Модернизация профессионального образования в РоссииВыездное заседание межвузовской рабочей группы Российского союза ректоров по инклюзивному высшему образованию собрало в стенах Алтайского государственного университета экспертов по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из Новосибирска, Якутска, Барнаула, Бийска, Омска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы и других регионов страны. Просмотров: 2617
Итоги международного образовательного форума «Алтай – Азия. 2012»Выездное заседание межвузовской рабочей группы Российского союза ректоров по инклюзивному высшему образованию собрало в стенах Алтайского государственного университета экспертов по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья из Новосибирска, Якутска, Барнаула, Бийска, Омска, Челябинска, Нижнего Новгорода, Москвы и других регионов страны. На заседании вырабатывалась «дорожная карта» общих действий по формированию институциональных основ инклюзивного высшего образования. Эксперты представили успешные модели работы по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также обозначили проблемные зоны проведения такой работы. Участники выездного заседания приняли решение положить в основу совместной работы консорциумный подход, когда вуз, согласно профилю и опыту, будет формулировать те или иные аспекты организации инклюзивного образования в вузах. ОбсужденияВ настоящее время очевидным является повышение значимости образования как социального института: от его направленности, эффективности и качества во многом зависят перспективы развития государств. В этой связи мировое сообщество активно переосмысливает своё отношение ко всем видам и уровням образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как ведущий фактор прогресса. Это обусловлено пониманием того, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. В то же время образовательные системы России и других стран на современном этапе общественного развития сталкиваются с серьезными вызовами. Развитие инновационного образования набрало большие темпы, в связи с чем своевременным является осмысление происходящих изменений и их обсуждение с университетским сообществом. Учитывая эти обстоятельства и ориентируясь на перспективы реализации основных направлений социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу, принятие стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020», Программу развития образования до 2020 года, было инициировано проведение международного образовательного форума на тему «Модернизация профессионального образования в России и мире: новое качество роста». Форум проходил в сентябре в Барнауле при поддержке Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Администрации Алтайского края, Российского союза ректоров, Агентства стратегических инициатив, а также в сотрудничестве с Бюро ЮНЕСКО в Москве. В работе форума приняли участие более 400 исследователей, специалистов и экспертов в сфере профессионального образования, представляющих 6 стран (Казахстан, Киргизию, Беларусь, Армению, Великобританию, Швецию), 44 региона России, более 100 университетов, институтов и организаций. Партнёрами в организации и проведении форума выступили Институт развития образования НИУ «Высшая школа экономики», компания «Парк-Медиа», центр «Открытая экономика». На пленарные заседания, дискуссионные площадки, круглые столы, мастер-классы и проектные сессии были вынесены следующие актуальные проблемы современного этапа модернизации:
Важно, что форум проходил в период обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В своих выступлениях, в ходе дискуссий участники в целом поддержали концепцию и структуру данного законопроекта, как адекватные задачам установления качественного, эффективного правового регулирования всех уровней системы образования, обеспечивающего эффективное функционирование российского образования в современных условиях. В законопроекте отражаются и ранее неурегулированные аспекты модернизации системы образования: сетевые формы реализации образовательных программ, использование электронного обучения, информационные ресурсы и информационные системы, инновационная деятельность в сфере образования, формирование независимой системы оценки качества образования. Впервые на законодательном уровне предлагается подробная регламентация прав и обязанностей участников образовательного процесса, предоставление образовательного кредита, реализация специфических видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся. ПредложенияВажнейшим вопросом, интересовавшим всех участников, особенно ректорский корпус, стал вопрос об университетах нового поколения как центрах инновационного образования в регионе и их роли в экономическом развитии России. В рамках курса на модернизацию образования предстоит решить ряд важных проблем, в том числе интегрировать российское высшее профессиональное образование в Болонский процесс и произвести реструктуризацию вузов. Как известно, контроль качества профессионального образования в странах-участницах является ключевым моментом Болонского процесса. Выбор стратегий конкретным российским вузом зависит от самих университетов, всего университетского сообщества, но осложняется рядом проблем, проявившихся на новом этапе модернизации. К ним относятся несовершенство и нестабильность критериев эффективности деятельности вузов. На форуме прозвучало предложение сделать этот процесс стабильным, прозрачным, доступным и понятным для оцениваемых вузов. Настоятельного обсуждения требует введение в систему рейтингов показателя ЕГЭ. Показатель среднего балла единого государственного экзамена при поступлении абитуриентов напрямую не характеризует качество образовательного процесса в университете, но влияет на количество выделяемых бюджетных мест и финансирование университета. В этой связи целесообразно не включать показатели ЕГЭ абитуриентов, поступающих по дополнительному набору, в число критериев показателей вуза. Обсуждалась проблема внедрения механизма независимой оценки качества образования. Было внесено предложение сопрягать процедуру государственной и общественно-профессиональной аккредитации. На подзаконном уровне следует урегулировать механизмы учета общественно-профессиональной аккредитации при государственной аккредитации и оценке эффективности деятельности вузов. В этой связи особую актуальность получает институт диплома собственного образца для каждого вуза и формирование нового статуса государственного экзамена. Существует потребность создания нормативно-правовой базы в области взаимодействия образовательных учреждений разного уровня в системе непрерывного образования. Обострились кадровые проблемы, связанные с высоким возрастным уровнем профессорско-преподавательского состава. Новым вызовам должна соответствовать квалификация кадров региональных вузов, для подготовки которых требуется как привлечение зарубежных специалистов, так и формирование группы высококлассных специалистов федерального уровня (федеральные профессора). С этой же целью необходимо создание центров повышения квалификации и переподготовки преподавателей высших учебных заведений на уровне макрорегионов. Участники конференции обратили внимание, что в этих условиях Министерство образования и науки РФ неоправданно уменьшило вузам ряда регионов финансирование федеральных программ переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Поступило предложение усилить работу по созданию на уровне макрорегионов центров повышения квалификации преподавателей региональных вузов.
Составной частью работы форума «Алтай – Азия. 2012» стало выездное заседание межвузовской экспертной группы Российского союза ректоров (РСР) по инклюзивному образованию в высшей школе. Его участники указали на базовую роль высших учебных заведений в области доступной среды и построении непрерывной траектории социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья через образовательное и профессиональное становление «школа – вуз – работодатель». Участники заседания выделили такие первоочередные направления работы, как преодоление правовых дефектов в области регулирования инклюзивного высшего образования, формирование соответствующих образовательных стандартов и технологий, повышение профессиональной квалификации профессорско-преподавательских коллективов и улучшение программно-технического обеспечения инклюзивного образования. РазвитиеОдним из итогов работы форума стало общее мнение участников о том, что новый этап модернизации образования еще не раз потребует от университетского сообщества совместного обсуждения и принятия конкретных решений по корпоративным вопросам на различных площадках, в том числе в региональных вузах. В этой связи поддержана идея формирования образовательного форума «Алтай – Азия» как постоянно действующей коммуникационной площадки профессионального сообщества, объединяющего отечественных и зарубежных экспертов в области профессионального образования, инновационного производства, государственных и общественных деятелей. Каждые два года будет проходить встреча экспертов (саммит форума) в форматах конференций, конгрессов, круглых столов, семинаров, тематика которых будет определяться открытым совещательным органом – координационным советом форума. Деятельность форума не прекращается по завершению саммита и транслируется через открытую коммуникационную площадку «Образовательный форум «Алтай – Азия», представленную на сайте www.asu.ru. Таким образом, форум и в дальнейшем будет способствовать повышению эффективности образования и его интеграции с инновационным потенциалом науки, бизнеса, «третьего сектора» азиатских стран СНГ и дальнего зарубежья. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|