Опыт проектирования образовательной программыРазработанный новый Стандарт основной образовательной программы ТПУ позволит проектировать и реализовать программы подготовки не только магистров, но и бакалавров и дипломированных специалистов, способных организовать высокотехнологичное производство, готовых к инновационной инженерной деятельности. Просмотров: 2337
Уровневая система подготовки кадров в ТПУ
Национальный исследовательский университет в контексте Болонского процесса В конце ХХ века понятие «университет мирового уровня» стал обозначать не только улучшение качества образовательных услуг и научных исследований, но и способность конкурировать на глобальном рынке интеллектуального труда. В настоящее время отсутствует строгое определение «университет мирового уровня», однако, согласно Д. Салми [1], координатору третичного образования Всемирного банка, можно выделить следующие основные признаки такого университета:
В 2009 году Томский политехнический университет стал финалистом в конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “Национальный исследовательский университет”. Цель программы – становление ТПУ как университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики. Достижение поставленной цели – превращения ТПУ в университет мирового уровня – требует решения следующих задач:
Эти задачи полностью согласуются с приведенными выше критериями и свидетельствуют о движении Томского политехнического университета в нужном направлении. Остановимся подробнее на первой задаче – «подготовка высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий». Планируемый переход России на уровневую систему предполагает определенное соотношение числа бакалавров и магистров, выпускаемых вузами. Каждый университет самостоятельно планирует значение данного показателя. Однако категория национального исследовательского университета (НИУ) накладывает особые требования на качество предоставляемых услуг как в научной, так и в образовательной сфере. На наш взгляд, НИУ должны готовить специалистов высокой (магистров) и высшей (кандидаты и доктора наук) квалификации в большем количестве – относительно числа бакалавров, – чем другие вузы. Традиции, заложенные при создании ТПУ, и опыт инновационной деятельности, приобретенный в ходе выполнения инновационной образовательной программы университета в 2007 – 2008 годах в рамках ПНП «Образование», а также анализ деятельности университетов мирового уровня, подтверждают правильность этого вывода. Программой развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ) предусмотрен рост отношения числа выпуска магистров к числу выпускаемых бакалавров с 15% в 2009 году до 30% в 2018-м, и числа очных аспирантов – с 425 до 940. Выполнение поставленной задачи напрямую зависит от успешности привлечения талантливой молодежи для обучения как по программам подготовки бакалавров, так и магистров, а один из механизмов ее решения – разработка и использование в учебном процессе новых, высокоэффективных образовательных технологий с соответствующим методическим обеспечением. Согласно федеральному законодательству, национальные исследовательские университеты вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Томский политехнический университет имеет богатый опыт в организации учебного процесса [2]. Так, в 1999 году – впервые в России – в университете на базе ФГОС первого поколения был разработан образовательный стандарт вуза [3], включающий в себя три компонента: федеральный, региональный и вузовский. В ходе реализации инновационной образовательной программы ТПУ было разработано 26 новых магистерских программ, в том числе 7 программ, имеющих уровень Двойного диплома (Double Degree). Программы разработаны совместно с ведущими университетами Европы, входящими в организации CESAER, CLUSTER и TIME. Работа над этими программами потребовала разработки нового «Стандарта основной образовательной программы ТПУ» (Стандарт ООП ТПУ) с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения, а также инноваций, связанных с развитием Болонского процесса (в частности, с совершенствованием систем обеспечения качества высшего образования и других современных мировых тенденций[4, 5]). Основными особенностями нового «Стандарта ООП ТПУ» являются:
«Стандарт ООП ТПУ» включает следующие разделы:
Рассмотрим кратко один из ключевых разделов стандарта – раздел Требования к разработке и проектированию ООП. В нем, в частности, определяются этапы разработки и проектирования программ:
На подготовительном этапе проектирования программы осуществляется:
На основном этапе проектирования программы осуществляются:
После получения ТПУ категории национального исследовательского университета «Стандарт ООП ТПУ» будет доработан с учетом новых возможностей университета и станет обязательным к исполнению всеми структурными подразделениями при разработке собственных образовательных программ. Таким образом, разработанный новый Стандарт основной образовательной программы ТПУ позволит проектировать и реализовать программы подготовки не только магистров, но и бакалавров и дипломированных специалистов, способных организовать высокотехнологичное производство, готовых к инновационной инженерной деятельности, нацеленных на создание лучших образцов современной техники и технологий. Литература:
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|