Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Олег Мочалов: Престиж педагогического образования растет

Ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Олег Мочалов о перспективах развития: "Новое время, новые требования к вузу диктуют и новые серьезные задачи. Одно из основных направлений работы на ближайшие годы - развитие научно-исследовательской деятельности и главное - коммерциализация научных разработок."

Просмотров: 1608

New Image[++].jpg

Многопрофильный вуз

- Олег Дмитриевич, Поволжской государственной социально-гуманитарной академии скоро исполнится 102 года, это один из старейших педагогических вузов Поволжья. С какими итогами вуз пришел к этому рубежу?

- Сегодня ПГСГА - комплексный, многопрофильный вуз. Мы готовим бакалавров и специалистов по 8 укрупненным группам специальностей, среди которых «Экономика и управление», «Сервис» и многие другие. Тем не менее, главным традиционно остается педагогическое направление подготовки студентов: 78-79 процентов наших выпускников получают дипломы именно по направлению «Образование и педагогика». Мы бережем и развиваем наши традиции подготовки учителей как высококвалифицированных кадров для системы образования. Можно говорить, что в Среднем Поволжье это один из немногих подобных вузов педагогической направленности.

В ПГСГА сейчас обучаются более 7 тысяч студентов, а вместе со всеми слушателями - около 9 тысяч человек. Около 50 процентов учащихся - приезжие, многие прибывают к нам осваивать профессию из сел, малых городов губернии, соседних регионов. Некоторые факультеты ПГСГА уникальны и не имеют аналогов в нашем регионе. Это, например, факультет начального образования, факультет специального образования, где готовят специалистов по логопедии и олигофренопедагогике.

У нас очень сильный педагогический коллектив. Около 70 процентов преподавателей имеют ученые степени кандидатов и докторов наук по различным специальностям, 11,5 процента - доктора наук. И по всем прогнозам показатель остепененности будет расти.

В июне наш вуз успешно прошел процедуру государственной аккредитации. В ПГСГА целую неделю работали 15 экспертов из различных университетов, академий и институтов страны, от Орла до Екатеринбурга. Все они вынесли положительные заключения о работе ПГСГА, и мы получили от Министерства образования очередную аккредитацию сроком на шесть лет.

- Какие специальности и направления подготовки бакалавриата ПГСГА наиболее популярны у абитуриентов?

- В этом году ПГСГА выделили 662 бюджетных места на очном отделении и 257 - на заочном. Всего мы приняли около 920 первокурсников на бюджетные места и около 600 - на коммерческой основе. Конкурс был весьма приличный, он составил 6,5 заявления на место. Средний проходной балл по вузу был около 64 баллов, а на педагогические направления - около 75 баллов. Самые востребованные специальности по результатам этого года: иностранный язык, математика, экономика, физическая культура, русский язык и литература, педагогика начального образования и дошкольного образования. Традиционно большой популярностью у абитуриентов пользуются сдвоенные профили, например, математика и информатика, физика и информатика. В этом нет ничего удивительного, ведь закончив такой профиль, выпускник будет специалистом в нескольких областях.

- А появились ли какие-то новые специальности или направления подготовки?

- Да, в этом году мы впервые открыли на историческом факультете профиль «Право». По окончании четырехлетнего курса обучения выпускник будет иметь специальность «учитель права». Здесь мы оказались почти монополистами - подобные профили есть только в нескольких вузах в стране, а в Поволжье мы единственные, кто готовит таких специалистов. На этот профиль выделяются бюджетные места, в этом году мы набрали группу 15 человек. Абитуриенты сразу оценили новый профиль: конкурс на «Право» был довольно высокий: он составил 10,5 заявления на место. После завершения обучения по данному профилю выпускник может поступить в магистратуру по направлению «Юриспруденция».

Педагоги нужны везде

- Насколько востребованы выпускники академии? Где они находят применение своим силам и знаниям?

- Ребята, получившие диплом ПГСГА, очень востребованы и на рынке труда не задерживаются. Конечно, не все идут работать по специальности, и, на мой взгляд, это не совсем правильно, особенно для тех, кто учился на бюджетной форме. Ведь если человек четыре или пять лет отучился на бюджетной основе, государство на него потратило деньги, и было бы справедливо отдать этот долг тремя или пятью годами работы по специальности. Тем более что сейчас губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин и Министерство образования и науки Самарской области заботятся о трудоустройстве выпускников. Во-первых, в школах выросла зарплата, и привлекательность педагогической профессии, соответственно, тоже возросла. Во-вторых, сегодняшние выпускники-педагоги могут заключить договор с Министерством образования и науки о гарантированном трудоустройстве в течение трех лет после окончания вуза с выплатой подъемного пособия от 160 до 350 тысяч рублей единовременно. В 2013 году уже было заключено 70 таких договоров, ребята уехали работать в села. Кроме того, ПГСГА имеет 500 долгосрочных договоров о сотрудничестве как с конкретными школами, так и со всеми образовательными округами губернии. Нагляднее всего о трудоустройстве скажут цифры. Из выпускников 2013 года 55 процентов ребят накануне вручения диплома были гарантированно трудоустроены в системе образования. 13 процентов юношей были готовы идти в армию, 6 процентов девушек ожидали пополнения в семье, и примерно 25 - 26 процентов ребят стояли перед выбором места работы. Нужно отметить, что выпускники, получившие педагогическое образование, очень востребованы на рынке труда, и не только в школах. Они работают в СМИ, правоохранительных органах, социальной службе, органах власти. Педагогическое образование во многом универсальное, оно расширяет кругозор, учит работать и общаться с людьми, дает серьезную психологическую подготовку. Поэтому на рынке труда выпускники ПГСГА не задерживаются, на учете в службе занятости их практически нет.

Акцент на практическую науку

- Какие перспективы сегодня открываются перед ПГСГА? Какие основные задачи перед ней стоят?

- Новое время, новые требования к вузу диктуют и новые серьезные задачи. Одно из основных направлений работы на ближайшие годы - развитие научно-исследовательской деятельности и главное - коммерциализация научных разработок. Конечно, сделать это гуманитарному вузу сложнее, чем, например, техническому, но это требование федерального Министерства образования: каждая укрупненная группа специальностей в год должна зарабатывать на научных исследованиях не менее трех миллионов. Поэтому мы планируем создать на базе академии хозяйственные общества, инновационные структуры, некоммерческие организации, которые будут непосредственно заниматься хоздоговорной работой, коммерциализацией научной деятельности. Мы планируем получать больше грантов, участвовать в различных конкурсах, в том числе и студенческих. В частности, сейчас объявлен студенческий конкурс инновационных проектов по модернизации агробиостанции. Она работает при естественно-географическом факультете ПГСГА. Мы планируем ее модернизировать и в дальнейшем привлекать школьников для прохождения практики по ботанике.

Также я уверен, что немалые перспективы открываются перед вузом в плане работы с молодежью, причем не только с теми ребятами, которые собираются к нам поступать, но и с теми, кому интересно творческое и интеллектуальное развитие, кто хочет получить престижное дополнительное образование вдобавок к основному, повысить квалификацию. В перспективе я вижу ПГСГА ведущим тренинговым и консалтинговым центром губернии в этом направлении. У нас есть все возможности для работы с молодежью и ее всестороннего развития: уникальный факультет художественного образования, факультет математики, физики и информатики, факультет физической культуры, факультет иностранных языков.

- Возможно ли объединение ПГСГА с каким-либо другим вузом?

- Считаю, что наш вуз должен сохранять самостоятельность. Сейчас во многих соседних регионах, в Пензенской, Саратовской областях, в Татарстане уже нет педагогических вузов, их объединили с другими. А это ведет к тому, что качество педагогического образования неизбежно пострадает. Одно дело - быть небольшим, но хорошим педагогическим вузом со своими многолетними традициями обучения, а другое - войти в состав большого, более именитого или богатого вуза, но потерять свою индивидуальность, свои традиции, свое лицо. Я рад, что губернатор Самарской области Николай Меркушкин разделяет позицию сохранения нашей самостоятельности. В начале 2013 года он приезжал в ПГСГА, выступал перед студентами, общался с преподавателями и высказал вполне определенное мнение, что педагогический вуз должен быть педагогическим.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: поволжская государственная социально-гуманитарная академия, олег мочалов, педагогическое образование

Похожие материалы:
Новый педагог – поле особого внимания Северо-Осетинского государственного педагогического института
Стратегия качества в педагогическом образовании Мордовии
Уральский государственный педагогический университет: учить и учиться
Образование: через призму двух парадигм
В Рязанской области прошла ярмарка педагогических вакансий
Интервью с Геннадием Бордовским: об учительстком труде
Экспресс-форум: повышение квалификации педагогов
Инновационный потенциал урока английского языка: от теории к практике
Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы
В соответствии с профессионализмом и бизнес-планом

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#101Парадоксы информационной открытости на ВУЗПРОМЭКСПО
#102Кудымкарскому педагогическому колледжу исполнилось девяносто лет
#103Психологические проблемы непрерывного образования
#108Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма отметил юбилей
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний