Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Общественная экспертиза компетентностной модели выпускника

Компетентностная модель выпускника является основным элементом, связывающим рынок труда и образовательный процесс. Безусловно, во многом она диктуется федеральными образовательными стандартами, но уровень освоения компетенций полностью зависит от образовательного учреждения.

Просмотров: 1305
Б.Я. РЯБКО, ректор Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (г. Новосибирск), доктор технических наук, профессор

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ образовательные стандарты третьего поколения неслучайно названы федеральными. В отличие от своих предшественников они не имеют национально-региональных и вузовских компонент. Их главной особенностью является ориентация на формирование не только сугубо профессиональных, но и общих качеств личности, развивать которые требуется посредством реализации компетентностного подхода.

В рамках новых ФГОС выделены базовая и вариативная составляющие. Это создает ряд трудностей, связанных с формированием рабочих программ по учебным дисциплинам.

Порядок, введенный стандартами третьего поколения по отношению к компетенциям, принципиально отличается от прежнего. Он предполагает, что преподаватель должен развивать общие и профессиональные компетенции – как утвержденные федеральными стандартами ВПО, так и введенные по усмотрению вузов в зависимости от региональных особенностей, требований работодателей и иных объективных факторов.

На основании анализа трудоустройства выпускников за последние годы можно выделить компании, нуждающиеся именно в таких кадрах, какие готовит Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики. Доминируют среди них те, что входят в состав телекоммуникационного сектора, – их более 50 процентов. Однако выпускников инженерно-экономического факультета и факультета информатики и вычислительной техники охотно берут на работу банки и иные финансовые организации. Потребности этого сектора ежегодно возрастают. В 2012 году доля финансовых организаций, в которых трудоустроились выпускники, составила 17 процентов. Востребованными оказались и кадры, получившие подготовку в учебном военном центре СибГУТИ, где готовят лейтенантов связи. Первый выпуск таких специалистов состоялся в прошлом году. Нынче число выпускников увеличилось почти в три раза. На рисунке 1 представлена полная структура трудоустройства специалистов в 2012 году.

Рисунок 1. Структура трудоустройства выпускников СибГУТИ в 2012 году.

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ модель выпускника является основным элементом, связывающим рынок труда и образовательный процесс. Безусловно, во многом она диктуется федеральными образовательными стандартами, но уровень освоения компетенций полностью зависит от образовательного учреждения. Вот почему в СибГУТИ этот показатель, по отношению к основному направлению «Информатика и вычислительная техника», является объектом непрерывного исследования. В группу респондентов, участвующих в социологическом опросе, входят представители работодателей, выпускники предыдущих лет, ученые в соответствующей области науки, студенты-старшекурсники, будущие магистры и аспиранты.

ОСНОВНЫЕ цели исследования – выявление уровня значимости компетенций и степени удовлетворенности работодателей компетенциями выпускников, приобретенными в вузе.

Результаты опроса респондентов представлены на рисунках 2 и 3. Рисунок 2 характеризует уровень значимости общекультурных и профессиональных компетенций, измеренный в долях единицы, а рисунок 3 – степень удовлетворенности работодателей общекультурными и профессиональными компетенциями выпускников.

В ЦЕЛОМ в ходе мониторинга уровня удовлетворенности работодателей проводится общественная экспертиза компетентностной модели выпускника, созданной в вузе.

Подобные исследования необходимы для всех направлений подготовки. Они позволяют, во-первых – сохранять, а зачастую и налаживать тесную связь с работодателями, во-вторых – отслеживать качество подготовки студентов, в третьих – выявлять объекты (общекультурные и профессиональные компетенции), требующие корректировки. Необходимость корректирующих мероприятий возникает тогда, когда значимость той или иной компетенции превышает степень удовлетворенности ее освоением.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Пути и условия оптимизации учебного процесса в СтГМУ
База трудоустройства – инновации и хороший менеджмент
Когда найти работу сложно
Архитектура посткризисного периода
Трудоустройство как система
Если инновацию встречают в штыки…
Владимирский институт бизнеса: рейтинг для рекрутинга
Профессиональное образование и занятость молодежи
Социальная ответственность высших учебных заведений
Производители одежды о системе образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ