Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Магистры для «оборонки»: востребованность растет

О некоторых вузовских «секретах» подготовки магистров для предприятий ОПК «АО» попросил рассказать ректора НГТУ им. Р.Е. Алексеева, доктора технических наук, профессора Владимира Кириенко

Просмотров: 2410

В Нижегородском государственном техническом университете магистратуру тесно «завязали» на производство

О некоторых вузовских «секретах» подготовки магистров для предприятий ОПК «АО» попросил рассказать ректора НГТУ им. Р.Е. Алексеева, доктора технических наук, профессора Владимира КИРИЕНКО

Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева (ранее Горьковский политехнический институт) – вуз, где традиционно велась подготовка специалистов для оборонных отраслей промышленности не только Нижегородского региона, но и всей страны.

В 1996 году университет открыл магистратуру. Подготовка первых магистров была направлена прежде всего на формирование научных и научно-педагогических компетенций, – на тот момент вуз нуждался в новых кадрах, в первую очередь, для себя. Так, например, весь состав первого выпуска магистров кораблестроительного факультета в 1998 году поступил и прошел обучение в очной аспирантуре. В дальнейшем почти все из них защитили диссертации на соискание ученой степени кандидатов технических наук и остались работать в штате университета на профессорско-преподавательских должностях.

С принятием четыре года назад федерального закона о переходе на уровневую подготовку встал вопрос – кто заполнит пустую нишу выпускников-инженеров? В марте 2006 года вышел приказ (№62) Минобрнауки России, разъясняющий, что подготовка магистров должна проводиться по одному или нескольким видам деятельности: научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно- и проектно-конструкторской, технологической, организаторской. В соответствии с документом в планы магистерской подготовки НГТУ были внесены коррективы, и университет, наряду с научным и научно-педагогическим профилем, начал готовить магистров опытно-конструкторского, научно-исследовательского, проектно-конструкторского профиля.

Стоит отметить, что предприятия оборонно-промышленного комплекса (Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова, КБ «Вымпел», ФГУП «Полет», ЦКБ «Лазурит» и другие) стали проявлять заинтересованность в получении выпускников, имеющих именно магистерскую квалификацию. И университет, откликаясь на эти пожелания работодателей, начиная с 2006 года регулярно обращался в Рособразование с просьбой об увеличении контрольных цифр приема в магистратуру, особенно по направлениям, связанным с ОПК. В результате прием в магистратуру НГТУ вырос со 187 человек в 2005 году до 380 в 2009. Это позволяет нам прогнозировать достижение к 2014 году соотношения бакалавр-магистр как 3/1. В настоящее время прием на первый курс бакалавров и инженеров составляет 1953 человека.

Сейчас в НГТУ осуществляется подготовка магистров по 11 укрупненным группам, 24 направлениям подготовки и более 60 магистерским программам.

В основу подготовки в НГТУ магистров для предприятий ОПК были положены следующие принципы:

  1. Раннее закрепление магистрантов за предприятиями.
  2. Привлечение магистрантов к выполнению научно-исследовательских работ.
  3. Поручение магистрантам самостоятельного ведения конструкторских работ.
  4. Стимулирование участия магистрантов в научных конференциях, семинарах, выставках.
  5. Повышение публичности защит выпускных квалификационных работ магистров.

В соответствии с этими принципами, начиная с первого семестра обучения в магистратуре, за каждым магистрантом закрепляется научный руководитель и предприятие для прохождения научно-исследовательской практики, определяется тематика диссертационного исследования. К слову, магистрантам, по сравнению с остальными студентами, увеличена и стипендия, причем она дифференцирована по годам.

Магистранты НГТУ участвуют в проведении научно-исследовательских работ на кафедрах. С этой целью они принимаются – на условиях совместительства – в штат технического университета и малых научных предприятий, составляющих «технопарковый пояс» вуза: НОКБ «Лед», СКБ «Корвет», центр безопасности дорожного движения и технической экспертизы (ЦБДДТЭ), научно-исследовательская лаборатория транспортно-интеллектуальных систем (НИЛТИС), научно-образовательный центр (НОЦ) «Транспорт», и другие. Так, проводятся исследования для ряда организаций и предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса. Например, исследования ледовой ходкости в опытовом бассейне (для КБ «Вымпел», ЦКБ «Лазурит»), ресурсные испытания конструкций (для Ростехнадзора), поисковые исследования организации рабочих процессов в тепловых двигателях (для ОКБМ, ОАО «РУМО») и др.

При НГТУ организованы также студенческие конструкторские бюро, где магистрантами выполняются проектные работы для реального производства с последующей сдачей выполненных работ предприятиям и надзорным органам. Участие в таких работах позволяет магистрантам работать именно по будущей специальности, повышая свою квалификацию.

Стоит отметить, что магистранты, проходящие подготовку для предприятий ОПК, в обязательном порядке принимают участие в ежегодной международной научнотехнической конференции НГТУ – «Будущее технической науки». Как показал опыт, такая практика дисциплинирует и стимулирует и самих слушателей магистратуры, и их научных руководителей.

Еще одна особенность организации деятельности магистратуры в НГТУ – публичность защиты магистрантами выпускных квалификационных работ. На заседания ГАК широко приглашаются квалифицированные специалисты организаций и предприятий Нижегородского региона. И если в первые годы это были руководители и ведущие специалисты научных организаций, то в последнее время большинство председателей комиссий по защите магистерских диссертаций – это представители (главные конструкторы, заместители директоров) промышленных предприятий ОПК.

Для получения объективной оценки в процедуре защиты выпускных работ, помимо членов комиссий, принимают участие ведущие сотрудники (доценты, заведующие кафедрами, деканы, проректоры) ряда российских вузов, обеспечивающих подготовку специалистов для ОПК: Казанского авиационного института, Калининградского государственного технического университета, Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

Практикуется также выездная модель работы комиссий, когда защита диссертации проходит на том производстве, за которым был закреплен магистрант, в присутствии ведущих специалистов предприятия.

Трудоустройство выпускников магистратуры НГТУ иллюстрируют следующие цифры:

Если анализировать по укрупненным группам, то по радиотехническим, информационным, энергетическим направлениям фиксируется 100-процентное трудоустройство выпускников магистратуры.

Эффективность системы магистерской подготовки подкрепляется не только отзывами партнеров-работодателей. Нижегородский государственный технический университет на протяжении трех лет участвует в конкурсе «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», и в 2009 году вуз стал победителем этого конкурса, получив звание дипломанта.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Вектор развития - социальное партнерство
Образование для туристической отрасли Владимирской области
Анвир Фаткулин об уровневой подготовке
Ирина Свиридова об уровневой подготовке
Грани социального партнерства
Сергей Коршунов об уровневой подготовке
Ставка на социальное партнерство
Опыт проектирования образовательной программы
Уровневая подготовка. Российская действительность
Ведущий фактор модернизации педагогического образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ