Четвертый Болонский политический форумДевятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертый Болонский политический форум объединили 47 стран-участниц Болонского процесса – с различными политическими, культурными, образовательными традициями, сотрудничающих на основе открытого диалога, общих целей и принятых обязательств. Просмотров: 319
А.Н. ТАРАСОВА, заместитель начальника международного отдела Национального центра общественно-профессиональной аккредитации Вместе мы сильнееДевятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертый Болонский политический форум состоялись в Ереване (Армения) 14-15 мая. Мероприятия объединили 47 стран-участниц Болонского процесса – с различными политическими, культурными, образовательными традициями, сотрудничающих на основе открытого диалога, общих целей и принятых обязательств. В итоговом коммюнике изложены общие принципиальные позиции, сделаны выводы, обозначены приоритеты. Что продемонстрировали прошедшие пятнадцать лет интеграции? Какие вызовы времени предстоит преодолеть? Какие цели поставлены? Насколько осуществимы выбранные стратегии в условиях политической конфронтации? Представляем краткий обзор, подготовленный на основе ряда официальных документов.
Связующие звенья Реформы систем высшего образования, инициированные подписанием Болонской декларации, ставят своей целью усиление роли и ответственности общественности в принятии решений в сфере высшего образования, академических свобод и автономии образовательных организаций. Проведение реформ становится возможным благодаря реализации общих структур образовательных степеней, единства в понимании принципов и процессов гарантии качества, а также использованию общих инструментов. Ереванская конференция стала площадкой для подведения итогов пятнадцатилетней работы в области гарантии качества, разработки рамок квалификаций, использования ECTS-кредитов, признания предшествующего обучения, реализации студентоцентрированного обучения и усиления мобильности студентов и преподавателей – всех инициатив Рабочего плана до 2015 года. Эти пятнадцать лет работы позволили сделать определенные выводы и вынести уроки. Так, для того чтобы страны-участницы и образовательные организации ясно видели преимущества участия в Болонском процессе, необходимо внедрение более эффективных механизмов привлечения всех заинтересованных сторон к обсуждению целей и результатов обучения, особенно студентов и преподавателей. В этом случае необходимо более четкое разделение двух уровней реализации болонских инициатив: национального и институционального. Разграничение уровней делает очевидным тот факт, что структурные реформы, принятые на основе политических решений, являются первым шагом на пути реальной трансформации системы высшего образования. Подходы и способы оценки этих уровней должны значительно отличаться. Кроме того, достижение целей Болонского процесса должно поддерживаться национальными проектами и мероприятиями. Принципы студентоцентрированного обучения до настоящего времени недостаточно приняты и реализованы академическим сообществом. Очевидно, что студентоцентрированный подход должен претворяться в жизнь и на стадии разработки, и в процессе реализации образовательных программ, что подразумевает создание и поддержание благоприятной образовательной среды. Реализация наднационального видения болонских принципов должна учитывать национальные академические традиции, интересы и приоритеты всех стран. Общеевропейский характер процесса подразумевает привлечение к разработке методов реализации болонских инициатив всех членов академического сообщества – преподавателей, студентов, административного персонала. Прошедшие годы ярко продемонстрировали, что подходы к пониманию Болонского процесса существенно отличаются: есть просто его участники, и есть те, кто ставит целью достижение единства Европейского пространства высшего образования. Иными словами, понимание может быть описано как процесс, или как результат. Отсюда и возникают различия в ожиданиях, которые были или не были оправданы. Процесс – понятие, растянутое во времени, завершенность которого крайне сложно описать и измерить, в то время как результаты четко видимы и измеримы. Стоит понимать, что как процесс, так и результаты являются неотъемлемыми элементами построения ЕПВО, которые рассматриваются и оцениваются как связующие единого целого. Реформы чаще всего носят нисходящий характер и включают использование инструментов законодательства, правил, предписаний и других нормативных документов. Однако не стоит забывать про обратную связь со стороны образовательных организаций. Реформы должны носить открытый характер и предоставлять возможность внесения предложений от лица вузов, студентов, преподавателей, работодателей. Участники должны быть наделены автономией и обладать определенной долей ответственности, что обеспечивается единством и согласованностью подходов к процедурам гарантии качества образования.
Перспективные планы Конференция министров образования является также ареной для принятия политически важных документов, которые будут определять вектор развития систем высшего образования европейских стран в ближайшие годы. По итогам Девятой конференции министров образования Европейского пространства высшего образования были приняты директивные документы.
Встреча министров определила основные направления реформирования высшего образования в странахучастницах Болонского процесса. Например, сегодня приоритетной видится работа над усовершенствованием и расширением уровней принятых национальных рамок квалификаций (НРК). Предполагается включить программы короткого цикла (до 120 ECTS) в структуру квалификаций, разработать приемлемые инструменты гарантии качества, основанные на ESG, позволяющие официально признавать программы такого рода. Однако вопр-ос о национальной рамке квалификаций до сих пор остается открытым для России, поскольку наша страна находится в «красной зоне», и предложенный проект НРК будет утвержден лишь в конце 2016 года. Поставив свою подпись под официально принятыми на конференции документами, министры образования принимают обязательства:
К перспективным планам на ближайшие годы относятся:
При всей неоднозначности понимания Болонского процесса время показало – неконструктивно игнорировать его или даже противостоять происходящему. Поскольку, как утверждается в одном из официальных документов ереванской конференции, «together we are stronger»4. Следующая встреча министров образования Европейского пространства высшего образования состоится во Франции в июне 2018 года. 1. Новая редакция. См. перевод на русский язык на сайтах www.enqa.org и www.аккредитация.рф 2. См. перевод на русский язык на сайте www.аккредитация.рф 3. Европейский реестр агентств гарантии качества. 4. Вместе мы сильнее (англ.). http://bolognayerevan2015.ehea.info/files/Bologna%20Process% 20Revisited_Future%20of%20the%20EHEA%20Final.pdf Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|