором экономики проводятся прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки по шести отраслям науки. Сегодня в составе учебно-научно-технологического комплекса университета работают 28 подразделений. В их числе Международный институт передовых аэрокосмических технологий, Институт проблем волновой электроники, Институт компьютерной безопасности вычислительных систем и сетей, Институт высокопроизводительных компьютерных и сетевых технологий, Институт информационных технологий в образовании, Научно-исследовательский институт инновационных технологий в электромеханике и энергетике. Развивается сеть научно-образовательных центров ГУАП. Среди них центр систем обработки аэрокосмической информации, центр технологий беспилотной авиации, встроенных электронных систем обработки информации и управления, центр биомедицинской радиоэлектроники и информатики, Российско-французский центр информатики и вычислительной техники. Университетом уже созданы 5 малых инновационных предприятий, формируются еще 3 таких предприятия. Открыт бизнес-инкубатор информационно-коммуникационных технологий. За пять последних лет разработки ГУАП отмечены 2 премиями Правительства Российской Федерации в области образования, 11 премиями Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования и 6 премиями Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|