Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Ирина Свиридова об уровневой подготовке

Интервью с ректором Кемеровского государственного университета Ириной Свиридовой о внедрении уровневой системы подготовки.

Просмотров: 1497

«Учебное пространство должно давать свободу выбора…»

О внедрении уровневой системы подготовки в Кемеровском государственном университете рассказывает ректор Ирина СВИРИДОВА

– Ирина Альбертовна, по логике Болонского процесса, высшее образование все более переходит от так называемой «квалификационной» к «компетентностной» (междисциплинарной, модульной) парадигме. В этой связи, говорят эксперты, кафедре суждено претерпеть серьезные трансформации, возможно, становясь узлом переплетения междисциплинарных интересов. В европейских университетах (например, в Германии) кафедры преобразуются в департаменты или какие-то другие, более широкие подразделения. Опираясь на этот европейский опыт, считаете ли вы, что и перед российскими вузами остро встает вопрос принципиального преобразования структуры организации и сопровождения образовательного процесса в вузе? Если да, то о каких конкретных преобразованиях может идти речь? И как эта задача решается в КемГУ?

– Мы исходим из тезиса, что при переходе на систему «бакалавриат – магистратура» нужно обеспечить, в первую очередь, достаточную гибкость образования. Сейчас быстро изменяются технологии, человек стал более мобилен, в течение жизни 5-6 раз меняет место работы, переучивается, повышает квалификацию, уходит в смежные сферы деятельности и т.д. То есть профессиональная траектория выпускника вуза перестает носить линейный характер. Считаю, вполне логично, что и учебный план должен быть таким же гибким, ориентированным на конкретные потребности и индивидуальность студента.

Принимая человека на обучение, мы не можем отталкиваться только от содержания его профессиональной подготовки. Необходимо ещё многое, что позволило бы бакалавру или магистру оставаться «на плаву», отвечать вызовам времени, постоянно совершенствоваться.

«Вхождение в Болонский процесс позволяет поднять международные связи российских вузов на принципиально новый уровень…»

Например, крупный и средний бизнес, формулируя заказ на выпускников нашего университета, предъявляет требования не только к уровню освоения стандарта, но и ставит вопрос о качествах личности. Некоторые кузбасские холдинги ежегодно проводят творческие кастинги среди выпускников вузов, прежде чем взять их на работу. Учитывается многое, в том числе и актерские, и режиссерские способности, вокал, танцы, умение общаться и т.д. Казалось бы, зачем всё это? А ведь так и проверяется «запас прочности» выпускника, его лидерские качества, способность нестандартно мыслить, адаптироваться к обстоятельствам. Пока такие кастинги затрагивают небольшой круг специальностей, в основном связанных с бизнесом. Но это тренд будущего. И кстати, переход системы высшего образования к компетентностному подходу, что так страшит некоторую часть вузовского сообщества, позволяет органично воспитывать личность будущего профессионала.

Большую роль здесь играет образовательно-культурная ситуация, в которой живет и развивается молодой человек. Ведь ключевые компетенции формируются не только в пространстве учебного времени, но и под воздействием семьи, друзей, окружения, политики, религии, культуры…. Поэтому мы не первый год работаем над тем, чтобы, наряду с научным и образовательным пространством, формировать в Кемеровском госуниверситете творческую среду для студентов. Открываем клубы по интересам, спортивные секции, у нас более 30 творческих объединений, студенческий театр, клуб КВН, туристский центр, вокальные и танцевальные студии, дискуссионные клубы, поэтическая студия и т.д. Более половины студентов регулярно участвуют в работе таких объединений.

Ежегодно на проведение массовых, культурных, оздоровительных, спортивных мероприятий в бюджете вуза выделяется около 19 миллионов рублей. И это, если хотите, тоже вложения в профессиональное становление наших бакалавров и магистров.

Плюс к этому, и учебное пространство должно давать свободу индивидуального выбора в получении образования по бакалаврским и магистерским программам. Соответственно, университету необходимо будет расширить собственно учебное пространство. И здесь без интеграции с консорциумами, промышленными предприятиями, другими вузами и научными организациями не обойтись. Сейчас мы с Кемеровским научным центром Сибирского отделения РАН обсуждаем возможность по ряду направлений предусмотреть дуальные магистратуры: один год на нашей базе, а второй – в каком-либо академическом институте.

Поэтому при переходе на уровневую подготовку кадров обязательно должны произойти изменения в структуре организации образовательного процесса. Я больше склоняюсь к тому, что главным звеном должны стать факультеты (институты) с научным, культурным и производственным поясом вокруг себя.

– Кемеровский университет имеет уникальный опыт взаимодействия с работодателями. Однако, в условиях кризиса и растущей безработицы работодатель, вероятно, становится не слишком заинтересованным в тесном партнерстве с вузами (грубо говоря, ему и высвободившихся специалистов со стажем хватает). В этих условиях как вуз может повлиять на интерес работодателя к выпускникам-бакалаврам? Влияет ли эта новая ситуация на рынке труда на корректировку стратегии работы КемГУ с работодателями?

«…При переходе на уровневую подготовку кадров обязательно должны произойти изменения в структуре организации образовательного процесса. Я больше склоняюсь к тому, что главным звеном должны стать факультеты (институты) с научным, культурным и производственным поясом вокруг себя…»

– Работодатели понимают, что кризис рано или поздно завершится, и тогда встанет кадровый вопрос. И нужны будут как раз специалисты нового поколения, с интегрированными знаниями и навыками, иными ключевыми компетенциями.

Поэтому наши студенты стремятся одновременно получать дополнительные квалификации или даже второе высшее образование: в области информационных технологий, права, криминалистики, экономики, иностранных языков, менеджмента, страхования и др. И это помогает им, оставаясь в сфере получаемой квалификации (для бакалавров), становиться специалистами более широкого профиля.

В свою очередь ректорат вуза много делает для сближения системы образования с реальным сектором производства и региональной экономики. Сегодня мы сотрудничаем со многими предприятиями области, заключаем договоры о социальном партнёрстве и о целевой подготовке кадров. При университете работает Совет финансовых директоров крупных компаний. У нас создан Союз руководителей предприятий малого и среднего бизнеса. Вот – реальная связь с экономической инфраструктурой региона с учётом его специфики. Кроме того, налажен хороший контакт и с отдельными федеральными структурами. Специалисты службы по налогам и сборам, к примеру, преподают у нас на экономическом факультете, что даёт студентам именно те знания, которые в дальнейшем будут наиболее востребованы на практике.

– КемГУ имеет партнерские взаимоотношения с вузами более чем десятка стран. На ваш взгляд, сможет ли полновесный переход на двухуровневую систему подготовки значительно качественно повлиять на международные связи российских вузов, и вашего университета, в частности? Какие в данном случае откроются новые возможности и перспективы?

– Вхождение в Болонский процесс позволяет поднять международные связи российских вузов на принципиально новый уровень.

У Кемеровского госуниверситета 34 договора и соглашения о сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями (Бельгии, Дании, Голландии, Германии, Франции, Великобритании, США, Монголии, Китая и др.), в рамках которых проводится обмен студентов, стажировка преподавателей, научных сотрудников. И с каждым годом мы увеличиваем количество участников международных обменов. Переходим на практику двойных дипломов. В 2009 году совместно с институтом Пьер Аттле (Франция) набрали студентов на подготовку бакалавров экономики по профилю «Страхование». В течение нескольких лет ребята будут обучаться у нас, а затем – в зарубежном вузе, и в результате получат два диплома – Кемеровского госуниверситета и вуза-партнера. В этом году планируем запустить такую же программу с Университетом Инхолланд (Нидерланды) по направлению «Менеджмент, маркетинг и международный бизнес».

Стажировки и обучение в иностранных вузах, на наш взгляд, позволяют студентам получить качественное образование. Соответственно, при устройстве на работу у таких студентов появляется гораздо больше преимуществ.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Анвир Фаткулин об уровневой подготовке
Совет директоров ссузов Владимирской области
Архитектура посткризисного периода
Достоинства разнопрофильной подготовки
Сергей Коршунов об уровневой подготовке
Опыт проектирования образовательной программы
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
Уровневая подготовка. Российская действительность
Непрерывность образования - залог его качества
Образование для туристической отрасли Владимирской области

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ