– Юлия Леонидовна, Вы – единственный педагог Свердловской области, кому удалось представлять честь региона на всероссийском уровне. Через какие конкурсные испытания Вы прошли?
– В первом туре каждый педагог-участник должен был представить интернет-ресурс, разработанный своими силами. Сайт содержал информацию о достижениях конкурсанта и его учеников.
Следующим этапом стал конкурс методических объединений: каждый педагог должен был представить проблемную тему, в основе которой лежала реальная проблема, успешно решенная конкурсантом. Выбранная мной тема была близка к теме кандидатской диссертации, которую я защитила в прошлом году: «Формирование билингвальной коммуникативной компетенции». Задача педагога – продемонстрировать актуальность обозначенной проблемы и предложить пути ее решения.
Следующим конкурсом было показательное учебное занятие в незнакомом классе. Накануне наша группа посетила школу №29 города Подольска. Образовательное учреждение запомнилось нам собственным планетарием, занятиями учеников на планшетных компьютерах.
– Как много времени отводилось на подготовку к конкурсным этапам?
– Вечером все конкурсанты получали задание. А утром должны были проявить себя в новом конкурсе. Получается, что на подготовку отводилась одна ночь непосредственно перед конкурсом.
– Так и до стресса недалеко…
– Да, действительно. Некоторым участникам становилось плохо во время конкурса. Иногда за кулисами дежурили врачи.
– Какой конкурс Вам запомнился больше всего?
– Одним из таких можно назвать «Разговор с учащимися». Как обычно вечером нам озвучили 7 тем для разговора с учениками. Примерный круг тем: «Как воспитать гражданственность?», «Здоровье – это ценность или нет?», «Как стать успешным человеком?» и другие. Естественно, была бессонная ночь, в течение которой мне нужно было подготовить теоретический материал по каждой из семи тем, включая презентации, тематические видеоролики. Темы были мне действительно интересны, но самая большая сложность заключалась в том, чтобы за 20 минут, отведенных на конкурс, «разговорить» детей, подтолкнуть их к дискуссии. Сложно было выбрать эффективную форму работы с учащимися – в школах Уральского региона не распространена такая форма общения с учениками, как дискуссия.
– Чем для Вас был интересен конкурс «Дискуссия со школьниками»?
– Интересна сама задумка конкурса, по которой в класс заходят дети и в течение минуты озвучивают педагогу выбранную ими тему для беседы. Мне, как учителю, хватило времени только на то, чтобы открыть подготовленные заранее папки с материалом и начать дискуссию. За отведенные 20 минут необходимо не только вывести учащихся на разговор, но и ответить на вопросы школьников, создать такую благоприятную обстановку, чтобы дети могли взаимодействовать друг с другом.
– Чем, на Ваш взгляд, интересна такая форма общения с учениками, как дискуссия?
– Дискуссия позволяет педагогу не только говорить самому, но и слушать тех, кому адресована его речь. После «разговора с учениками» конкурсанты поговорили с их родителями. Здесь нам обозначили общее тематическое направление: «Нравственное воспитание гражданина России, проблема взаимоотношений семьи и школы, проблема карманных денег». Задача педагога – заставить родителей учеников задуматься над определенным аспектом озвученной проблемы. Я провела беседу с родителями школьников на актуальную тему: «Подростковые группировки: миф или реальность». Так же, как и в предыдущем конкурсе, родители сами выбрали тему для разговора и, стараясь обозначить конкретную проблему, задавали вопросы педагогу. Я в свою очередь не только отвечала на вопросы родителей, но и предлагала пути решения той или иной проблемы. Для меня было важным дать родителям возможность высказаться. В реальности любой педагог зачастую сталкивается с ситуацией, когда высказывания родителей противоречат мнению учителя. В этом случае поможет умение слышать другого и учитывать его точку зрения.
Я убеждена, что такая форма работы, как дискуссия, должна обязательно применяться в школах Екатеринбурга и Свердловской области для проведения родительских собраний. Зачастую мы забываем о том, что у многих родителей наших учеников богатейший педагогический опыт, они успешны и умеют конструктивно решать многие проблемы.
– Как Вы можете оценить атмосферу конкурса?
– Атмосфера была особой. На первом этапе все участники нашей группы очень сблизились. Не смотря на то, что все мы – конкуренты, мы помогали друг другу. Надо сказать, что я была в составе очень сильной группы, в которую входили представители Чеченской республики, Чувашии, Якутии, Ханты-Мансийска. Из нашей же группы – учитель информатики Андрей Сиденко, который стал победителем конкурса «Учитель года России-2013». Все участники нашей группы по-своему интересны. Мы разговаривали с коллегами о педагогике и современных подходах в образовании, обменивались опытом. Каждый регион представлял 1 участник. Всего было 8 групп, по 10 человек в каждой. Все преподаватели разных профилей: учителя физики, экономики, информатики, иностранного языка и другие. После каждого этапа в финал выходило по одному-два человека. Из 80 участников определились 15 лауреатов, в число которых я вошла.
– Какой конкурсный этап был для Вас самым сложным?
– Мастер-класс для большой аудитории во Дворце культуры г. Подольска. Жюри возглавил ректор МГУ, вице-президент Российской академии наук Виктор Антонович Садовничий. Также присутствовали представители Госдумы РФ, помощник Президента Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко и победители конкурса «Учитель года России» прошлых лет.
Мой мастер-класс первоначально был посвящен теме «Работа с QR-код на уроках иностранного языка», но из-за возникших проблем со здоровьем времени на подготовку к мастер-классу по этой теме не хватило. Я узнала, что вошла в «пятнашку», накануне вечером, а утром уже проводила мастер-класс. Я отдала предпочтение теме: «Читаем, думаем, творим» (использование принципа логографа на стыке русского и английского языков). Следующим туром была открытая дискуссия на тему: «Обучение детей с особыми образовательными возможностями», в том числе одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья. По окончании последнего конкурсного этапа была объявлена пятерка победителей и имена лауреатов конкурса. Мы приехали из Подольска в Москву.
– Юлия Леонидовна, чем, на Ваш взгляд, полезен для педагога опыт участия в подобном конкурсе?
– Я получила незабываемые впечатления от участия. Думаю, что учителям полезно окунуться в другой образовательный опыт, посмотреть на жизнь незнакомой тебе школы «изнутри».
По окончании конкурса мы приехали в Москву, где приняли участие в круглом столе в пресс-центре «РИА-Новости». Круглый стол проводил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. В нем также принял участие министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов. Обсуждали профессиональный стандарт педагога.
Уникальным для меня было то, что в числе других лауреатов конкурса я получила возможность съездить в лучшие образовательные школы Москвы. Мы побывали в ГОУ ЦО №548 имени Ефима Лазаревича Рачевского, в школе при НИЯУ МИФИ, ГОУ СОШ № 1218 и других, вошедших в десятку лучших школ Москвы.
– Какие вопросы обсуждались на встрече в резиденции Президента РФ?
– Сначала мы беседовали с министром образования и науки РФ Дмитрием Викторовичем Ливановым и помощником Президента РФ Андреем Александровичем Фурсенко. Тема нашей беседы – проблемы образования. Так, мы поднимали проблему электронных журналов и ЕГЭ, рассматривали возможности участия в олимпиадах школьников 7 класса. Главной темой разговора стал вопрос: как поднять мотивацию учащихся в среднем звене? По опыту знаю, что начальное звено у нас достаточно сильное. Старшее звено находится на хорошем уровне, а среднее нуждается в дополнительной мотивации. Эта проблема сегодня повсеместна.
Также была обозначена проблема подготовки педагогических кадров. Зачастую выпускники педагогических вузов «оторваны» от школы. Чтобы помочь им адаптироваться к профессии, была рассмотрена возможность введения в педвузах аналога интернатуры для выпускников.
Поднимался вопрос поддержки молодых специалистов на уровне государства, начиная от предоставления социальных льгот и заканчивая повышением престижа профессии педагога в стране.
– Юлия Леонидовна, расскажите, как прошла встреча лауреатов конкурса «Учитель года России-2013» с Президентом, какие впечатления у Вас оставила?
– Встреча с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным прошла в его резиденции в Ново-Огарево и оставила самые благоприятные воспоминания. Мы вели непринужденную беседу. Действительно был диалог.
Владимир Владимирович поздравил нас, пожал каждому руку и побеседовал о проблемах современного образования. Встреча прошла в закрытом режиме.
Хотелось бы отметить, что Президент находится в курсе проблем образования и легко ориентируется в этой теме. Мы обсудили возможности совершенствования ЕГЭ как формы экзамена. Поступали предложения вести открытый банк заданий ЕГЭ и предоставить школьникам возможность сдавать ЕГЭ несколько раз в год. Президент озвучил статистику поступления школьников в высшие образовательные учреждения, согласно которой дети из регионов имеют больше шансов поступать в вузы Москвы, так как они сильнее по уровню знаний.
– Юлия Леонидовна, считаете ли Вы, что все замечания лауреатов конкурса – лучших педагогов – будут услышаны властью и повлекут положительные изменения в системе образования?
– Да. Все участники беседы делали записи. Не думаю, что стоит ждать стремительных изменений, но положительная динамика уже намечена. В последние годы в сфере образования происходят существенные изменения: повышается зарплата педагогов, улучшается материально-техническая база в школах (сегодня почти в каждом кабинете установлены проекторы и интерактивная доска). У многих учителей рабочий кабинет оборудован ноутбуком, принтером и другой техникой. Мы движемся вперед!
Юлия Афанасьева,
пресс-служба УрГПУ