Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Если инновацию встречают в штыки…

Проблема внедрения изменений едва ли не самая важная для руководителя образовательного учреждения нашего времени. Ее острота особенно ярко проявилась в ходе введения ФГОС и снова выходит на передний план с началом действия федерального закона «Об образовании в РФ».

Просмотров: 674
Е.В. ТЕПЛОВ, директор Тверского кооперативного техникума Тверского облпотребсоюза

Проблема внедрения изменений едва ли не самая важная для руководителя образовательного учреждения нашего времени. Ее острота особенно ярко проявилась в ходе введения федеральных государственных стандартов нового поколения и снова выходит на передний план с началом действия федерального закона «Об образовании в РФ».

Поскольку за время реформы подходы к обучению очень сильно изменились, это породило массу психологических проблем. И если урегулирование экономических вопросов зависит от финансового положения учебного заведения, то устранение или сведение к минимуму психологических трудностей в полной мере определяется личностными качествами руководителя.

Над чем конкретно приходится работать директору?

Одна группа психологических проблем связана с формированием ориентации сотрудников на стратегические цели учредителя и руководства учебного заведения, другая – с приятием или неприятием готовящихся нововведений.

Чтобы к достижению целей, поставленных учредителем и руководством учебного заведения, стремился каждый сотрудник, необходимо эти цели конкретизировать и сделать измеримыми. Например, для создания отсутствующей методической документации нужно не просто описать задачу и обосновать необходимость предстоящей работы, но и определить, как и на основании каких критериев будет оплачиваться выполненное задание.

Стратегические цели – допустим, открытие новых специальностей или прохождение процедуры аккредитации – достигаются с помощью четкого обозначения тактических целей, которые отражаются в ежегодных планах работы заведующих отделениями и структурных подразделений: учебной части, предметных цикловых комиссий, библиотеки, методкабинета. Благодаря этому все сотрудники обеспечиваются оперативной информацией о перспективах деятельности учебного заведения.

В соответствии с новым законом об образовании повышение квалификации преподавателей будет проводиться раз в три года, а не в пять лет, как было ранее. Кроме того, в современных условиях от педагога требуются непрерывное совершенствование способов и методов работы, поиск новых подходов к организации учебного процесса, создание методического обеспечения. Все это связано с солидными временными затратами. Дополнительная нагрузка может вызвать неприятие нововведений, сопротивление инновациям. Как нейтрализовать или свести к минимуму такую реакцию? Для начала нужно выявить причины, которые порождают неприятие – экономические, социальные, личностные.

К экономическим причинам могут относиться боязнь сокращения, связанная с уменьшением учебной нагрузки и предъявлением более высоких требований к квалификации; уменьшение заработка; возрастание интенсификации труда, связанное с дополнительными затратами времени на научно-методическое обеспечение занятий, повышение квалификации, стажировку.

Личностными причинами являются обида на критику устаревших методов работы; боязнь того, что имеющиеся профессиональные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; уверенность, что нововведения приведут к усилению контроля, повышению интенсивности труда, уменьшению чувства собственной значимости преподавателя. Также сотрудники страшатся неопределенности, обусловленной отсутствием гарантий занятости после введения ФГОС.

В круг социальных причин входит нежелание преподавателей и сотрудников приспосабливаться к изменяющемуся психологическому климату; стремление сохранить привычные социальные связи и иерархию; боязнь, что новая обстановка приведет к меньшей удовлетворенности работой; нежелание выполнять требования лиц, внедряющих новшества; недовольство слабостью личного участия в решении вопросов перехода на ФГОС.

Для устранения этих причин руководитель еще на этапе планирования должен предусмотреть возможность появления психологических проблем и разработать меры по их нейтрализации, а именно:

  • определить учебную нагрузку преподавателей на перспективу (два-три учебных года);
  • заключить с преподавателями долгосрочные трудовые договоры;
  • обеспечить условия эффективной организации трудового процесса (предоставить работникам необходимую оргтехнику, современные информационные ресурсы, возможность прохождения стажировки на передовых предприятиях отрасли);
  • разработать адекватные методы оценки деятельности сотрудников (систему стимулирования);
  • предусмотреть материальную компенсацию за дополнительную работу по подготовке методического обеспечения занятий;
  • исследовать социально-психологический климат в структурных подразделениях с целью выявления неформальных лидеров и ориентации их на процесс внедрения инноваций;
  • привлечь преподавателей и сотрудников к планированию нововведений.

Изменения для руководителя образовательного учреждения – это новые перспективы развития учебного заведения, поиск нестандартных решений, неординарных задач, возможность проявления творческих и интеллектуальных способностей. Переосмыслив приписываемый Конфуцию афоризм, скажем: дай бог нам жить в эпоху перемен.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-65, личный опыт, инновации, тверской кооперативный техникум

Похожие материалы:
Адыгейский государственный университет - Центр космических услуг
«Инновационный пояс» классического университета
Инновации в воспитательной работе со знаком качества
Проектная деятельность как проявление созидательной активности
Инновации – фактор успешного развития
Челябинская область - научные результаты мирового уровня
Инновационная структура СГУ им. Н.Г.Чернышевского
Траектория инновационного развития
Опыт внедрения методики servicelearning в образовательный процесс
Пекка Вильякайнен: «Цель инноваторов – не получение Нобелевской премии, а зарабатывание денег»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Бизнес-спикеры поделились опытом на Всероссийском форуме профессий #СделайШагвБудущее
Портал для осознанной профориентации WOWPROFI провел Всероссийский форум профессий...
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"
Всероссийская конференция "Дошкольное образование-Урал: лучшие программы, практики и технологии"...
Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Зачем вузам информационная открытость? Что настораживает в утвержденных ФГОС ВО 3++ по программам...
Выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес– 2019. Выставка рабочих профессий-2019» пройдет в Набережных Челнах
С 13 по 15 ноября в Набережных Челнах пройдет выставка «Образование и карьера. Наука и бизнес–...
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве
Десятая всероссийская выездная школа педагогов и директоров в Москве пройдет с 27 октября по 1...
Из журнала
#103Научные проекты привлекают в Поволжский институт управления дополнительное финансирование
#103Выборгский институт (филиал) ЛГУ им. А.С. Пушкина готовит кадры по стандартам WSR
#96Слово редактора №96
#96Цифровая трансформация в образовании
#100При Комитете Госдумы РФ по образованию и науке работает 21 экспертный совет
Информационная лента
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48Российский фонд фундаментальных исследований и Образовательный Фонд «Талант и успех» объявляют о проведении совместного конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ
08:51ВЭФ-2019: СВФУ представил проекты в сферах медицины, IT и наноматериалов
16:29Министр науки РФ Михаил Котюков предлагает поднять планку