Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Лауреат конкурса «Учитель года России-2013» о современной системе образования

Выпускница Уральского государственного педагогического университета Юлия Леонидовна Семёнова вошла в число лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013». О секретах успеха и подводных камнях конкурса Юлия Леонидовна рассказала пресс-службе УрГПУ.

Просмотров: 2204
Лауреат конкурса «Учитель года России-2013» о современной системе образования: «Мы движемся вперед!»

Выпускница Уральского государственного педагогического университета Юлия Леонидовна Семёнова вошла в число лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013». О секретах успеха и подводных камнях конкурса Юлия Леонидовна рассказала пресс-службе Уральского государственного педагогического университета.

– Юлия Леонидовна, Вы – единственный педагог Свердловской области, кому удалось представлять честь региона на всероссийском уровне. Через какие конкурсные испытания Вы прошли?

– В первом туре каждый педагог-участник должен был представить интернет-ресурс, разработанный своими силами. Сайт содержал информацию о достижениях конкурсанта и его учеников.

Следующим этапом стал конкурс методических объединений: каждый педагог должен был представить проблемную тему, в основе которой лежала реальная проблема, успешно решенная конкурсантом. Выбранная мной тема была близка к теме кандидатской диссертации, которую я защитила в прошлом году: «Формирование билингвальной коммуникативной компетенции». Задача педагога – продемонстрировать актуальность обозначенной проблемы и предложить пути ее решения.

Следующим конкурсом было показательное учебное занятие в незнакомом классе. Накануне наша группа посетила школу №29 города Подольска. Образовательное учреждение запомнилось нам собственным планетарием, занятиями учеников на планшетных компьютерах.

– Как много времени отводилось на подготовку к конкурсным этапам?

– Вечером все конкурсанты получали задание. А утром должны были проявить себя в новом конкурсе. Получается, что на подготовку отводилась одна ночь непосредственно перед конкурсом.

– Так и до стресса недалеко…

– Да, действительно. Некоторым участникам становилось плохо во время конкурса. Иногда за кулисами дежурили врачи.

– Какой конкурс Вам запомнился больше всего?

Одним из таких можно назвать «Разговор с учащимися». Как обычно вечером нам озвучили 7 тем для разговора с учениками. Примерный круг тем: «Как воспитать гражданственность?», «Здоровье – это ценность или нет?», «Как стать успешным человеком?» и другие. Естественно, была бессонная ночь, в течение которой мне нужно было подготовить теоретический материал по каждой из семи тем, включая презентации, тематические видеоролики. Темы были мне действительно интересны, но самая большая сложность заключалась в том, чтобы за 20 минут, отведенных на конкурс, «разговорить» детей, подтолкнуть их к дискуссии. Сложно было выбрать эффективную форму работы с учащимися – в школах Уральского региона не распространена такая форма общения с учениками, как дискуссия.

– Чем для Вас был интересен конкурс «Дискуссия со школьниками»?

Интересна сама задумка конкурса, по которой в класс заходят дети и в течение минуты озвучивают педагогу выбранную ими тему для беседы. Мне, как учителю, хватило времени только на то, чтобы открыть подготовленные заранее папки с материалом и начать дискуссию. За отведенные 20 минут необходимо не только вывести учащихся на разговор, но и ответить на вопросы школьников, создать такую благоприятную обстановку, чтобы дети могли взаимодействовать друг с другом.

– Чем, на Ваш взгляд, интересна такая форма общения с учениками, как дискуссия?

– Дискуссия позволяет педагогу не только говорить самому, но и слушать тех, кому адресована его речь. После «разговора с учениками» конкурсанты поговорили с их родителями. Здесь нам обозначили общее тематическое направление: «Нравственное воспитание гражданина России, проблема взаимоотношений семьи и школы, проблема карманных денег». Задача педагога – заставить родителей учеников задуматься над определенным аспектом озвученной проблемы. Я провела беседу с родителями школьников на актуальную тему: «Подростковые группировки: миф или реальность». Так же, как и в предыдущем конкурсе, родители сами выбрали тему для разговора и, стараясь обозначить конкретную проблему, задавали вопросы педагогу. Я в свою очередь не только отвечала на вопросы родителей, но и предлагала пути решения той или иной проблемы. Для меня было важным дать родителям возможность высказаться. В реальности любой педагог зачастую сталкивается с ситуацией, когда высказывания родителей противоречат мнению учителя. В этом случае поможет умение слышать другого и учитывать его точку зрения.

Я убеждена, что такая форма работы, как дискуссия, должна обязательно применяться в школах Екатеринбурга и Свердловской области для проведения родительских собраний. Зачастую мы забываем о том, что у многих родителей наших учеников богатейший педагогический опыт, они успешны и умеют конструктивно решать многие проблемы.

– Как Вы можете оценить атмосферу конкурса?

Атмосфера была особой. На первом этапе все участники нашей группы очень сблизились. Не смотря на то, что все мы – конкуренты, мы помогали друг другу. Надо сказать, что я была в составе очень сильной группы, в которую входили представители Чеченской республики, Чувашии, Якутии, Ханты-Мансийска. Из нашей же группы – учитель информатики Андрей Сиденко, который стал победителем конкурса «Учитель года России-2013». Все участники нашей группы по-своему интересны. Мы разговаривали с коллегами о педагогике и современных подходах в образовании, обменивались опытом. Каждый регион представлял 1 участник. Всего было 8 групп, по 10 человек в каждой. Все преподаватели разных профилей: учителя физики, экономики, информатики, иностранного языка и другие. После каждого этапа в финал выходило по одному-два человека. Из 80 участников определились 15 лауреатов, в число которых я вошла.

– Какой конкурсный этап был для Вас самым сложным?

– Мастер-класс для большой аудитории во Дворце культуры г. Подольска. Жюри возглавил ректор МГУ, вице-президент Российской академии наук Виктор Антонович Садовничий. Также присутствовали представители Госдумы РФ, помощник Президента Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко и победители конкурса «Учитель года России» прошлых лет.

Мой мастер-класс первоначально был посвящен теме «Работа с QR-код на уроках иностранного языка», но из-за возникших проблем со здоровьем времени на подготовку к мастер-классу по этой теме не хватило. Я узнала, что вошла в «пятнашку», накануне вечером, а утром уже проводила мастер-класс. Я отдала предпочтение теме: «Читаем, думаем, творим» (использование принципа логографа на стыке русского и английского языков). Следующим туром была открытая дискуссия на тему: «Обучение детей с особыми образовательными возможностями», в том числе одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья. По окончании последнего конкурсного этапа была объявлена пятерка победителей и имена лауреатов конкурса. Мы приехали из Подольска в Москву.

– Юлия Леонидовна, чем, на Ваш взгляд, полезен для педагога опыт участия в подобном конкурсе?

Я получила незабываемые впечатления от участия. Думаю, что учителям полезно окунуться в другой образовательный опыт, посмотреть на жизнь незнакомой тебе школы «изнутри».

По окончании конкурса мы приехали в Москву, где приняли участие в круглом столе в пресс-центре «РИА-Новости». Круглый стол проводил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. В нем также принял участие министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов. Обсуждали профессиональный стандарт педагога.

Уникальным для меня было то, что в числе других лауреатов конкурса я получила возможность съездить в лучшие образовательные школы Москвы. Мы побывали в ГОУ ЦО №548 имени Ефима Лазаревича Рачевского, в школе при НИЯУ МИФИ, ГОУ СОШ № 1218 и других, вошедших в десятку лучших школ Москвы.

– Какие вопросы обсуждались на встрече в резиденции Президента РФ?

Сначала мы беседовали с министром образования и науки РФ Дмитрием Викторовичем Ливановым и помощником Президента РФ Андреем Александровичем Фурсенко. Тема нашей беседы – проблемы образования. Так, мы поднимали проблему электронных журналов и ЕГЭ, рассматривали возможности участия в олимпиадах школьников 7 класса. Главной темой разговора стал вопрос: как поднять мотивацию учащихся в среднем звене? По опыту знаю, что начальное звено у нас достаточно сильное. Старшее звено находится на хорошем уровне, а среднее нуждается в дополнительной мотивации. Эта проблема сегодня повсеместна.

Также была обозначена проблема подготовки педагогических кадров. Зачастую выпускники педагогических вузов «оторваны» от школы. Чтобы помочь им адаптироваться к профессии, была рассмотрена возможность введения в педвузах аналога интернатуры для выпускников.

Поднимался вопрос поддержки молодых специалистов на уровне государства, начиная от предоставления социальных льгот и заканчивая повышением престижа профессии педагога в стране.

– Юлия Леонидовна, расскажите, как прошла встреча лауреатов конкурса «Учитель года России-2013» с Президентом, какие впечатления у Вас оставила?

Встреча с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным прошла в его резиденции в Ново-Огарево и оставила самые благоприятные воспоминания. Мы вели непринужденную беседу. Действительно был диалог.

Владимир Владимирович поздравил нас, пожал каждому руку и побеседовал о проблемах современного образования. Встреча прошла в закрытом режиме.

Хотелось бы отметить, что Президент находится в курсе проблем образования и легко ориентируется в этой теме. Мы обсудили возможности совершенствования ЕГЭ как формы экзамена. Поступали предложения вести открытый банк заданий ЕГЭ и предоставить школьникам возможность сдавать ЕГЭ несколько раз в год. Президент озвучил статистику поступления школьников в высшие образовательные учреждения, согласно которой дети из регионов имеют больше шансов поступать в вузы Москвы, так как они сильнее по уровню знаний.

– Юлия Леонидовна, считаете ли Вы, что все замечания лауреатов конкурса – лучших педагогов – будут услышаны властью и повлекут положительные изменения в системе образования?

Да. Все участники беседы делали записи. Не думаю, что стоит ждать стремительных изменений, но положительная динамика уже намечена. В последние годы в сфере образования происходят существенные изменения: повышается зарплата педагогов, улучшается материально-техническая база в школах (сегодня почти в каждом кабинете установлены проекторы и интерактивная доска). У многих учителей рабочий кабинет оборудован ноутбуком, принтером и другой техникой. Мы движемся вперед!

Юлия Афанасьева,
пресс-служба УрГПУ

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: уральский государственный педагогический университет, педагогическое образование, конкурсы

Похожие материалы:
Экспресс-форум: Концепция поддержки развития педагогического образования
Интегрированная система менеджмента педагогического университета
УрГПУ: признание в области модернизации педагогического образования
Всероссийское педагогическое собрание в Екатеринбурге
УрГПУ – вуз здорового образа жизни
Новый ректор УрГПУ продолжит непрерывное развитие деятельности вуза
Бюджетных мест по педагогическим направлениям подготовки станет больше
Итоги регионального конкурса «Инновационные технологии современного образования»
Российские студенты приняли участие во всемирной робототехнической олимпиаде
Проект модернизации педагогического образования в действии

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 2 (118) 2020

Кадры новой формации не появятся сами по себе – их нужно правильно готовить. Для прорывных исследовательских решений необходимы как надлежащие условия, так и слаженная работа в команде. Развитие социально-экономического потенциала страны - это, прежде всего, приумножение человеческого капитала. Об этом и не только - в новом номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
#110Подготовка студентов педагогического колледжа к участию в чемпионате WorldSkills
#111Задачи «на вырост»
#108Российско-Таджикский (Славянский) университет – вуз нового типа
#110Лёд тронулся,и это не может не радовать! Независимая аккредитация профессионального образования в Кыргызстане
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ