Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Если инновацию встречают в штыки…

Проблема внедрения изменений едва ли не самая важная для руководителя образовательного учреждения нашего времени. Ее острота особенно ярко проявилась в ходе введения ФГОС и снова выходит на передний план с началом действия федерального закона «Об образовании в РФ».

Просмотров: 738
Е.В. ТЕПЛОВ, директор Тверского кооперативного техникума Тверского облпотребсоюза

Проблема внедрения изменений едва ли не самая важная для руководителя образовательного учреждения нашего времени. Ее острота особенно ярко проявилась в ходе введения федеральных государственных стандартов нового поколения и снова выходит на передний план с началом действия федерального закона «Об образовании в РФ».

Поскольку за время реформы подходы к обучению очень сильно изменились, это породило массу психологических проблем. И если урегулирование экономических вопросов зависит от финансового положения учебного заведения, то устранение или сведение к минимуму психологических трудностей в полной мере определяется личностными качествами руководителя.

Над чем конкретно приходится работать директору?

Одна группа психологических проблем связана с формированием ориентации сотрудников на стратегические цели учредителя и руководства учебного заведения, другая – с приятием или неприятием готовящихся нововведений.

Чтобы к достижению целей, поставленных учредителем и руководством учебного заведения, стремился каждый сотрудник, необходимо эти цели конкретизировать и сделать измеримыми. Например, для создания отсутствующей методической документации нужно не просто описать задачу и обосновать необходимость предстоящей работы, но и определить, как и на основании каких критериев будет оплачиваться выполненное задание.

Стратегические цели – допустим, открытие новых специальностей или прохождение процедуры аккредитации – достигаются с помощью четкого обозначения тактических целей, которые отражаются в ежегодных планах работы заведующих отделениями и структурных подразделений: учебной части, предметных цикловых комиссий, библиотеки, методкабинета. Благодаря этому все сотрудники обеспечиваются оперативной информацией о перспективах деятельности учебного заведения.

В соответствии с новым законом об образовании повышение квалификации преподавателей будет проводиться раз в три года, а не в пять лет, как было ранее. Кроме того, в современных условиях от педагога требуются непрерывное совершенствование способов и методов работы, поиск новых подходов к организации учебного процесса, создание методического обеспечения. Все это связано с солидными временными затратами. Дополнительная нагрузка может вызвать неприятие нововведений, сопротивление инновациям. Как нейтрализовать или свести к минимуму такую реакцию? Для начала нужно выявить причины, которые порождают неприятие – экономические, социальные, личностные.

К экономическим причинам могут относиться боязнь сокращения, связанная с уменьшением учебной нагрузки и предъявлением более высоких требований к квалификации; уменьшение заработка; возрастание интенсификации труда, связанное с дополнительными затратами времени на научно-методическое обеспечение занятий, повышение квалификации, стажировку.

Личностными причинами являются обида на критику устаревших методов работы; боязнь того, что имеющиеся профессиональные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; уверенность, что нововведения приведут к усилению контроля, повышению интенсивности труда, уменьшению чувства собственной значимости преподавателя. Также сотрудники страшатся неопределенности, обусловленной отсутствием гарантий занятости после введения ФГОС.

В круг социальных причин входит нежелание преподавателей и сотрудников приспосабливаться к изменяющемуся психологическому климату; стремление сохранить привычные социальные связи и иерархию; боязнь, что новая обстановка приведет к меньшей удовлетворенности работой; нежелание выполнять требования лиц, внедряющих новшества; недовольство слабостью личного участия в решении вопросов перехода на ФГОС.

Для устранения этих причин руководитель еще на этапе планирования должен предусмотреть возможность появления психологических проблем и разработать меры по их нейтрализации, а именно:

  • определить учебную нагрузку преподавателей на перспективу (два-три учебных года);
  • заключить с преподавателями долгосрочные трудовые договоры;
  • обеспечить условия эффективной организации трудового процесса (предоставить работникам необходимую оргтехнику, современные информационные ресурсы, возможность прохождения стажировки на передовых предприятиях отрасли);
  • разработать адекватные методы оценки деятельности сотрудников (систему стимулирования);
  • предусмотреть материальную компенсацию за дополнительную работу по подготовке методического обеспечения занятий;
  • исследовать социально-психологический климат в структурных подразделениях с целью выявления неформальных лидеров и ориентации их на процесс внедрения инноваций;
  • привлечь преподавателей и сотрудников к планированию нововведений.

Изменения для руководителя образовательного учреждения – это новые перспективы развития учебного заведения, поиск нестандартных решений, неординарных задач, возможность проявления творческих и интеллектуальных способностей. Переосмыслив приписываемый Конфуцию афоризм, скажем: дай бог нам жить в эпоху перемен.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Инновации – фактор успешного развития
Траектория инновационного развития
Челябинская область - научные результаты мирового уровня
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
Инновации в воспитательной работе со знаком качества
Пекка Вильякайнен: «Цель инноваторов – не получение Нобелевской премии, а зарабатывание денег»
Инновационная структура СГУ им. Н.Г.Чернышевского
«Инновационный пояс» классического университета
Госуниверситет – УНПК: проекты и труд на благо региона
Проектная деятельность как проявление созидательной активности

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ