Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Пути и условия оптимизации учебного процесса в СтГМУ

Принятая в СтГМУ модель СМК соответствует требованиям к гарантии качества услуг для всех потребителей и заинтересованных сторон, достаточно легко адаптируется к новым требованиям, выдвигаемым заинтересованными сторонами, подлежит общественной сертификации в российских и международных органах по сертификации.

Просмотров: 2134

В.Н. МУРАВЬЁВА, ректор Ставропольского государственного медицинского университета,
доктор медицинских наук, профессор

А.Б. ХОДЖАЯН, проректор по учебной работе, доктор медицинских наук, профессор

Ю.В. ПЕРВУШИН, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики,
кандидат медицинских наук, профессор

Как держать руку на пульсе

Век принес ускорение

Начало третьего тысячелетия ознаменовалось невиданными прежде изменениями планетарного масштаба. Жизнь в непрерывно меняющихся условиях становится привычной, а это требует умения постоянно решать возникающие чередой нестандартные проблемы.

На вызовы времени приходится отвечать модернизацией образования, формированием принципиально новых требований к его процессу и итогам, что нашло отражение в ФГОС ВПО третьего поколения. Новые стандарты на первое место выводят требования к результатам образования, а также квалификационные процедуры подтверждения соответствия реально достигнутых результатов ожидаемым.

Понимание сущности образовательного результата зависит от схемы постановки проблем и их решения, в рамках которой рассматривается образование и его цель. Государственный стандарт разработан в свете деятельностной парадигмы, провозглашающей в качестве цели образования развитие личности обучающегося на основе становления различных групп компетенций. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

В работах педагогов-исследователей Ю.К. Бабанского, И.Т. Огородникова, В.В. Давыдова и других выделены принципы модернизации системы образования. Среди них оптимизация процесса обучения, подразумевающая достижение наилучшего результата в заданных условиях, что актуализирует проблемы обеспечения качества высшего профессионального образования.

Таким образом, происходящая в современных условиях модернизация образования определяет новые требования к уровню профессионального мастерства, поэтому особая роль отводится созданию эффективной и объективной системы оценки результатов.

Выбор образца

Система менеджмента качества (СМК), внедренная и сертифицированная в Ставропольском государственном медицинском университете в 2006 году, базируется на требованиях ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и типовой модели системы качества образовательного учреждения с применением принципа Э. Деминга (РDCA), которые основываются на принципах системного и процессного подходов, имеют высокую степень совпадения, взаимно дополняют друг друга и отличаются лишь полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия СМК с общей системой менеджмента вуза. Принцип системности в управлении вузом реализуется СтГМУ как ряд взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей.

Принятая модель СМК соответствует требованиям к гарантии качества услуг для всех потребителей и заинтересованных сторон, достаточно легко адаптируется к новым требованиям, выдвигаемым заинтересованными сторонами, подлежит общественной сертификации в российских и международных органах по сертификации. Несомненно, система менеджмента качества является понятной, удобной и доступной в реализации, содержит документально зафиксированную последовательность процессов, процедур, методик и свидетельств выполненных действий, что позволяет постоянно контролировать и улучшать их качество. Она сопоставима с ресурсными возможностями университета и требованиями системного и процессного подхода к организации управления деятельности вуза на всех уровнях.

Система в работе

Одним из важнейших путей реализации такого подхода является внутренний аудит и контроль качества учебного процесса, производящийся на разных уровнях и всевозможными методами. В СтГМУ регулярно осуществляется контроль над проведением занятий и выполнением рабочих программ, оценка эффективности применения образовательных технологий, анкетирование «Преподаватель глазами студентов», аудит кафедр и деканатов, а результаты доводятся до сведения преподавателей и сотрудников вуза на совете по качеству обучения, советах факультетов и совете университета. При необходимости вносятся изменения в деятельность кафедр и структурных подразделений университета. Преподаватели учитывают мнение студентов и недостатки, выявленные в ходе аудита, в своей дальнейшей работе. Итоги контроля качества учебного процесса и аудита кафедр оказывают влияние на аттестацию преподавателей и избрание на должности профессорско-преподавательского состава.

Общий эффект от внедрения системы менеджмента качества состоит в том, что подход к управлению вузом становится системным, а значит, вуз развивается динамично, все аспекты управления организацией координируются и согласуются с общим стратегическим планом развития университета.

Важным механизмом является оценка уровня подготовки студентов. Она осуществляется систематично и непрерывно на всех этапах обучения.

Традиционно в сентябре проводится диагностическое тестирование студентов первого курса по оценке базовых знаний. Результаты тестирования позволяют определить разделы, по которым были показаны слабые знания, что необходимо для организации и тематического планирования дополнительных занятий с обучающимися на первом курсе. Также проводятся предсессионное тестирование, предшествующее экзаменам, и оценка остаточного уровня знаний по дисциплинам спустя год после окончания изучения предмета. Это позволяет оптимизировать деятельность кафедральных коллективов, направленную на совершенствование образовательного процесса.

Активизация учебного процесса предполагает повышение качества системы текущего контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой оценки знаний, с помощью которой преподаватель эффективно организует внешний контроль, что позволяет обучающемуся постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий, сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов. Кроме того, студент, являясь субъектом образовательного процесса, имеет возможность управлять своей внеаудиторной работой, видеть, насколько успешен он в освоении того или иного раздела учебного материала, соответственно, корректировать свои знания. Всё это повышает мотивацию к хорошей и отличной успеваемости.

Внедрение в вузе балльно-рейтинговой оценки позволило обеспечить все основные требования, предъявляемые к контролю качества результатов обучения. Балльно-рейтинговая система способствует максимально объективной оценке учебной деятельности студентов, так как результаты, полученные в ходе изучения дисциплины, учитываются при выставлении оценки при проведении итогового контроля, который осуществляется с участием внешних экспертов, ведущих преподавателей вуза и членов ректората, что исключает субъективность оценивания уровня знаний студентов.

Совершенствование практики

Компетентностный подход в образовании подчеркивает первостепенное значение умений и опыта практической деятельности по реализации полученных знаний.

С этой целью в СтГМУ был создан центр практических навыков. Его основной задачей является обеспечение последовательности и преемственности в освоении практических навыков на всех курсах обучения в университете. Инновационные технологии в обучении требуют использования современных тренажеров, симуляторов экспертного класса, позволяющих в полной мере осваивать программы ухода за больным и выполнять алгоритмы оказания медицинской помощи на всех этапах лечения больных и пострадавших.

Поэтапная оценка качества образования и постоянное внесение корректив осуществляется и на этапе послевузовского образования. В период получения постдипломного образования акцент делается не только на передачу и усвоение передового профессионального опыта, но и на продуцирование новых знаний, умений и навыков непосредственно в ходе осуществления профессиональной деятельности, ориентацию учебной деятельности на самостоятельное приобретение знаний. Всё это, несомненно, способствует реализации компетентностного подхода и повышению уровня профессиональной и личностной ответственности обучающихся.

Принцип оптимизации учебного процесса не будет эффективным без учета адаптации студента к обучению в вузе. Это интенсивный и динамичный, многосторонний и комплексный процесс, в ходе которого обучающийся вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются к нему в ходе обучения и воспитания в высшей школе.

При этом на первом и втором курсах происходит адаптация к образовательной и социокультурной среде вуза, а на старших – к профессии.

Считая этот процесс чрезвычайно важным, так как именно от него во многом зависят сегодняшние и завтрашние успехи студентов и процесс их профессионального становления, администрация, профессорско-преподавательский состав СтГМУ создают условия для скорейшей адаптации студентов.

Результат всесторонней деятельности вуза не замедлил сказаться: накануне семидесятипятилетия Ставропольский государственный медицинский университет внесён во всероссийский реестр «100 лучших учреждений здравоохранения 2013 года».

Таким образом, оптимизация процесса обучения в значительной степени решает проблемы эффективности образования. Это целенаправленный комплексный подход к организации процесса, связанный с поиском современных форм работы, по решению задач, выдвинутых социальными и научно-техническими потребностями общества.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Гармонизация международных образовательных программ с учетом традиций российской высшей школы
Процедура лицензирования: возможен ли технологичный подход?
Как оценить компетенции?
Актуальность и перспективы дуального обучения
Политика качества в вузе: цели и результаты
Проблемы дополнительного образования в свете нового закона
ФЦП развития образования: итоги-2012
Методика внутреннего аудита
Повышение качества предоставляемых услуг
ЮУПИ: приоритет – качество образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ