Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Анвир Фаткулин об уровневой подготовке

Об опыте внедрения уровневой системы в Дальневосточном государственном техническом университете как важном факторе усиления международных позиций вуза рассказывает ректор Анвир ФАТКУЛИН

Просмотров: 1598

«Форпост Болоньи» на Дальнем Востоке

Бакалавры и магистры востребованы и в странах АТР

Об опыте внедрения уровневой системы в Дальневосточном государственном техническом университете как важного фактора усиления международных позиций вуза, рассказывает ректор Анвир ФАТКУЛИН

– Анвир Амрулович, из всех вузов региона ДВГТУ имеет самый большой «пул» магистерских программ. Учитывая, что именно в магистратуре научно-исследовательская «компонента» подготовки должна играть решающую роль, как ДВГТУ решает эту непростую проблему?

– Среди вузов региона ДВГТУ, действительно, имеет один из самых больших спектров магистерских программ и успешно их реализует. Так, в 2010 году мы объявили набор в магистратуру ДВГТУ по 30 направлениям подготовки, из них 10 новых. В рамках этих направлений реализуется 45 образовательных программ. Вообще, уровневая подготовка в ДВГТУ ведется с 1994 года, при этом университет постоянно, (а в последнее время – особенно активно), ведет работу в части популяризации уровневой системы. Это дает свои плоды – сегодня и общественное мнение, и сообщество работодателей края уже спокойно воспринимают эту модель подготовки.

Сегодня окончательный переход к уровневой системе образования в ДВГТУ ведется в режиме системной работы – с учетом требований ФГОС, формируется соответствующее учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебно-научного процесса. Если говорить о нашем видении и целях, то кратко сформулирую так: магистратура в ДВГТУ – это прежде всего инновационная образовательная площадка, где обучающиеся встречаются не только с преподавателями, но и с учеными, исследователями, известными и успешными практиками. Магистр ДВГТУ достаточно серьезно ориентирован и на прикладные знания, прежде всего, за счет формирования индивидуальных учебных планов, позволяющих гибко настраивать потенциал выпускника под актуальные потребности реальной экономики.

Здесь следует подчеркнуть, что достижению этих целей очень способствовала реализация инновационной образовательной программы ДВГТУ, в рамках которой мы дополнительно оснастили свои кафедры и лаборатории современными приборами, установками, уникальным оборудованием и сетями более чем на 900 млн рублей. Таким образом, удалось создать необходимую среду для научно-исследовательской работы студентов, что особенно важно в рамках образовательных программ магистратуры.

На эту же задачу – усиление научно-исследовательской составляющей учебного процесса – направлена и совместная работа с Дальневосточным отделением Российской академии наук. У нас созданы совместные научно-образовательные центры, базовые кафедры в НИИ, совместные научные лаборатории, центры коллективного пользования, где задействовано около 2000 студентов старших курсов и магистров. Именно это сотрудничество во многом обеспечивает возможность формирования в магистратуре научно-исследовательских компетенций. Один из примеров эффективной совместной работы вуза, академических институтов и работодателей – подготовка магистров по направлению «Кораблестроение и океанотехника» в филиалах кафедры морских технологий и энергетики в Институте химии ДВО РАН и ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» (руководитель магистратуры профессор, д.т.н., заслуженный деятель науки РФ А. Минаев).

Усиление научной составляющей происходит так же за счет научно-исследовательских семинаров, входящих в учебный план индивидуальной подготовки магистров. Основной целью семинаров является развитие у студентов магистратуры навыков самостоятельной исследовательской работы в профессиональной области. В рамках семинара студенты учатся постановке проблем, критическому осмыслению научных источников и различных баз данных. Студенты овладевают современной методологией исследований, связанных с интенсивным использованием технологий, техники, методов и моделей. Кроме того, студенты получают навыки исследовательской работы в группах, осваивают презентацию результатов исследований, учатся вести научную дискуссию, готовить научные публикации различного формата.

В ходе каждого семестра студенты периодически делают сообщения перед учебной группой о выполнении научно-исследовательской работы, включая работу над магистерской диссертацией. Сообщение сопровождается общей дискуссией под руководством профессора, возглавляющего семинар, и при участии научного руководителя студента. В состав семинара включаются лекции приглашенных специалистов.

«Сегодня и общественное мнение, и сообщество работодателей края уже спокойно воспринимают эту модель подготовки».

Таким образом, в магистратуре ДВГТУ реализуется подготовка не только к проектно-технологической, организационно-управленческой и проектной деятельности, но и к научной и академической. Именно та часть магистров, которая углубленно занимается теоретическими и фундаментальными проблемами, готовится к поступлению в аспирантуру ДВГТУ, и в дальнейшем становится реальным кадровым резервом университета для педагогической и научной деятельности.

В качестве примера развития уровневой подготовки в университете можно привести проект «Высшей школы инновационной экономики и менеджмента», разработанный и реализуемый сегодня в ДВГТУ. Подготовка бакалавров и магистров здесь ведется в условиях творческой среды, проектно-ориентированных технологий, во взаимодействии с инновационной инфраструктурой, технопарковой структурой, направлена на кадровые и научно-технологические потребности приоритетных экономических кластеров региона. И, что важно, связана с интеграцией в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кстати, мощной мотивацией к разработке проектов развития, в том числе проекта «высшей школы» явилось участие университета в конкурсе на присвоение категории «национальный исследовательский университет».

– Одна из «проблемных зон» перехода на уровневую систему – готовность к ней преподавателей…

– Да, поэтому повышение квалификации преподавателей для реализации программ уровневой подготовки является важнейшим направлением работы университета. Целевым образом за два последних года прошли повышение квалификации более 300 человек в различных образовательных центрах не только России, но и за рубежом. Мы сформировали свой сегмент повышения квалификации педагогических кадров и руководящих работников вуза на базе Института переподготовки педагогических кадров при ДВГТУ. Всего реализуется 22 образовательные программы (от 72 до 1080 часов). Среди них: «Инновационная деятельность в образовании», «Современные технологии в образовании», «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям», «Проблемы качества обучения», «Интеллектуальная собственность – основа инновационной деятельности», «Менеджмент в образовании», «Управление инновациями в современном вузе» и др.

– Вуз поставил перед собой цель стать «университетом мирового качества научных исследований, образования, технологических разработок». Какими сильными позициями обладает ДВГТУ в международном образовательном пространстве АТР? И способствует ли этим позициям уровневая система подготовки кадров, ведь принципы Болонского процесса рассчитаны, прежде всего, на построение общеевропейского образовательного пространства?

«Уровневая система подготовки кадров нам хорошо помогает, она более понятна и привычна для иностранных студентов... Качество образования и престиж диплома ДВГТУ подтверждают стопроцентное трудоустройство и успешная карьера иностранных выпускников у себя на родине».

– Безусловно! В настоящее время в вузе обучается около трехсот иностранных граждан из восьми стран. Обучение иностранных студентов осуществляется по всем реализуемым в вузе образовательным программам на протяжении уже более 10 лет. Особой популярностью пользуются программы бакалавриата и магистратуры по техническим направлениям, таким, как строительство, архитектура, информационные технологии и другие. В этом смысле уровневая система подготовки кадров нам хорошо помогает, она более понятна и привычна для иностранных студентов, позволяет учитывать принципы Болонского процесса в части формирования общеобразовательного пространства. Качество образования и престиж диплома ДВГТУ подтверждают стопроцентное трудоустройство и успешная карьера иностранных выпускников у себя на родине. В 2010 году мы продолжаем работу по открытию совместных магистерских программ с зарубежными университетами. Это, прежде всего, те университеты, с которыми у ДВГТУ ведутся совместные научные исследования, с которыми уже налажены обменные программы. В том числе, и с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Новый импульс развитию образовательных и научных связей с зарубежными вузами и организациями, и, прежде всего, стран АТР придала инновационная образовательная программа ДВГТУ. Например, на базе университета при поддержке Минобрнауки и МИД РФ создан Центр научно-технического и инновационно-технологического сотрудничества России и АТЭС (ТехноРАТЭС), главная задача которого – обеспечение сотрудничества между Россией и экономиками стран АТЭС. Представители университета регулярно принимают участие в заседаниях рабочих групп Секретариата АТЭС, а три инициированных при участии ДВГТУ проекта имеют статус проектов АТЭС. В качестве одного из немногих вузов региона ДВГТУ активно развивает программы международного сотрудничества с крупными зарубежными компаниями, имеются соглашения о сотрудничестве с компаниями Мицуи и Ко (Япония), Самсунг (Республика Корея), Нью Софт (США), Дуньшен (КНР). Здесь успешно осуществляется сотрудничество в научно-технической и инновационной сферах по таким направлениям, как энергетика и энергосбережение, деревообработка, нанотехнологии, газохимия, горное дело, строительные технологии, экология, информационные технологии. Все это еще раз подтверждает высокий статус университета и уровень реализуемых образовательных программ.

Если говорить о международном сотрудничестве в целом, оно активно развивается в Дальневосточном государственном техническом университете с 1987 года. На сегодняшний день ДВГТУ имеет более ста договоров об установлении партнерских отношений с зарубежными университетами из 18 стран: США, Японии, КНР, КНДР, Вьетнама, Монголии, Республики Корея, Тайваня, Австрии, Германии, Франции, Великобритании, Канады, Бразилии, Финляндии, Австралии, Италии, Республики Словения.

Университет участвует в различных международных программах, в том числе TEMPUS, DAAD, USIA, NISCUPP, IREX, ACTR, Youth Exchange, является членом международных ассоциаций и обществ, таких как Международная ассоциация президентов университетов, Ассоциация президентов университетов стран АТР, Международное общество инженерной педагогики (IGIP), и многих других.

Таким образом, системная работа по развитию международного сотрудничества обеспечила позиционирование ДВГТУ на международном уровне в качестве крупного динамично развивающегося инновационного вуза, что позволило повысить рейтинг университета за рубежом и привлечь дополнительное внимание к нему со стороны иностранных партнеров – как учебных заведений, так и бизнес-структур. В ДВГТУ много научных школ, где проводятся исследования, имеющие мировое значение. В вуз регулярно приезжают ученые из разных стран мира, в то же время профессора, студенты и аспиранты ДВГТУ становятся все более «академически мобильными» – знакомятся с опытом зарубежных ученых, проводят совместные исследования с профессорами в ведущих мировых образовательных и научных центрах.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: приморский край, ДВГТУ, международное сотрудничество, уровневая система подготовки, анвир фаткулин, личный опыт, ао-38

Похожие материалы:
Опыт проектирования образовательной программы
Совет директоров ссузов Владимирской области
Достоинства разнопрофильной подготовки
10-я Международная конференция "Авиация и космонавтика - 2011"
Непрерывность образования - залог его качества
Создать «финское чудо» в российских условиях
Ирина Свиридова об уровневой подготовке
Образование для туристической отрасли Владимирской области
Магистры для «оборонки»: востребованность растет
Сергей Коршунов об уровневой подготовке

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
VIII Форум «Открытые инновации» откроется 21 октября в технопарке «Сколково»
МОСКВА, 18 октября 2019 года. — В понедельник в Москве начнется VIII Международный Форум...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#111Аудит как платформа для формирования внутренней системы оценки качества образования
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#104БАЙХОСТ развивает российско-баварское сотрудничество в области высшего образования и науки
#104Навстречу 20-летнему юбилею Старооскольского филиала БелГУ
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ