Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Опыт проектирования образовательной программы

Разработанный новый Стандарт основной образовательной программы ТПУ позволит проектировать и реализовать программы подготовки не только магистров, но и бакалавров и дипломированных специалистов, способных организовать высокотехнологичное производство, готовых к инновационной инженерной деятельности.

Просмотров: 2265

Уровневая система подготовки кадров в ТПУ

П.С. ЧУБИК, ректор ТПУ

С.Б. МОГИЛЬНИЦКИЙ, начальник информационно-аналитического управления ТПУ

А.М. ЛИДЕР, доцент кафедры общей физики ЕНМФ ТПУ

А.Н. ЯКОВЛЕВ, директор информационно-исследовательского центра ТПУ

Национальный исследовательский университет в контексте Болонского процесса

В конце ХХ века понятие «университет мирового уровня» стал обозначать не только улучшение качества образовательных услуг и научных исследований, но и способность конкурировать на глобальном рынке интеллектуального труда. В настоящее время отсутствует строгое определение «университет мирового уровня», однако, согласно Д. Салми [1], координатору третичного образования Всемирного банка, можно выделить следующие основные признаки такого университета:

  • концентрация талантов (преподаватели и студенты);
  • изобилие ресурсов для создания творческой атмосферы и проведения опережающих научных исследований;
  • эффективная система управления, заинтересованная в инновациях.

В 2009 году Томский политехнический университет стал финалистом в конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “Национальный исследовательский университет”. Цель программы – становление ТПУ как университета мирового уровня, ориентированного на кадровое обеспечение и разработку технологий для ресурсоэффективной экономики.

Достижение поставленной цели – превращения ТПУ в университет мирового уровня – требует решения следующих задач:

  • подготовки высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий;
  • создания инфраструктуры научной и инновационной деятельности;
  • развития кадрового потенциала;
  • совершенствования системы управления университетом.

Эти задачи полностью согласуются с приведенными выше критериями и свидетельствуют о движении Томского политехнического университета в нужном направлении.

Остановимся подробнее на первой задаче – «подготовка высококвалифицированных специалистов для разработки и реализации ресурсоэффективных технологий». Планируемый переход России на уровневую систему предполагает определенное соотношение числа бакалавров и магистров, выпускаемых вузами. Каждый университет самостоятельно планирует значение данного показателя. Однако категория национального исследовательского университета (НИУ) накладывает особые требования на качество предоставляемых услуг как в научной, так и в образовательной сфере. На наш взгляд, НИУ должны готовить специалистов высокой (магистров) и высшей (кандидаты и доктора наук) квалификации в большем количестве – относительно числа бакалавров, – чем другие вузы. Традиции, заложенные при создании ТПУ, и опыт инновационной деятельности, приобретенный в ходе выполнения инновационной образовательной программы университета в 2007 – 2008 годах в рамках ПНП «Образование», а также анализ деятельности университетов мирового уровня, подтверждают правильность этого вывода.

Программой развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (НИ ТПУ) предусмотрен рост отношения числа выпуска магистров к числу выпускаемых бакалавров с 15% в 2009 году до 30% в 2018-м, и числа очных аспирантов – с 425 до 940. Выполнение поставленной задачи напрямую зависит от успешности привлечения талантливой молодежи для обучения как по программам подготовки бакалавров, так и магистров, а один из механизмов ее решения – разработка и использование в учебном процессе новых, высокоэффективных образовательных технологий с соответствующим методическим обеспечением.

Согласно федеральному законодательству, национальные исследовательские университеты вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. Томский политехнический университет имеет богатый опыт в организации учебного процесса [2]. Так, в 1999 году – впервые в России – в университете на базе ФГОС первого поколения был разработан образовательный стандарт вуза [3], включающий в себя три компонента: федеральный, региональный и вузовский.

В ходе реализации инновационной образовательной программы ТПУ было разработано 26 новых магистерских программ, в том числе 7 программ, имеющих уровень Двойного диплома (Double Degree). Программы разработаны совместно с ведущими университетами Европы, входящими в организации CESAER, CLUSTER и TIME. Работа над этими программами потребовала разработки нового «Стандарта основной образовательной программы ТПУ» (Стандарт ООП ТПУ) с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения, а также инноваций, связанных с развитием Болонского процесса (в частности, с совершенствованием систем обеспечения качества высшего образования и других современных мировых тенденций[4, 5]).

Основными особенностями нового «Стандарта ООП ТПУ» являются:

  • ориентация на компетенции выпускников как результаты обучения (Learning Outcome-based Approach) при разработке, реализации и оценке образовательных программ;
  • использование кредитной системы ECTS (European Credit Transfer System) для оценки компетенций, а также дидактических единиц программы (модулей дисциплин), обеспечивающих их достижение;
  • учет требований международных стандартов ISO 9001:2008, Европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG, Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area), а также национальных и международных критериев качества образовательных программ (например, Ассоциации инженерного образования России), согласованных с критериями Washington Accord Graduate Attributes and Professional Competencies, EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes и др.

«Стандарт ООП ТПУ» включает следующие разделы:

  1. Общие сведения о ТПУ
  2. Назначение и область применения Стандарта ООП ТПУ
  3. Термины, определения, обозначения, сокращения
  4. Общие требования к ООП
  5. Требования к результатам освоения ООП
  6. Требования к разработке и проектированию ООП
  7. Требования к структуре, содержанию и условиям реализации ООП
  8. Требования к оценке результатов освоения ООП
  9. Требования к мониторингу и совершенствованию ООП
  10. Состав учебно-методической документации ООП

Рассмотрим кратко один из ключевых разделов стандарта – раздел Требования к разработке и проектированию ООП. В нем, в частности, определяются этапы разработки и проектирования программ:

  • подготовительный этап (подготовка исходных данных для проектирования программы и планирование ее качества);
  • основной этап (проектирование программы, оценка ее качества и разработка учебно-методической документации).

На подготовительном этапе проектирования программы осуществляется:

  • разработка концепции ООП, согласованной с миссией вуза, формирование планируемых профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников программы на основе требований соответствующего ФГОС ВПО и Стандарта ООП вуза;
  • анализ потребностей регионального, национального и международного рынков труда, профессионального сообщества и заинтересованных сторон, а также изучение требований потенциальных работодателей – стратегических партнеров вуза – к специалистам данного профиля, ступени (уровня) и направления;
  • определение планируемых профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников ООП, которые вуз может обеспечить собственными научно-образовательными, интеллектуальными и материальными ресурсами;
  • определение планируемых профессиональных и универсальных (личностных) компетенций выпускников ООП, которые способен обеспечить стратегический партнер вуза (вуз, НИИ, предприятие и др.);
  • формирование итогового набора планируемых компетенций выпускников ООП, согласованного со стратегическими партнерами вуза – потенциальными соисполнителями и заказчиками.

На основном этапе проектирования программы осуществляются:

  • определение целей ООП и результатов обучения (знания, умения, компетенции специалистов и выпускников);
  • оценка кредитной стоимости (ECTS) результатов обучения по ООП;
  • определение дидактических единиц (модулей дисциплин) программы, формирование матрицы: результаты обучения – дидактические единицы ООП;
  • оценка кредитной стоимости (ECTS) и временного ресурса дидактических единиц ООП;
  • определение видов учебных занятий и временной ресурс, создание необходимого организационно-методического обеспечения для достижения соответствующих результатов обучения;
  • выбор и разработка образовательных технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов обучения по ООП;
  • определение элементов оценивания, выбор методов оценки достижения результатов обучения и качества освоения ООП, создание фонда оценочных средств;
  • разработка методов оценки достижения целей ООП и непрерывного совершенствования программы;
  • разработка и согласование базового учебного плана реализации ООП, рабочих программ модулей (дисциплин) и других учебно-методических материалов и документов для организации учебного процесса в Системе менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2000, а также в соответствии с требованиями ESG – Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area в рамках Болонского процесса.

После получения ТПУ категории национального исследовательского университета «Стандарт ООП ТПУ» будет доработан с учетом новых возможностей университета и станет обязательным к исполнению всеми структурными подразделениями при разработке собственных образовательных программ.

Таким образом, разработанный новый Стандарт основной образовательной программы ТПУ позволит проектировать и реализовать программы подготовки не только магистров, но и бакалавров и дипломированных специалистов, способных организовать высокотехнологичное производство, готовых к инновационной инженерной деятельности, нацеленных на создание лучших образцов современной техники и технологий.

Литература:

  1. Салми Д. Создание университетов мирового класса / пер. с англ. – М.: Издательство «Весь Мир», 2009. – 132 с.
  2. Агранович Б.Л., Могильницкий С. Б., Чубик П.С. и др. Эволюция программ подготовки инженеров в Томском политехническом университете. / Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2006. – 186 с.
  3. Образовательный стандарт Томского политехнического университета. Образовательный стандарт /под ред. Проф. А.И. Чучалина. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 1999. – 125 с.
  4. Стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета /под ред. Проф. А.И. Чучалина. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. – 60 с.
  5. Боев О.В., Коростелева Е.Н., Чучалин А.И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов / под ред. Проф. А.И. Чучалина. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. – 63 с.
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: уровневая система подготовки, томский политехнический университет, личный опыт, ао-38

Похожие материалы:
Образование для туристической отрасли Владимирской области
Сергей Коршунов об уровневой подготовке
Уровневая подготовка. Российская действительность
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
Анвир Фаткулин об уровневой подготовке
Шадринский политехнический колледж
Непрерывность образования - залог его качества
Приоритеты и проекты Тетюшского педагогического колледжа
Ведущий фактор модернизации педагогического образования
Ирина Свиридова об уровневой подготовке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#102Сосновоборский механико-технологический техникум отмечает тридцатилетие
#101Республиканский медицинский колледж развивает в Тыве волонтерское движение
#101Парадоксы информационной открытости на ВУЗПРОМЭКСПО
#100Ставропольский ГМУ отметил восьмидесятилетие
#107Вячеслав Карпов: «Говорить правду о состоянии современной науки сложно»
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний