Уральский государственный педагогический университет: учить и учитьсяИнтервью с ректором Уральского государственного педагогического университета о круглой дате вуза, педагогическом образовании и новом интегрированном законе об образовании. Просмотров: 2102
Учить и учиться
Учить и учиться – таково жизненное кредо ректора Уральского государственного педагогического университета Бориса ИГОШЕВА, ставшее и корпоративным девизом. В нынешнем году университету, являющемуся родоначальником высшего педагогического образования на Урале, исполняется восемьдесят лет. Юбилей – это всегда повод максимально объективно подвести итоги уже пройденного пути и обозначить новые горизонты. – Борис Михайлович, весьма символично, что свое восьмидесятилетие один из старейших педагогических вузов Урала отмечает в Год учителя. Ваша профессиональная деятельность в УрГПУ, который вы окончили, началась в 1970 году, с 2005 года – руководите вузом. Если сегодня подвести итоги деятельности альма матер, какие из них определили бы как самые значимые? – Действительно, моя профессиональная жизнь началась в УрГПУ, в прошлом – СГПИ, и с тех пор неразрывно связана: сорок пять лет, как я здесь, больше половины всей жизни моей альма матер, – студент физического факультета, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, проректор по научной работе и международному сотрудничеству, ректор. Подводя сегодня итоги деятельности вуза, скажу, что главное достижение – это признанный в профессионально-педагогическом сообществе статус: Уральский педагогический университет закрепил за собой лидирующие позиции как региональный центр образования, науки и культуры. Богатое историческое прошлое, высокий уровень научных исследований, широкий спектр инновационных образовательных программ и технологий подготовки специалистов, активное развитие и новаторство позволяют вузу находиться на передовых рубежах российской науки и образования. Хочу особо подчеркнуть, наш университет сегодня объективно очень силен благодаря высокому уровню корпоративной культуры: хорошему отношению друг к другу, сплоченности коллектива, основанным, в том числе, на высоких показателях его социальной защищенности. В большой степени эти факторы определяют потрясающие результаты деятельности по всем направлениям работы. Наверное, это и есть самое ценное наше приобретение, которое, как и у большинства педагогических вузов, «пришло» через мучительный процесс преодоления многочисленных трудностей. Так, например, тяжело, но, в итоге, мужественно пережили педагогические вузы годы перестройки, лихие годы перехода к рынку, становления российской государственности, потери в обществе ориентиров и веры в традиционные человеческие ценности. Мы сохранили подготовку по всем учительским специальностям, внедрили современные технологии образовательного процесса, нашли возможность активно следовать требованиям работодателей, предъявляемым к образовательному и профессиональному уровню выпускников педагогического университета в дошкольном, дополнительном, коррекционном и общем образовании. Вопреки всему, на всех этапах истории нашего государства педагогические вузы, по моему мнению, работали эффективно и качественно, готовя квалифицированных педагогов, чьи воспитанники побеждали и побеждают на мировых конкурсах и олимпиадах, успешно трудятся в российской и мировой науке, культуре, промышленности. Немаловажно и то, что нам удалось сохранить почти утраченную ныне интеллигентную, высококультурную атмосферу учительских вузов, когда нормальное человеческое общение, не допускающее вольности в словах и поведении, не вышло из моды, а курение считается неприличным и уже более пяти лет запрещено в стенах нашего университета. Но особенно ярко свои высокие достижения в области подготовки квалифицированных кадров педагогические вузы продемонстрировали в период внедрения ЕГЭ, когда и без того мучительный этап апробации и внедрения новой системы оценки знаний в России был осложнен разразившимся мировым финансовым кризисом. Вспомним, сколько высказывалось претензий и замечаний в адрес средней школы – что называется, накопилось, – в результате, был введен федеральный мониторинг в виде ЕГЭ. Кстати, наш университет еще с 2002 года, осознавая неизбежную перспективу введения ЕГЭ и поддерживая его идею, ввел идеологию ЕГЭ в свои вступительные экзамены вместе со стобалльной оценкой итогов. В результате, первые и последующие итоги ЕГЭ в целом удовлетворили не только федеральные власти и поддержавшего единый государственный экзамен Президента России, но и самих школьников, родителей и педагогов. Педагоги в Свердловской области – в большинстве своем выпускники УрГПУ, – базируясь на педвузовской подготовке, сохраняют высококачественный уровень обучения в средней школе при жестком контроле Федерального государственного экзамена. Поразительно, как эти скромные люди своей каждодневной, практически подвижнической деятельностью, при объективно низком уровне заработной платы обеспечивают высокую эффективность своей работы и в период кризиса. Все российское государство пребывает в кризисе, а школа, вопреки этому, работает, демонстрируя очень часто образцы высочайшего профессионализма. Горжусь, что выпускники Уральского государственного педагогического университета получили такую подготовку, что им ни ЕГЭ, ни любой другой экзамен не страшен. Горжусь и тем, что сегодня среди членов правительства Свердловской области работают три наших выпускника. Бесконечно ценю и благодарен всем поколениям студентов, выпускников, преподавателей, коллег и наставников, которые, став когда-то частичкой этой славной педагогической семьи – УрГПУ, продолжили свое профессиональное дело и дарят сегодня свои знания, умения и сердца воспитанникам, ученикам во всех уголках нашей огромной страны. – В России готовится принятие интегрированного закона «Об образовании». Каково ваше мнение о проекте закона, который сейчас столь горячо обсуждается на всех уровнях? – Интегрированный закон, несомненно, нужен. Во-первых, сейчас мы живем по двум законам – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» – и одному Положению об образовательном учреждении высшего профессионального образования. Во-вторых, эти законы и положение принимались достаточно давно, а реалии жизни и системы образования существенно изменились. Мое твердое убеждение – государство не должно уходить из образования. Образование, его социальная и профессиональная составляющие должны регулироваться государством. Образование должно остаться опорой российской государственности и национального единения. Когда канцлеру Германии Бисмарку задали вопрос о причинах его непрерывных побед в войнах, которые вела Восточная Пруссия, он ответил: «Войны выигрывает прусский учитель!». И это действительно так – во всех странах мира. И в России именно учитель делает из ребенка российского гражданина. Учитель – главное действующее лицо процесса развития российского общества. И очень хорошо, если все мы это будем понимать. – В Год учителя в России особенно много говорится о необходимости повышения престижности профессии учителя. Исходя из огромного опыта вашей работы на ниве педагогики, как вы считаете, какие шаги и на каком уровне должны быть предприняты, чтобы профессия учителя действительно приобрела статус престижной в обществе? – Некоторые реальные шаги в повышении престижа профессии учителя уже сделаны, особенно с введением приоритетного национального проекта «Образование». Конкурсы по поддержке образовательных учреждений и отдельных учителей на федеральном и региональном уровнях существенно продвинули общественное сознание в понимании важности профессии учителя. С этой точки зрения, учительскому сообществу нужно поблагодарить ЕГЭ, ведь теперь «путевку в вуз» дает сама школа. Потому и внимание родителей, школьников, да и общества к школе и учителю существенно возросло. Вместе с тем, конечно же, этого явно недостаточно – до тех пор, пока учитель не сможет публично с гордостью сказать, что он работает в школе. Согласимся, что до этого еще далековато, и пока о престижности профессии учителя можно говорить очень осторожно. Для ее повышения, на мой взгляд, в первую очередь важно обеспечить достойную заработную плату, наличие введенного на федеральном уровне хорошего социального пакета, масштабную информационно-имиджевую составляющую. Кстати, в Свердловской области эти направления повышения престижности профессии учителя начинают успешно реализовываться, что, безусловно, вселяет надежду. – Общий педагогический стаж вашей семьи насчитывает более ста лет. Известно, что с 2007 года университет реализует масштабный корпоративный проект «Педагогические династии УрГПУ». Каковы его главные итоги на сегодняшний день? – Спасибо за вопрос, это, по сути, продолжение ответа на предыдущий. Проект «Педагогические династии УрГПУ» задумывался нами еще в 2005 году как долгосрочный приоритетный корпоративный проект университета, рассчитанный на реализацию до 2010 года. Его главной целью является качественное изменение отношения к педагогическому образованию и профессии учителя в обществе. Говоря об итогах проекта, подчеркну главное: все поставленные нами задачи решены, но говорить о его завершении пока не приходится. Вероятно, проект будет продолжен, поскольку в процессе его реализации мы осознали, насколько он уникален и глубок. Проект направлен не только на поиск, сохранение и воссоединение славных учительских традиций нашего университета и всей российской школы, что, безусловно, важно с историко-культурологической точки зрения. Ему оказалось подвластно и решение важной воспитательной задачи по формированию у молодежи и студентов педагогических вузов чувства принадлежности к учительской профессии и, связанных с этим, удовлетворенности и гордости от правильно сделанного выбора профессионального жизненного пути. Следует сказать, что именно наш проект стал родоначальником серии региональных проектов, затрагивающих проблему династийности в образовании и педагогике. Сейчас мы видим, что тема династий в образовании, да и в других сферах жизнедеятельности, очень популярна – проводится множество различных акций, но пять лет назад мы были первыми. И оказались услышанными. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин поддержал проект, и в октябредекабре 2010 года пройдет областной форум представителей педагогических династий, в рамках которого на базе УрГПУ состоится областная выставка «Педагогические династии Свердловской области».
– В одном из интервью – по поводу семидесятипятилетнего юбилея вуза – вы сказали: «И может быть, юбилей – это просто повод для того, чтобы еще раз сказать: мы должны сделать больше, и мы можем это сделать» С каким настроением, какими мыслями коллектив встречает восьмидесятилетний юбилей университета? Что можете сказать о планах на будущее? – Совершенно верно, юбилей – это всегда повод задуматься о том, что сделано и что еще предстоит сделать. Коллектив работников и студентов университета гордится своей принадлежностью к одному из ведущих российских педагогических вузов. У нас много успехов и достижений. Но мы понимаем, что настоящий педагог тот, в душе которого живет наш корпоративный девиз – «учить и учиться». Следовать ему для университета означает – ставить новые задачи, приступить к реализации рассчитанных до 2015 года четырнадцати целевых программ УрГПУ («Наша новая школа», «Качество», «Подготовка студентов к инновационной профессиональной деятельности», «Информатизация-2», «Информационная политика», «Университет – мой дом» и др.), повышать качество образовательного процесса, обеспечивать квалифицированными кадрами социально-экономический комплекс Уральского региона. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|