Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы

Российские вузы в рамках Болонского процесса с 2011 года приступили к реализации образовательных программ (ОП) по большинству технических направлений для реализации уровневой системы подготовки кадров. Разработка новых ОП потребовала гармонизации их структуры в соответствии с международными стандартами для обеспечения студентам академической мобильности.

Просмотров: 2587

Болонский процесс в действии

Не любые дороги – дороги

В.М. ПРИХОДЬКО, ректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического

университета, доктор технических наук
В.В. УШАКОВ, проректор, доктор технических наук

Л.Г. ПЕТРОВА, заведующая кафедрой металловедения и термообработки, доктор технических наук

Российские вузы в рамках Болонского процесса с 2011 года приступили к реализации образовательных программ (ОП) по большинству технических направлений для реализации уровневой системы подготовки кадров. Разработка новых ОП потребовала гармонизации их структуры в соответствии с международными стандартами для обеспечения студентам академической мобильности.

Для России с ее обширной территорией обеспечение экономики квалифицированными дорожными кадрами является актуальной задачей: от развития сети автомобильных дорог зависит повышение конкурентоспособности отечественных производителей, улучшение жизни населения, укрепление национальной безопасности государства.

В соответствии с правительственной программой «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» в стране намечено строительство более 7 тыс. километров автодорог. Предусматривается международная интеграция транспортного комплекса России, для чего потребуется внедрение новых технологий проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог, решение задач управления строительством и современной инфраструктурой.

Масштабные проекты по дорожному строительству в настоящее время стали реализовываться с привлечением специалистов из Германии, Италии, Франции и других стран, что гарантирует выполнение проектных и строительных работ на уровне международных стандартов. Это вызывает необходимость подвести нормативную базу к международным требованиям с учетом географического положения, природных и климатических условий страны. Реализация таких совместных проектов требует подготовки отечественных кадров мирового уровня. Эта задача ложится на плечи российских технических университетов.

Все пути ведут к стандарту

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) является одним из лидеров отечественной высшей школы по подготовке кадров для автомобильно-дорожного комплекса. В программе стратегического развития МАДИ на 2012-2016 годы совместной разработке образовательных программ, осуществляемой в рамках программы TEMPUS отечественными и европейскими специалистами вузов, уделено особое внимание.

В октябре 2011 года международным консорциумом начато выполнение трехлетнего совместного TEMPUS-проекта HDMCuRF «Проектирование дорог и управление проектами: реформа образовательной программы магистерской подготовки для Российской Федерации». Членами консорциума от стран Евросоюза являются Неаполитанский университет имени Фридриха II, Афинский национальный технический университет, Королевский институт технологий в Стокгольме. Эти учебные заведения зарекомендовали себя как значимые экспертные научные и образовательные центры в рамках подготовки специалистов по проектированию автомагистралей, управлению дорожным движением и безопасности дорожного движения, их опыт дает возможность разработать принципиально новую учебную программу.

Российскими членами консорциума являются Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Оренбургский государ­ственный университет (ОГУ). В проекте участвуют и общественные организации: фонд FORMIT, Международная ассоциация автомобильно-дорожного образования.

Проект направлен на разработку и внедрение основной образовательной программы (ООП) «Проектирование дорог и управление проектами» (Highway Design and Management) для подготовки магистров в соответствии с требованиями Болонского процесса и распространение ООП HDM в вузах России и стран Евросоюза.

Учебный план HDM предусматривает инновационную модульную структуру. Содержание программы должно соответствовать необходимому уровню компетенций выпускников по вопросам проектирования автодорог и теории транспортных потоков, расчета дорожных одежд, эксплуатации автомобильных трасс. В программу для соответствия директивам ЕС включены такие актуальные вопросы, как оценка влияния автодорог на окружающую среду, критерии управления дорожным движением и управления безопасностью дорожной инфра­структуры, аудитом по безопасности дорожного движения.

Соответственно, следует разработать новую магистерскую программу HDM и создать специальное обучающее пространство для реализации HDM-курса в вузах РФ. Существенное внимание уделяется повышению квалификации преподавателей российских вузов в университетах ЕС и проведению зарубежных учебных стажировок для российских студентов.

Как там, в Греции?

Подготовка бакалавров и магистров по направлению «Строительство» в каждой стране-партнере имеет свои особенности. Так, в Италии и Швеции уровневая подготовка применяется уже много лет. В университетах Греции реализуются пятилетние программы обучения. Подобные имеются и в университетах Германии. Первые три года студенты изучают преимущественно базовые курсы, в последующие два – выбирают отдельные профили. В Греции вступил в силу новый закон о высшем образовании, которым предусмотрены два цикла обучения: первый – трехлетний курс бакалавриата, второй – двухлетний курс магистратуры.

В российских вузах ведется подготовка бакалавров в области строительства по многим профилям, среди них, в том числе «Автомобильные дороги», «Городские транспортные сооружения», «Аэродромы». В ряде вузов реализуются магистерские программы: в МАДИ – «Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог», в ОГУ – «Автомобильные дороги и аэродромы».

При сравнении программ российских и европейских вузов видны значительные различия в учебных планах уже на уровне бакалавров. В европейских вузах они получают, как правило, общеобразовательную подготовку, все специальные дисциплины предлагаются на уровне магистерских программ. А в России преподавание спецдисциплин ведется уже на первом уровне. Кроме того, отличается сам подход к формированию учебных планов для магистерских программ. В отечественных вузах прослеживается тенденция к более фундаментальному образованию с определенной долей гуманитарной составляющей.

Запрягая программу в работу

С учетом этих и других факторов международная группа разработала оригинальную структуру учебного плана подготовки магистров HDM. Программа рассчитана на 4 семестра, 120 ECTS и включает 12 учебных модулей, практику (стажировку) студентов, подготовку и защиту магистерской диссертации. Для обеспечения соответствия HDM-курса ФГОС по направлению «Строительство» определены такие основные факторы гармонизации, как учет традиций российской высшей школы, включение базовых дисциплин ФГОС в отдельные модули, гибкая структура учебных планов HDM. Были определены:

  • рамки для варьирования последовательности преподавания дисциплин модулей (разделов);
  • обязательные и факультативные разделы с распределением нагрузки между ними;
  • объемы различных видов и форм обучения (лекционной, лабораторной, практической, самостоятельной и т.п.)
  • формы и методы контроля знаний.

В результате выработана схема гармонизации программы HDM для приведения её в соответствие с требованиями ФГОС (см. рисунок 1).

Для сохранения базовых дисциплин в учебном плане предусмотрено включение в HDM-курс модулей 8 и 11, структура которых приведена в таблице 1.

Экспериментальная реализация новой магистерской программы начата в трех российских университетах – участниках TEMPUS-проекта с 2012-2013 учебного года.

Структуры модульного курса в российских автодорожных вузах несколько различаются, но в целом программы магистерской подготовки соответствуют учебному плану программы HDM. Её основными обязательными модулями являются «Проектирование автомобильных дорог», «Теория и моделирование транспортных потоков», «Дорожные покрытия», «Анализ безопасности дорожного движения».
Таким образом, программа учитывает и требования европейской унификации в духе Болонского процесса, и специфику российского высшего профессионального образования.

Язык мой – друг мой

При разработке программ часто сказывается недостаточная языковая подготовка российских преподавателей и студентов, что ограничивает их международную мобильность. Программа HDM предусматривает изучение инженерного (делового) английского языка, но, как показывает практика, исходный уровень владения иностранным языком у студентов недостаточен для получения знаний за рубежом. Это вызывает необходимость аутентичного перевода учебных материалов и разработки единого глоссария терминов с учетом специфики курса.

Участвующие в проекте 27 преподавателей-тренеров из российских университетов прошли 3 тренинга по освоению модулей HDM-курса в соответствии со спецификой своей квалификации в Неаполитанском, Афинском университетах и в Королевском институте технологий в Стокгольме. Подготовленные тренеры ведут экспериментальное обучение будущих магистров по HDM-курсу, рецензируют разработанные европейскими партнерами учебные материалы и передают опыт другим преподавателям.

Важным вопросом является востребованность на рынке труда магистров, поскольку работодатели плохо представляют, каким уровнем квалификации они обладают. Для повышения заинтересованности работодателей в их трудоустройстве Международная ассоциация автомобильно-дорожного образования проводит информационную работу по привлечению организаций к участию в разработке программы и ее внедрению. Сферы деятельности магистров разнообразны: наука, образование, производство, менеджмент. Поэтому среди потенциальных рабочих мест магистров оказываются компании, исследовательские институты, организации дорожного профиля. Работодатели привлекаются к проведению практики студентов-магистров, происходит выбор тем магистерских диссертаций в интересах организаций. Некоторых студентов ждет практика в университетах и лабораториях Италии, Греции и Швеции в соответствии с планом выполнения проекта HDMCuRF.

Взаимодействие с работодателями при подготовке выпускников HDM-курса и их трудоустройстве, осуществление обратной связи являются залогом успешного решения кадровой проблемы, совершенствования курса на основе потребностей рынка труда и достижения заявленных результатов в части разработки международной магистерской программы с учетом традиций российского высшего образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: качество образования, международное сотрудничество, МАДИ, болонский процесс, личный опыт, ао-63

Похожие материалы:
Два в одном, или Главный по социализации – руководитель группы
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Как оценить компетенции?
Прикладная информатика: разработка и реализация программ двойных дипломов
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Четвертый Болонский политический форум
МарГТУ - инновации в действии
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
КГУ: задачи и перспективы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#107Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
#107Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма встречает 90-летие новыми достижениями
#104Новые победы Серпуховского колледжа в WorldSkills Russia
#101Губкинский филиал БГТУ им. В.Г.Шухова стал научным и культурным центром притяжения молодежи
#99Институт дополнительного образования «Жигулевская долина» – лидер проекта «Образовательный марафон»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний