Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Проект «5-100»: перезагрузка

До конца февраля 2017 года вузы-участники проекта «5-100» должны представить по пять стратегических академических единиц (САЕ), созданных усилиями различных университетских структур.

Просмотров: 205

Материал опубликован в журнале №91 от 18.11.2016.

ВОРОБЬЕВ Александр Егорович ВОРОБЬЕВ Александр Егорович – заведующий кафедрой нефтепромысловой геологии, горного и нефтегазового дела Российского университета дружбы народов, директор научно-образовательного центра «Инновации в горном и нефтегазовом комплексе», доктор технических наук, профессор.

В 2016 году Минобрнауки РФ изменило модель распределения субсидий для вузов-участ­ников проекта «5-100». Из прежней модели было исключено обеспечение «приоритетных направлений», в результате чего система финансирования стала базироваться только на двух компонентах: трансформационном и поддерживающем. Логика новой системы заключается в финансовой поддержке прежде всего тех научно-исследовательских и образовательных направлений, которые являются «вытягивающими» для каждого конкретного университета, вошедшего в данную программу1.

До конца февраля 2017 года вузы-участники проекта должны представить по пять стратегических академических единиц (САЕ), созданных усилиями различных университетских структур.

Единицы лидерства

Стратегические академические единицы – особые структурные подразделения, имеющие достаточный потенциал для последующей контролируемой трансформации университета с его выводом на безусловные лидерские позиции на национальном и международном уровнях. По сути, эта система представляет собой кардинальный реинжиниринг российского образования, является принципиально новой, многообещающей моделью его интенсивного развития.

Стратегические академические единицы бывают двух типов.

  • САЕ первого типа. Научно-образовательные консорциумы, сформированные за счет одного или нескольких факультетов и научных подразделений университета на основе коллективов исследователей, работающих в довольно близких актуальных научных направлениях, а также активно участвующих в образовательной деятельности, реализуя программы всех уровней обучения. Такие объединения должны быть признаны международным академическим сообществом, иметь довольно высокий потенциал в заявляемом научном направлении.
  • САЕ второго типа. Центры превосходства, которые созданы для проведения перспективных научных исследований в более узких междисциплинарных областях, интегрированных в международную академическую повестку. На базе центров реализуются только магистерские и аспирантские образовательные программы.

Стратегические академические единицы, как правило, обладают матричной структурой, включающей несколько основных исследовательских направлений, охватывающих различные сферы изучения с выделением отдельных приоритетных областей. Университету, участвующему в таком проекте, в первую очередь необходимо осуществить выбор опережающих направлений исследований, своеобразных «точек роста». Процесс включает генерацию, сбор, развитие, оценку и выбор различных наиболее перспективных научных идей, имеющих не столько мировую новизну, сколько мировое превосходство.

В рамках выбранных направлений целесообразно иметь весьма существенный задел, а приоритет исследований коллектива САЕ обязательно должен быть подтвержден публикациями в ведущих мировых научных журналах. Кроме того, необходимо осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов. В итоге можно ожидать значительных прорывных (превышающих мировой уровень) научных и технических результатов.

Решения о конкретной форме реализации САЕ первого или второго типа каждый участвующий в программе университет принимает самостоятельно [3]. Это может быть формат мегафакультетов, объединяющих в себе факультеты, кафедры, научно-исследовательские институты и лаборатории, а также инженерно-технологические подразделения и студенческие исследовательские объединения. В другом случае возможно создание, например, школ или консорциумов мирового превосходства. Стратегическими партнерами консорциумов подобных САЕ являются ведущие ученые, коллективы участвующих в программе университетов, исследовательских и академических институтов, инновационных компаний и резидентов технопарков [5]. При этом, с одной стороны, в таких САЕ концентрируется наибольший исследовательский потенциал университета, с другой – они ориентированы на перспективные области национального и мирового развития, имеющие значительную степень востребованности со стороны реальных секторов национальной экономики, а также тех или иных государственных и общественных структур (профессиональных сообществ).

Результаты САЕ представляют собой исследовательские и образовательные программы мирового класса, обычно включающие явно выраженный инновационно-предпринимательский трек [4]. Они имеют самую актуальную повестку и комплексный, трансдисциплинарный характер – то, что определяет последующий статус университета, выдвинувшего САЕ, не только на российском, но и на международном уровнях.

Инновационное развитие

Тематика проектов вузов-участников предполагает выработку принципиально новых знаний с получением соответствующих охранных документов – патентов на изобретения [1, 2]. Данное обстоятельство находится в русле основных инженерных исследований западных университетов, характеризующихся следующими факторами:

  • увеличением количества патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах Евросоюза, США и Японии – до 2,5-3 тыс. патентов к 2020 году (в 2009 году – всего 63 патента);
  • увеличением доли средств, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в структуре платежей, поступающих в ведущие российские университеты из всех источников финансирования – до 25 процентов.

Если сравнивать Россию с другими странами, то такой показатель, как «публикации в ведущих научных журналах мира», у нас на данный момент составляет 2,03 процента, а у Китая, например, – 5,86 процента. При этом, в 1995 году РФ занимала по этому параметру 11 место, в то время как КНР – 14-е.

Не выдерживает Россия конкуренции с азиатскими парт­нерами и по доле высокотехнологичной продукции на мировом рынке – 0,3 процента против 4-8 процентов у Сингапура, Кореи и Тайваня.

Что касается объема экспортных технологий, то у России он составляет 0,63 млрд. долларов, в то время как Венгрия, Финляндия и США располагают 1,6, 3,3 и 75,4 млрд. долларов соответственно.

И, наконец, относительно уровня инновационной активности в промышленности Россия имеет показатель 9,4 процента, а страны ЕС Венгрия и Германия – 21 и 73 процента.

В перспективе намеченных и происходящих изменений доля высокотехнологичных товаров и услуг РФ в общем объеме на мировых рынках в таких областях, как ядерные технологии, авиастроение, судостроение, программное обеспечение, вооружение и военная техника, образовательные услуги, космические услуги и производство ракетно-космической техники, к 2020 году может достичь 5-10 процентов2.

Исследования по разработке и апробированию опережающих технологий новой экономики носят междисциплинарный характер, что обусловливает необходимость участия в САЕ многих структурных подразделений вузов-участников программы. Их объединение позволит осуществлять подготовку специалистов, способных быстро адаптироваться к любым изменениям внешней среды, самостоятельно получать знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности в принципиально новых условиях, а также осваивать актуальные компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воробьев А.Е. Пути повышения эффективности финансирования НИР вузов // «Альма-матер (вестник высшей школы)», № 2, 2015. – С. 19-26.
  2. Воробьев А.Е. Разработка «дорожной карты» повышения эффективности финансирования НИР вузов // «Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО», № 1, 2015. – С. 10-17.
  3. Курс на САЕ: зачем вузам реструктуризация // research.ifmo.ru/ru/news2/ 5761/kurs_na_sae:_zachem_vuzam_restrukturizaciya.htm
  4. САЕ как миф и реальность // tsu.ru/university/rector_page/sae-kak-mif-i-realnost
  5. Стратегические академические единицы // nsu.ru/SAE_ru

СНОСКИ

  1. См. аналитическую статью Е.П. Синдеевой «Белые начинают и выигрывают» // «Аккредитация в образовании», 2013. – № 8 (68). – С. 6-9.
  2. Подробнее: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Промежуточные итоги проекта «5-100»
Развитие медицинского образования на современном этапе
Академическая мобильность ангольских студентов
Сбалансированная модель гарантии качества высшего образования
Развитие экспорта новозеландского образования
Ейский полипрофильный колледж активно развивается
Острый вопрос неформального образования
Борис Славин: XXI век - закат университетов
Повышение профессионального уровня педагогов
Продвижение российских научных журналов в мире

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ