Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Образование будущего создается сегодня

В последнее время Алтайский государственный университет выступил площадкой для проведения ряда крупных мероприятий, посвященных обсуждению актуальных вопросов развития современной системы высшего образования России и мира. Рассказывает первый проректор по учебной работе АлтГУ, доктор юридических наук Евгений Аничкин.

Просмотров: 1563

АлтГУ как базовая площадка для обсуждения актуальных проблем образования федерального и регионального уровней

В последнее время Алтайский государственный университет выступил площадкой для проведения ряда крупных мероприятий, посвященных обсуждению актуальных вопросов развития современной системы высшего образования России и мира. Рассказывает первый проректор по учебной работе АлтГУ, доктор юридических наук Евгений АНИЧКИН.

Принципиально новый формат

АНИЧКИН Евгений Сергеевич – первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета (г.Барнаул), доктор юридических наук, доцент.

Значимым событием в жизни вузов Сибирского и Дальневосточного федеральных округов стало проведение в начале учебного года информационно-методического семинара «Особенности реализации программ высшего образования в условиях вступления в силу федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС в организациях профессионального образования». Дискуссионной площадкой был избран Алтайский государственный университет, а организаторами выступили Министерство образования и науки РФ и Ассоциация классических университетов России (АКУР). Более 100 участников и экспертов из 40 образовательных организаций представляли Сибирский, Дальневосточный, Центральный и Северо-Западный федеральные округа.

В рамках семинара состоялось несколько круглых столов. Первый из них был посвящен вопросам проектирования и реализации программ прикладного бакалавриата. Модераторами выступили ведущие специалисты Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, а также эксперты, входящие в состав рабочих групп по вопросам модернизации содержания высшего образования при этом ведомстве. Их мнение было особенно важно узнать как хозяевам встречи, так и коллегам из других вузов, поскольку прикладной бакалавриат рассматривается сегодня как принципиально новый формат высшего образования. Подчеркнем, что Алтайский государственный университет, в числе 80 вузов страны, с нового учебного года начал реализацию программ прикладного бакалавриата – по шести направлениям подготовки.

Такие программы создаются с целью обеспечения рынка труда специалистами, обладающими прикладными квалификациями, в частности, умеющими работать на высокотехнологическом оборудовании. Это позволит ликвидировать социальный разрыв между повышенным статусом в обществе, на который претендуют выпускники вузов, и реальной потребностью рынка труда в рабочих кадрах. Для решения поставленной задачи программы прикладного бакалавриата носят интегрированный характер: при их проектировании учитывается профессиональная практикоориентированная подготовка, характерная для программ среднего профессионального образования, и профессиональная теоретическая подготовка, отличающая программы высшего образования по направлениям бакалавриата.

Сетевое взаимодействие – эффективный инструмент

В рамках проведения другого круглого стола были рассмотрены вопросы реализации образовательных программ в сетевых формах. В обсуждении приняли участие представители Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, а также представители Ассоциации технических университетов России и Китая (АТУРК), которые поделились опытом реализации совместных образовательных программ.

Сетевое взаимодействие расценивается сегодня как эффективный инструмент развития образования, позволяющий умножить потенциал образовательных организаций, оптимизировать использование имеющихся ресурсов. Это, безусловно, способствует повышению качества подготовки выпускников, которые получают возможность выхода на международный рынок труда.

В рамках реализации программы стратегического развития Алтайского государственного университета на 2012-2016 годы разрабатываются и внедряются совместные проекты с вузами стран Азии. Проводимые АлтГУ исследования выявили наиболее перспективные с точки зрения географии и профилей направления развития экспорта образовательных услуг. В настоящее время в вузе функционирует Ассоциация азиатских университетов, созданная по инициативе АлтГУ в 2013 году. В октябре 2012 года Алтайский госуниверситет был принят в состав Университета Шанхайской организации сотрудничества, в которую сегодня входят 72 вуза. В перспективе планируется создание на базе АлтГУ Азиатского федерального университета, который рассматривается как международно-ориентированный образовательный центр, конкурентоспособный на азиатском образовательном рынке. Создание Азиатского федерального университета позволит сформировать комплекс, участвующий в воспроизводстве и международном обмене передовыми знаниями и технологиями. Кроме того, это может быть крупный культурно-образовательный центр, способствующий продвижению русского языка, истории и культуры на азиатском пространстве и обеспечивающий культурную адаптацию мигрантов из стран Азии в субъекты Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

Участники третьего круглого стола рассматривали вопросы проектирования, реализации и оценки качества освоения компетентностных образовательных программ. Модераторами выступили заместитель директора Росаккредагентства А.М. Росфельдт и директор Центра современных проблем высшего образования МГУ им. М.В. Ломоносова – «Тюнинг центра» И.Г. Телешова. Особый интерес вызвал доклад, посвященный описанию возможностей использования методологических принципов европейского образования при разработке и реализации образовательных программ. Коллеги из «Тюнинг центра» рассказали о преимуществах осуществляемого ими проекта «Тюнинг – настройка образовательных структур» («Tuningofeducationalstructures»).

В фокусе внимания – «Фарма-2020»

В рамках семинара прошла проектная сессия по вопросам реализации федеральной целевой программы «Фарма-2020». В качестве модератора выступила Е.И. Каленикова, заместитель декана по учебной работе факультета фундаментальной медицины МГУ им. М.В. Ломоносова. Переход фармацевтической промышленности на инновационный путь развития ярко высветил дефицит высококвалифицированных кадров в области биофармацевтики. Эта проблема актуальна и для Алтайского края – в связи с интенсивным развитием биофармкластера, входящего в число приоритетных направлений развития региона.

Участники сессии обсудили вопросы формирования профессиональных компетенций будущих специалистов-фармацевтов. Представители Первого Московского государственного медицинского университета им.И.М.Сеченова презентовали разработку образовательных программ и образовательных модулей по направлению «Промышленная фармация», коллеги из Московского государственного университета тонких химических технологий им. М.В. Ломоносова – программ и модулей по направлению «Биотехнология».

Идейный лейтмотив

Своей деятельностью коллектив АлтГУ неоднократно подтверждал, что ему по силам проведение самых масштабных мероприятий в сфере высшего образования.

Так, в сентябре прошлого года на базе университета прошел международный образовательный форум «Алтай – Азия. 2012», посвященный теме модернизации профобразования в России и мире. Итогом стало принятие резолюции, в которой обозначены предложения профессионального сообщества органам государственной власти разных уровней. Следующее обсуждение запланировано на сентябрь 2014 года. Предполагается рассмотреть основные результаты и проблемные вопросы развития российского образования на евразийском пространстве спустя год после вступления в силу федерального закона об образовании.

Подводя итоги, можно констатировать, что Алтайский государственный университет по праву закрепил за собой статус базовой площадки для обсуждения масштабных и значимых проблем образования федерального и регионального уровней.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: модернизация образования, ВПО, алтайский государственный университет, коммуникации, ао-68

Похожие материалы:
Коммерциализация вузов в контексте реформ
Ставропольский государственный аграрный университет. Вектор модернизации
Интернет на службе вузов
Государственные задачи негосударственного вуза
Модернизация профессионального образования в России
Взаимодействие вуза и социально-культурной среды
ТюмГНГУ на пути к созданию исследовательского университета
В рамках конструктивного диалога с работодателем
Центр инновационного развития
Межрегиональный семинар по модернизации профессионального образования в России

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#101Контент-фильтр ИКС обеспечивает безопасность школьников в интернете
#109ОмГПУ делится опытом проведения зимней языковой школы
#111Опыт профессиональной переподготовки специалистов в области дизайна
#101Новосибирский кооперативный техникум им. А.Н.Косыгина готовит востребованные кадры
#101Нацаккредсовет принял решение по аккредитации программ Университета Цзинань
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний