Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Реализация персонифицированной модели профессионального развития кадров

Деятельность по повышению квалификации и переподготовке руководителей и педагогов в ярославской региональной системе образования позволила за последние годы аккумулировать целый ряд успешных решений. Их можно назвать персонифицированной моделью профессионального развития кадров

Просмотров: 2424

Дать учителю крылья

Е.О. СТЕПАНОВА, ректор Института развития образования Ярославской области, кандидат экономических наук

В.А. МОКШЕЕВ, советник ректора

К.В. САПЕГИН, советник ректора, кандидат искусствоведения

Практика работы

Деятельность по повышению квалификации и переподготовке руководителей и педагогов в ярославской региональной системе образования позволила за последние годы аккумулировать целый ряд успешных решений. Их можно назвать персонифицированной моделью профессионального развития кадров.

Институтом развития образования (ИРО) воплощены в жизнь проекты систематизации опыта педагогов: «Лицо школы», «Банк актуального педагогического опыта», «Подготовка команд региональных тьюторов». Проведены такие конкурсные мероприятия, как «Инновационные модели функционирования методических служб», «Профессиональный дуэт. Путь к успеху». Разработан и реализован во всех районах области региональный проект «Управление по результатам». На федеральном уровне признана успешной методика самооценочной деятельности образовательного учреждения. Большая работа проведена по информатизации образования и реформированию районных методических служб.

В каждом районе подготовлены команды образовательных учреждений для реализации программ «Методический сервис современного образовательного учреждения», «Взаимодействие субъектов образовательного процесса в ходе разработки основной образовательной программы, соответствующей требованиям новых ФГОС и ФГТ».

Особую роль в поддержке методических работников играет постоянно действующий семинар «Методическое обеспечение современного образовательного процесса» как своеобразная площадка для обмена опытом. Сложилась практика индивидуализации профессионального развития кадров через зачетно-накопительную систему повышения квалификации.

Условия развития педагога

Специалисты ДПО, проведя опрос среди работников методических служб всех районов Ярославской области, определили ведущие направления модернизации регионального методического сервиса. Прежде всего, это обеспечение результативности системы непрерывного профессионального образования руководителей и педагогов без отрыва от работы или в режиме стажировки, а также освоение учителями в образовательном процессе технологий продуктивного и субъектно-ориентированного типа. Серьезное внимание следует обратить на овладение педагогами интерактивными средствами обучения.

После проведенного институтом развития образования регионального конкурса «Профессиональный дуэт. Путь к успеху» были выделены высказанные конкурсантами предложения по сопровождению творческого роста педагога. Учителя предложили идею самонастраивающейся организации, суть которой в создании условий для мотивации руководителей и педагогов в реализации программ непрерывного обновления компетенций. Важным представляется поддержка педагогов при конструировании индивидуальных образовательных маршрутов и формировании образовательного запроса. Сюда входят программы поддержки и тьюторского сопровождения. С целью методического аудита необходимо формирование базы для систематической индивидуальной и коллективной рефлексии форм, средств и результатов профессионального роста.

Успехи и проблемы

Плюсами практики ДПО в Ярославской области можно назвать свободу выбора дополнительных профессиональных образовательных программ из реестра, составленного специалистами института и возможность разработки отдельных программ по заказу специалистов департамента и районных отделов образования для массового внедрения новшеств. В ходе обучения обеспечивается вариативность образовательных маршрутов за счет выбора слушателями уровня, темы программ и формы аттестации. Осуществляется варьирование форм обучения: практикумы, установочные сессии, задания для самостоятельной работы, кейс-стади  и многие другие. К положительным моментам следует отнести и привлечение опыта слушателей, раскрывающих конкретные проблемные ситуации и профессиональные затруднения.

Указанные факторы, безусловно, усиливают индивидуализацию повышения квалификации в институте, повышают степень удовлетворенности слушателей, позволяют говорить о востребованности тех или иных программ и преподавателей.
ИРО разработал, внедрил и сертифицировал систему менеджмента качества по международному стандарту ISO, обладает современной информационной системой, ведет мониторинг успешности работы.

Вместе с тем к нерешенным проблемам в настоящее время можно отнести:

  • формирование индивидуального образовательного маршрута при повышении квалификации с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения, конкретного работника;
  • обеспечение устойчивой обратной связи с заказчиком услуги;
  • организацию дистанционного образования (несмотря на большое количество вебинаров, постоянное обновление сайта, поддержку сетевых сообществ видится недоверие директоров и педагогов к этой форме подготовки специалистов);
  • оформление рабочего места тьютора, коуч-тренера, научного консультанта в послекурсовом сопровождении.

Минусом в обеспечении управленческой деятельности региональной системы образования является недостаточная аналитическая работа по информированию руководителей разного уровня о состоянии преобразуемой системы.

Возможности роста

В рамках программы переподготовки «Менеджмент в образовании» каждый директор, а их более 300 человек, защитил управленческий проект, нацеленный на улучшение образовательных результатов. Среди разработанных руководителями тем «Функционирование метапредметных зон для развивающего досуга детей и родителей как ресурс основного общего образования», «Социализация обучающихся как предмет деятельности управляющего совета современного ОУ», «Реализация модели инклюзивного образования: ресурсы, решения, дорожная карта», «День ребенка в ОУ: опыт коллективного проектирования субъектов образовательного процесса», «Студия как способ управления личностными и метапредметными результатами обучающихся», «Продвижение бренда ОУ в сети: способы, ресурсы, организация деятельности, зоны ответственности», «Электронная книга (учебник-навигатор) в образовательном процессе: назначение, позиции субъектов образовательного процесса, контроль результатов».

Институт акцентирует внимание на развитии субъектной, смысловой практики ДПО. Основными условиями этого является вовлеченность каждого руководителя и учителя в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования, а также мониторинг отсроченных результатов и контроль внедрения изученного на курсах в реальный образовательный процесс. Большое значение имеет и обмен идеями на форумах и в педагогических сообществах.

Ресурсами профессионального развития работников образования, активно использующимися в практике института, являются:

  • проектные тьюторские команды, разрабатывающие и сопровождающие индивидуальные образовательные программы слушателей;
  • информационно-методические продукты, кейсы, сайты методических объединений и ОУ;
  • коммуникационные узлы, инициирующие общение, взаимное консультирование и самопроверку субъектов образовательного процесса, работающие, в том числе, на межведомственной основе;
  • составление своеобразной карты ресурсов и условий – инновационных паспортов районов и учреждений;
  • внедрение процедур самооценки на всех уровнях управленческой и образовательной деятельности.

Совместный труд

Институт реализует в рамках государственного задания ежегодную программу сопровождения региональной инновационной инфраструктуры, идеи развития которой раскрываются в виде комплексных трехлетних планов работы региональных ресурсных центров, взаимодействующих с сетью инновационных площадок. Так, осуществляется курирование рабочих команд муниципальных образовательных учреждений, объединенных в инновационный комплекс.

В настоящее время ИРО работает как ресурсный центр по семи направлениям, среди которых, например, «Введение новых образовательных стандартов», «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс», «Духовно-нравственное воспитание и поликультурное образование». В инновационную инфраструктуру региональной системы образования входит более 70 учебных заведений разных типов и видов.

Результатом работы региональных ресурсных центров становятся практические методы решения управленческих и методических проблем, проэкспертированные уже на муниципальном уровне, информационные базы методических объединений, содержащие, например, такие медиа-объекты, как сценарии уроков, занятий, мероприятий, инструкции, раскрывающие способы организации деятельности.

Взаимодействие ИРО с инновационными площадками включает прогнозирование, планирование и организацию повышения квалификации педагогических кадров путем создания «дефектных ведомостей». Совместно ведется оценка состояния системы образования через инструменты мониторинга отсроченных результатов повышения квалификации, портфолио профессионала. Общей заботой становится организация научно-методического сопровождения исследовательской и инновационной деятельности в образовательных учреждениях, удовлетворение информационных потребностей учителей, в том числе через регулярные тематические рассылки и телеконференции. Распространяется актуальный педагогический и управленческий опыт благодаря формированию и обновлению регионального банка опыта образовательной деятельности, акциям по маркетингу информации, проведению областных конкурсов. Для этого Институтом развития образования Ярославской области создан специальный центр организации массовых мероприятий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Развитие региональной системы оценки качества образования
Практика и результат адресной целевой подготовки
Проблемы и перспективы развития институтов дополнительного профессионального образования
Практика сетевого взаимодействия
Дополнительное образование педагогов в русле новых требований
Творческая лаборатория – источник профессионализма
Предназначение – быть впереди
Растут и качество, и мастерство
Ключевой фактор – доработка организационного механизма
Курс на формирование компетенций

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ