ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школыПроект «Зимняя школа русского языка и страноведения», впервые осуществленный Омским государственным педагогическим университетом в феврале 2018 года, претендует стать традиционным. Именно в зимние месяцы планируется в творческой дружеской атмосфере изучать уникальную культуру России. Просмотров: 469
У кафедры русского языка как иностранного ОмГПУ имеется многолетний опыт проведения летних школ русского языка и страноведения, что позволило расширить сезонную активность организации обучения. Как правило, диагностическое тестирование в день торжественного открытия курсов позволяет преподавателям сформировать несколько учебных групп (обычно – 3) для слушателей с начальным, средним и продвинутым уровнем владения русским языком. На занятиях, имеющих коммуникативную направленность, отрабатываются лексико-грамматические умения и навыки, актуализируются различные виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Доля творческой составляющей учебного процесса существенна: для реализации ключевой задачи – «выхода в речь» – преподаватель организует ролевые игры, режиссирует мини-спектакли, сопровождаемые не только диалоговыми репликами, но и песнями, танцами, стихами. Именно атмосфера игры и творчества снимает эмоциональное напряжение, способствуя коммуникации учащихся. Изучать язык, специфику страны очень сложно без познания её многообразной культуры. Именно поэтому в курсе обучения русскому языку как иностранному (или неродному) большое значение имеет лингвострановедение, позволяющее развивать коммуникативную компетенцию в процессе межкультурного общения. С этой целью на занятиях организуется просмотр, обсуждение и лингвистический анализ аутентичных фильмов (художественных, документальных, мультипликационных), телепередач, видеосюжетов. В зимней школе русского языка в качестве исходного учебного материала использован киноальманах продюсера и автора сценария Т.Н. Бекмамбетова «Ёлки» (2010), состоящий из снятых 6 режиссёрами 8 новелл, связанных между собой и происходящих в канун новогоднего праздника в 11 российских городах: Якутске, Москве, Калининграде, Перми, Уфе, Бавлы и Казани (Татарстан), Екатеринбурге, Красноярске, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Понять смысл происходящего на экране инофону, владеющему русским языком в объёме не ниже базового уровня, нетрудно, учитывая комментарии преподавателя. Страноведческая ценность этого материала заключается, в первую очередь, в идее: «Россия – большая, но единая страна». В фильме представлены различные традиции, типажи, поэтому предлагаемый материал и задания к нему эффективно применять на занятиях. Многообразие ситуаций позволяет увидеть и обсудить различные социальные и нравственные проблемы: например, личностные взаимоотношения. Лингвистический аспект также представляет немалый интерес, поскольку диалоги персонажей насыщены фразеологизмами, пословицами, разговорными конструкциями, активно используемыми современными носителями русского языка. Просмотр организован по фрагментам, и преподаватель может сам решить, какую часть стоит посмотреть на занятии, а какую – предложить обучающимся в качестве домашнего задания. Выделено из фильма 45 эпизодов, приблизительно обозначены их временные отрезки, каждый сопровождается синхронным текстом. Для проведения занятий необходимо такое оборудование, как мультимедийный проектор, колонки и ноутбук (или телевизор), диск (или другой носитель информации) с записью фильма, карта России с указанными на ней часовыми поясами. В зимней школе слушатели курса не только исследовали грамматические трудности русского языка, но и собственными руками лепили сибирские пельмени, создавали куколки-обереги и именные кожаные браслеты, разыграли по ролям народную сказку. Увлеченно знакомились с традициями важнейших русских праздников, в частности, масленицы. Несмотря на мороз, посетили Омский государственный историко-культурный музей-заповедник «Старина Сибирская» в Большеречье, прошли на лыжах полосу препятствий по замерзшему Иртышу. Такой яркий сценарий учебного процесса вызывал у гостей школы позитивный настрой, желание узнать как можно больше о языке и культуре России, Омского края, придавал занятиям необходимую динамику. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы:
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|