Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы

Проект «Зимняя школа русского языка и страноведения», впервые осуществленный Омским государственным педагогическим университетом в феврале 2018 года, претендует стать традиционным. Именно в зимние месяцы планируется в творческой дружеской атмосфере изучать уникальную культуру России.

Просмотров: 354

У кафедры русского языка как иностранного ОмГПУ имеется многолетний опыт проведения летних школ русского языка и страноведения, что позволило расширить сезонную активность организации обучения. Как правило, диагностическое тестирование в день торжественного открытия курсов позволяет преподавателям сформировать несколько учебных групп (обычно – 3) для слушателей с начальным, средним и продвинутым уровнем владения русским языком. На занятиях, имеющих коммуникативную направленность, отрабатываются лексико-грамматические умения и навыки, актуализируются различные виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Доля творческой составляющей учебного процесса существенна: для реализации ключевой задачи – «выхода в речь» – преподаватель организует ролевые игры, режиссирует мини-спектакли, сопровождаемые не только диалоговыми репликами, но и песнями, танцами, стихами. Именно атмосфера игры и творчества снимает эмоциональное напряжение, способствуя коммуникации учащихся.

Изучать язык, специфику страны очень сложно без познания её многообразной культуры. Именно поэтому в курсе обучения русскому языку как иностранному (или неродному) большое значение имеет лингвострановедение, позволяющее развивать коммуникативную компетенцию в процессе межкультурного общения. С этой целью на занятиях организуется просмотр, обсуждение и лингвистический анализ аутентичных фильмов (художественных, документальных, мультипликационных), телепередач, видеосюжетов.

В зимней школе русского языка в качестве исходного учебного материала использован киноальманах продюсера и автора сценария Т.Н. Бекмамбетова «Ёлки» (2010), состоящий из снятых 6 режиссёрами 8 новелл, связанных между собой и происходящих в канун новогоднего праздника в 11 российских городах: Якутске, Москве, Калининграде, Перми, Уфе, Бавлы и Казани (Татарстан), Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Понять смысл происходящего на экране инофону, владеющему русским языком в объёме не ниже базового уровня, нетрудно, учитывая комментарии преподавателя. Страноведческая ценность этого материала заключается, в первую очередь, в идее: «Россия – большая, но единая страна». В фильме представлены различные традиции, типажи, поэтому предлагаемый материал и задания к нему эффективно применять на занятиях. Многообразие ситуаций позволяет увидеть и обсудить различные социальные и нравственные проблемы: например, личностные взаимоотношения. Лингвистический аспект также представляет немалый интерес, поскольку диалоги персонажей насыщены фразеологизмами, пословицами, разговорными конструкциями, активно используемыми современными носителями русского языка. Просмотр организован по фрагментам, и преподаватель может сам решить, какую часть стоит посмотреть на занятии, а какую – предложить обучающимся в качестве домашнего задания. Выделено из фильма 45 эпизодов, приблизительно обозначены их временные отрезки, каждый сопровождается синхронным текстом. Для проведения занятий необходимо такое оборудование, как мультимедийный проектор, колонки и ноутбук (или телевизор), диск (или другой носитель информации) с записью фильма, карта России с указанными на ней часовыми поясами.

В зимней школе слушатели курса не только исследовали грамматические трудности русского языка, но и собственными руками лепили сибирские пельмени, создавали куколки-обереги и именные кожаные браслеты, разыграли по ролям народную сказку. Увлеченно знакомились с традициями важнейших русских праздников, в частности, масленицы. Несмотря на мороз, посетили Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» в Большеречье, прошли на лыжах полосу препятствий по замерзшему Иртышу.

Такой яркий сценарий учебного процесса вызывал у гостей школы позитивный настрой, желание узнать как можно больше о языке и культуре России, Омского края, придавал занятиям необходимую динамику.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ОмГПУ, ФЦП «Русский язык», ао-109

Похожие материалы:
СВФУ им. М.К. Аммосова активно реализует онлайн-проекты в области русистики
Успешно реализуется проект К(П)ФУ «Послы русского языка в мире»
Ресурсные центры как элемент развития Омской области
Специалисты РУДН совместно с французскими коллегами реализуют проект по поддержке русского языка и культуры
ОмГПУ: опыт и перспективы развития
Институт Пушкина провел курсы повышения квалификации во Франции
Послы русского языка побывали в Казахстане
Тверской госуниверситет реализует проект по поддержке русского языка в странах СНГ
Популяризация и продвижение русского языка в России и мире
Многовариантность образовательного пространства

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#106Эволюционный держите шаг?!
#111Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
#107Кубанский государственный университет: на благо Кубани и России
#105Система инклюзивного и коррекционного образования развивается в России
#108Нацаккредсовет гарантирует высокое качество образования
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний