Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Как оценить компетенции?

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования диктует ряд требований. Вопрос: как это все увязать, сделать понятным, быстро, грамотно и не трудозатратно оформить документы и при этом учесть интересы и проблемы конкретных студентов и педагогов?

Просмотров: 10932

И.В. ТРУНОВА, директор Ярославского технологического колледжа, кандидат педагогических наук

Л.А. ЕМЕЛИНА, заместитель директора по информационно-методической работе

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования диктует ряд требований:

  1. разработать фонды оценочных средств;
  2. контролировать освоение общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК);
  3. не допускать выпуска студентов, не освоивших хотя бы одну из компетенций, предусмотренных ФГОС;
  4. привлекать работодателя:
  • к разработке фонда оценочных средств (ФОС);
  • к промежуточной аттестации.

Вопрос: как это все увязать, сделать понятным, быстро, грамотно и не трудозатратно оформить документы и при этом учесть интересы и проблемы конкретных студентов и педагогов?

Таким образом, проблема в том, что, с одной стороны, требуется произвести, доказательно и документально подтвердить оценку общих и профессиональных компетенций, а с другой – как это сделать. Механизм оценки на сегодняшний день не разработан, есть только пожелание практических работников сделать его несложным, логичным, наименее трудоемким, с минимальным количеством оформления бумаг. И действительно, можно ли за полчаса, выделенных на студента во время экзамена, качественно оценить более десяти различных компетенций?

Чтобы разработать схему промежуточной аттестации, нужно хорошо понимать, что такое компетенция, когда и как ее освоение можно проконтролировать. Если мы откроем ФГОС, увидим, что общая компетенция формируется у студента на протяжении всего периода обучения: при освоении учебных дисциплин, профессиональных модулей, прохождении учебной и производственной практики. Однако в структуре основной профессиональной образовательной программы по специальности (ОПОП) практика стоит отдельно. Получается, что мы не имеем возможности оценить освоение каждой из общих компетенций до тех пор, пока студент не закончит изучение этой программы. Как же тогда быть с промежуточной аттестацией?

Просматриваются два варианта решения проблемы. Первый – оценивать общие компетенции только на защите выпускной квалификационной работы, но тогда отпадает промежуточная аттестация. Второй – оценивать общие компетенции частично, но в таком случае их придется разбивать на части и привязывать образовавшиеся фрагменты к дисциплинам и модулям. Это сколько же их будет? Оба варианта затруднительны.

Предлагаем рассмотреть третий. Для этого вспомним, что представляет собой общая компетенция. В основном – поведение в ситуации определенного вида профессиональной деятельности. Создать в ходе экзамена нужную ситуацию достаточно трудоемко даже для одного студента, а что говорить о группе в 10-12 человек? Зато во время практики – учебной, а особенно производственной – все складывается естественным образом: здесь и возможность конфликта, и работа с документами, и общение с сотрудниками, и демонстрация понимания обстановки, и использование информационно-коммуникационных технологий, и все остальные общие компетенции. И длится такой сценарий достаточно долго, в отличие от получаса на экзамене. «Наблюдают» за действиями студента на производстве руководители практики: один – от предприятия, другой – от учебного заведения. Им-то и нужно дать инструмент оценки общих компетенций студента в естественной, почти профессиональной ситуации.

То, что оценку производит не только представитель учебного заведения, но и знающий производство, автоматически повышает её качество и достоверность. При этом выполняется и требование ФГОС о привлечении работодателя к промежуточной аттестации.

Увеличить изображение

Далее возникает вопрос: а как же профессиональные компетенции? Отвечаем: профессиональные компетенции руководитель практики от организации оценивает в аттестационном листе практики, шаблон которого предложен ФИРО. Мы предлагаем дополнить его, а не заменить. Исключение из экзамена проверки общих компетенций автоматически увеличивает время на проверку знаний, умений и профессиональных компетенций, а значит – повышает качество промежуточной аттестации.

В ходе практики проводится промежуточная оценка освоения общих компетенций, а в ходе защиты выпускной квалификационной работы ставится итоговая оценка.

Общие компетенции в нашем понимании – способность применять знания и умения. Если выразить математически, это сумма знаний и умений, полученных в ходе освоения всех элементов ОПОП в период от приема до выпуска. 

где ОКi – шифр компетенции, ОПОПj – ОПОП по специальности j, З – знания, У – умения, t – время.

При определении инструмента для оценки освоения общих компетенций не обойтись без квалиметрии – науки о количественной оценке качества. С точки зрения квалиметрии, общая компетенция есть свойство студента (выпускника). Для того чтобы оценить свойство, нужен показатель оценки. Если он один, для него разрабатывается шкала оценивания (2-5 опорных точек). Если показателей несколько, для каждого из них определяются коэффициент весомости и шкала оценивания. Это достаточно трудоемко, учитывая, что для каждой специальности существует 10 общих компетенций. Получается, для оценки каждой общей компетенции лучше всего определить один наиболее значимый (весомый) показатель. Визуально это выглядит так: ОК – ПОКАЗАТЕЛЬ – ШКАЛА – РЕЗУЛЬТАТ ОЦЕНКИ.

Предлагаем использовать шкалу с тремя опорными точками и результатом оценки показателя по шкале: ОК ОСВОЕНА – ОК ЧАСТИЧНО ОСВОЕНА – ОК НЕ ОСВОЕНА.

При этом знания и умения, из которых состоит общая компетенция, проверяются в ходе промежуточной аттестации на экзаменах и зачетах по учебным дисциплинам и междисциплинарным курсам.

Вывод: освоение общих компетенций косвенно оценивается в ходе промежуточной аттестации (экзаменов и зачетов), непосредственно – в ходе практики, а итоговая оценка происходит на защите выпускной квалификационной работы.

Теперь перейдем к профессиональным компетенциям. Это интеграция знаний, умений, опыта и навыков, полученных при изучении соответствующих учебных дисциплин и междисциплинарных курсов и во время учебной и профессиональной практики в рамках конкретного профессионального модуля. Освоение профессиональных компетенций достаточно эффективно можно проверить на квалификационном экзамене по той же схеме, которая предложена для общих компетенций. Но в таком случае шкала с результатом будет иметь только две опорные точки, поскольку освоение профессиональных компетенций проверяется именно на квалификационном экзамене и согласно требованиям стандарта однозначный вывод (освоена – не освоена) нужно сделать сразу.

И еще одно дополнение: наиболее весомый показатель для оценки каждой общей и каждой профессиональной компетенции лучше всего определить экспертным методом, зафиксировав выбор в протоколе заседания: например, учебно-методического совета или учебно-методической комиссии – кому как удобнее.

Такой подход позволит:

  • эффективно выполнить требования ФГОС в части контроля освоения компетенций;
  • обоснованно составить положение о разработке фондов оценочных средств;
  • подготовить фонды оценочных средств с наименьшими трудозатратами и при этом значительно повысить качество промежуточной оценки.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Новые функции учебно-методического совета вуза
МарГТУ - инновации в действии
Система менеджмента качества формирует успешность
В рамках образовательного стандарта
Основные образовательные программы: проектирование, реализация, экспертиза
Социальное партнерство как механизм обеспечения качества
Практика сетевого взаимодействия
Академическая мобильность как показатель эффективности
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
Два в одном, или Главный по социализации – руководитель группы

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ