Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Четвертый Болонский политический форум

Девятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертый Болонский политический форум объединили 47 стран­-участниц Болонского процесса – с различными политическими, культурными, образовательными традициями, сотрудничающих на основе открытого диалога, общих целей и принятых обязательств.

Просмотров: 258

А.Н. ТАРАСОВА, заместитель начальника международного отдела Национального центра общественно-профессиональной аккредитации


Вместе мы сильнее

Девятая конференция министров образования Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) и Четвертый Болонский политический форум состоялись в Ереване (Армения) 14-15 мая. Мероприятия объединили 47 стран­-участниц Болонского процесса – с различными политическими, культурными, образовательными традициями, сотрудничающих на основе открытого диалога, общих целей и принятых обязательств.

В итоговом коммюнике изложены общие принципиальные позиции, сделаны выводы, обозначены приоритеты. Что продемонстрировали прошедшие пятнадцать лет интеграции? Какие вызовы времени предстоит преодолеть? Какие цели поставлены? Насколько осуществимы выбранные стратегии в условиях политической конфронтации? Представляем краткий обзор, подготовленный на основе ряда официальных документов.

– Мы считаем, что Болонское соглашение и участие в нем России являются плюсом для системы высшего образования, но мы подходим к этому прагматично, отбирая те элементы, которые усиливают наше высшее образование, не применяя те, которые его ослабляют и не создают условий для движения вперед.

Россия является не только европейской страной. Нами активно выстраиваются контакты с Азией и Тихоокеанским регионом в формате БРИКС и АТЭС. В России реализуется целый ряд инициатив. Например, программа «5-100» или «Глобальное образование». Это те программы, которые реализуются единицами в Европе и вызывают большой интерес.

Из выступления Д. Ливанова, министра образования и науки РФ, на IV Болонском политическом форуме.

Связующие звенья

Реформы систем высшего образования, инициированные подписанием Болонской декларации, ставят своей целью усиление роли и ответственности общественности в принятии решений в сфере высшего образования, академических свобод и автономии образовательных организаций. Проведение реформ становится возможным благодаря реализации общих структур образовательных степеней, единства в понимании принципов и процессов гарантии качества, а также использованию общих инструментов.

Ереванская конференция стала площадкой для подведения итогов пятнадцатилетней работы в области гарантии качества, разработки рамок квалификаций, использования ECTS-кредитов, признания предшествующего обучения, реализации студентоцентрированного обучения и усиления мобильности студентов и преподавателей – всех инициатив Рабочего плана до 2015 года.

Эти пятнадцать лет работы позволили сделать определенные выводы и вынести уроки. Так, для того чтобы страны-участницы и образовательные организации ясно видели преимущества участия в Болонском процессе, необходимо внедрение более эффективных механизмов привлечения всех заинтересованных сторон к обсуждению целей и результатов обучения, особенно студентов и преподавателей. В этом случае необходимо более четкое разделение двух уровней реализации болонских инициатив: национального и институционального. Разграничение уровней делает очевидным тот факт, что структурные реформы, принятые на основе политических решений, являются первым шагом на пути реальной трансформации системы высшего образования. Подходы и способы оценки этих уровней должны значительно отличаться. Кроме того, достижение целей Болонского процесса должно поддерживаться национальными проектами и мероприятиями.

Принципы студентоцентрированного обучения до настоящего времени недостаточно приняты и реализованы академическим сообществом. Очевидно, что студентоцентрированный подход должен претворяться в жизнь и на стадии разработки, и в процессе реализации образовательных программ, что подразумевает создание и поддержание благоприятной образовательной среды.

Реализация наднационального видения болонских принципов должна учитывать национальные академические традиции, интересы и приоритеты всех стран. Общеевропейский характер процесса подразумевает привлечение к разработке методов реализации болонских инициатив всех членов академического сообщества – преподавателей, студентов, административного персонала.

Прошедшие годы ярко продемонстрировали, что подходы к пониманию Болонского процесса существенно отличаются: есть просто его участники, и есть те, кто ставит целью достижение единства Европейского пространства высшего образования. Иными словами, понимание может быть описано как процесс, или как результат. Отсюда и возникают различия в ожиданиях, которые были или не были оправданы. Процесс – понятие, растянутое во времени, завершенность которого крайне сложно описать и измерить, в то время как результаты четко видимы и измеримы. Стоит понимать, что как процесс, так и результаты являются неотъемлемыми элементами построения ЕПВО, которые рассматриваются и оцениваются как связующие единого целого.

Реформы чаще всего носят нисходящий характер и включают использование инструментов законодательства, правил, предписаний и других нормативных документов. Однако не стоит забывать про обратную связь со стороны образовательных организаций. Реформы должны носить открытый характер и предоставлять возможность внесения предложений от лица вузов, студентов, преподавателей, работодателей. Участники должны быть наделены автономией и обладать определенной долей ответственности, что обеспечивается единством и согласованностью подходов к процедурам гарантии качества образования.

– Болонский процесс является фактором роста успеха Европы. Несмотря на критику, которая иногда звучит, несмотря на демографические и экономические кризисы, наши системы образования стали похожи. Студенты стали более мобильными и конкурентоспособными на международной арене. Безусловно, есть проблемы и вызовы, которые нужно преодолеть, обеспечивая высокий уровень образования. Вузы не только обучают навыкам и передают знания, они их и генерируют, чтобы создавать общества, основанные на знаниях. Нам необходимо говорить не о том высшем образовании, которое обслуживает экономику, а о том, которое ее создает.

Из выступления Марите Сейле, министра образования и науки Латвии, сопредседателя IV Болонского политического форума.

Перспективные планы

Конференция министров образования является также ареной для принятия политически важных документов, которые будут определять вектор развития систем высшего образования европейских стран в ближайшие годы.

По итогам Девятой конференции министров образования Европейского пространства высшего образования были приняты директивные документы.

  • Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG)1.
  • Европейский подход к гарантии качества совместных программ2.
  • Руководство по использованию ECTS в качестве официального документа ЕВПО.

Встреча министров определила основные направления реформирования высшего образования в странах­участ­ницах Болонского процесса. Например, сегодня приоритетной видится работа над усовершенствованием и расширением уровней принятых национальных рамок квалификаций (НРК). Предполагается включить программы короткого цикла (до 120 ECTS) в структуру квалификаций, разработать приемлемые инструменты гарантии качества, основанные на ESG, позволяющие официально признавать программы такого рода. Однако вопр-ос о национальной рамке квалификаций до сих пор остается открытым для России, поскольку наша страна находится в «красной зоне», и предложенный проект НРК будет утвержден лишь в конце 2016 года.

Поставив свою подпись под официально принятыми на конференции документами, министры образования принимают обязательства:

  • гарантировать равные возможности трудоустройства выпускникам программ бакалавриата;
  • предоставлять прозрачную и надежную информацию о возможностях трудоустройства выпускников и их карьерном росте на рынке труда;
  • содействовать дальнейшему развитию мобильности и интернационализации высшего образования;
  • наделить образовательные организации правом выбора агентств из числа зарегистрированных в EQAR3 для проведения процедур внешней гарантии качества (аккредитации).

К перспективным планам на ближайшие годы относятся:

  • повышение качества и актуальности обучения и преподавания;
  • содействие трудоустраиваемости выпускников на протяжении всей их трудовой жизни в условиях быстро меняющихся рынков труда;
  • создание «инклюзивных» систем Европейского пространства высшего образования, доступных всем слоям населения вне зависимости от их происхождения, предшествующего образования и квалификации;
  • реализация согласованных структурных реформ как одного из ключевых условий консолидации Евро­пейского пространства высшего образования.

При всей неоднозначности понимания Болонского процесса время показало – неконструктивно игнорировать его или даже противостоять происходящему. Поскольку, как утверждается в одном из официальных документов ереванской конференции, «together we are stronger»4. Следующая встреча министров образования Европейского пространства высшего образования состоится во Франции в июне 2018 года.

1. Новая редакция. См. перевод на русский язык на сайтах www.enqa.org и www.аккредитация.рф

2. См. перевод на русский язык на сайте www.аккредитация.рф

3. Европейский реестр агентств гарантии качества.

4. Вместе мы сильнее (англ.). http://bologna­yerevan2015.ehea.info/files/Bologna%20Process% 20Revisited_Future%20of%20the%20EHEA%20Final.pdf

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Аккредитационные агентства России и Китая ведут совместную работу
Сараево: дискуссии о гарантиях качества
Есть ли шанс у российских университетов?
Россия вошла в Европейский реестр гарантии качества образования
Оценка качества транснационального образования
Интернет на службе гарантии качества образования
Финансирование образования в Европе. Уроки кризиса
Результаты обучения и оценка качества результата – по-европейски
Есть ли шанс у российских университетов?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ