Если инновацию встречают в штыки…Проблема внедрения изменений едва ли не самая важная для руководителя образовательного учреждения нашего времени. Ее острота особенно ярко проявилась в ходе введения ФГОС и снова выходит на передний план с началом действия федерального закона «Об образовании в РФ». Просмотров: 738
Проблема внедрения изменений едва ли не самая важная для руководителя образовательного учреждения нашего времени. Ее острота особенно ярко проявилась в ходе введения федеральных государственных стандартов нового поколения и снова выходит на передний план с началом действия федерального закона «Об образовании в РФ». Поскольку за время реформы подходы к обучению очень сильно изменились, это породило массу психологических проблем. И если урегулирование экономических вопросов зависит от финансового положения учебного заведения, то устранение или сведение к минимуму психологических трудностей в полной мере определяется личностными качествами руководителя. Над чем конкретно приходится работать директору? Одна группа психологических проблем связана с формированием ориентации сотрудников на стратегические цели учредителя и руководства учебного заведения, другая – с приятием или неприятием готовящихся нововведений. Чтобы к достижению целей, поставленных учредителем и руководством учебного заведения, стремился каждый сотрудник, необходимо эти цели конкретизировать и сделать измеримыми. Например, для создания отсутствующей методической документации нужно не просто описать задачу и обосновать необходимость предстоящей работы, но и определить, как и на основании каких критериев будет оплачиваться выполненное задание. Стратегические цели – допустим, открытие новых специальностей или прохождение процедуры аккредитации – достигаются с помощью четкого обозначения тактических целей, которые отражаются в ежегодных планах работы заведующих отделениями и структурных подразделений: учебной части, предметных цикловых комиссий, библиотеки, методкабинета. Благодаря этому все сотрудники обеспечиваются оперативной информацией о перспективах деятельности учебного заведения. В соответствии с новым законом об образовании повышение квалификации преподавателей будет проводиться раз в три года, а не в пять лет, как было ранее. Кроме того, в современных условиях от педагога требуются непрерывное совершенствование способов и методов работы, поиск новых подходов к организации учебного процесса, создание методического обеспечения. Все это связано с солидными временными затратами. Дополнительная нагрузка может вызвать неприятие нововведений, сопротивление инновациям. Как нейтрализовать или свести к минимуму такую реакцию? Для начала нужно выявить причины, которые порождают неприятие – экономические, социальные, личностные. К экономическим причинам могут относиться боязнь сокращения, связанная с уменьшением учебной нагрузки и предъявлением более высоких требований к квалификации; уменьшение заработка; возрастание интенсификации труда, связанное с дополнительными затратами времени на научно-методическое обеспечение занятий, повышение квалификации, стажировку. Личностными причинами являются обида на критику устаревших методов работы; боязнь того, что имеющиеся профессиональные навыки окажутся ненужными и будет ущемлена профессиональная гордость; уверенность, что нововведения приведут к усилению контроля, повышению интенсивности труда, уменьшению чувства собственной значимости преподавателя. Также сотрудники страшатся неопределенности, обусловленной отсутствием гарантий занятости после введения ФГОС. В круг социальных причин входит нежелание преподавателей и сотрудников приспосабливаться к изменяющемуся психологическому климату; стремление сохранить привычные социальные связи и иерархию; боязнь, что новая обстановка приведет к меньшей удовлетворенности работой; нежелание выполнять требования лиц, внедряющих новшества; недовольство слабостью личного участия в решении вопросов перехода на ФГОС. Для устранения этих причин руководитель еще на этапе планирования должен предусмотреть возможность появления психологических проблем и разработать меры по их нейтрализации, а именно:
Изменения для руководителя образовательного учреждения – это новые перспективы развития учебного заведения, поиск нестандартных решений, неординарных задач, возможность проявления творческих и интеллектуальных способностей. Переосмыслив приписываемый Конфуцию афоризм, скажем: дай бог нам жить в эпоху перемен. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|