Новое педагогическое образованиеКоманда проектировщиков Мининского университета убеждена, что образовательное сообщество располагает всеми необходимыми идеями и инструментами для выбора оптимального пути для всех, кого мы учим и вместе с кем учимся. Просмотров: 488
Материал опубликован в журнале №92 от 20.12.2016. От поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений
Система подготовки педагогов в России, переживавшая в последние четыре года попытку достаточно серьезных революционных изменений, на данном этапе своего становления и развития1 не находится ни в кризисном, ни в посткризисном, ни в каком-то другом подобном состоянии. Команда проектировщиков Мининского университета, сохраняя ранее выстроенную систему точек зрения и исследуя роль новых смыслов педагогики2, убеждена, что сообщество преподавателей и менеджеров, ответственных за качество и актуальность образовательного процесса, располагает всеми необходимыми идеями и инструментами для выбора оптимального пути для всех, кого мы учим и вместе с кем учимся. Обострение вызовов Очевидно, что базисом развития области образования («Образование и педагогические науки») в Российской Федерации является фундаментальная ценность отечественной культуры и русского языка. Это основоположение отечественной системы образования, государственной и общественной идентичности, транслируемых, формирующихся и развивающихся посредством педагогического образования. Вызовы глобального, национального и локального порядка не только не исчезли, но обострились и по-прежнему требуют незамедлительных решений в горизонте планирования от трех до пяти лет. Пора перестать делить их на внешние и внутренние – это гомогенная многофакторная сеть, отражающая композицию исторического пространства-времени в его конкретной уникальной конфигурации. Она существует в многозадачном режиме, где потребность создания за десять лет новых 6,5 млн. учебных мест для школьников3 неразрывно связана с множеством факторов. Среди них подготовка и ротация необходимого количества учителей; миграционная ситуация, когда в традиционно «русских» районах страны возрастает с каждым годом количество учеников из этнических диаспор (их уже более трети); острая потребность внедрения единой воспитательной программы и актуальной концепции трудового воспитания (в виде возрожденной системы учебно-производственных комплексов с получением «новорабочей» профессии в области IT, социального моделирования, робототехники, экологии или агрокультуры); постоянное совершенствование предметного содержания образовательного процесса и формулирование образовательного результата, отвечающего современному этапу развития национальной государственности и культуры. Участие в четвертой промышленной революции за прошедшие четыре года из некоторой отдаленной перспективы стало насущной потребностью и всё более склоняет ведущих аналитиков к мысли, что ее основным производственным фактором все-таки будет не капитал, а кадровый потенциал. Это уже приводит к радикальному пересмотру самого понятия «высокая квалификация», приковывает особое внимание к «способности работников к постоянной адаптации и усвоению новых навыков и подходов в разнообразных контекстах»4 и завершит эволюцию высшей школы от «фабрики кадров» и «инкубаторов для молодежи» к кадровому конструктору профессий будущего, «школе инноваторов» и «школе взрослых»5. Словом, бродящий по миру призрак в доспехах инноваций давно перестал быть виртуальным и теперь требует, чтобы для его обуздания, приручения, взросления и воспитания (становления и развития) возникло то, что в склоняемом на все лады форсайте АСИ «Образование-2030» было стыдливо названо «новой педагогикой». Однако о ней там красноречиво ничего не сказано, поскольку никому доподлинно не известно, что это такое. Условия и пролегомены Ни в коем случае не претендуя эксплицировать это понятие – «новая педагогика» для взрослеющих людей нового технологического уклада и другого расклада персонального/глобального/регионального, – назовем здесь четыре условия, выполнение которых сейчас будет способствовать становлению нового этапа образовательной системы для учителей:
Этот новый этап развития системы образования для учителей – где школа и вуз в процедуре корреляции ФГОС дошкольного, общего и высшего образования и профессиональных стандартов есть элементы целого, а не стороны баррикад – в диалектическом единстве названных четырех условий представим в виде пролегоменов программы, состоящей из трех уровней: фундаментального, стратегического, аксиологического. I. Фундаментальный уровень. Главная проблема выпускников школы – нет устойчивого и осознанного баланса возможностей развития. Есть меньшинство: талантливые или конкретно ориентированные на отрасль знаний или (меньше) профессию. Есть большинство: средний уровень межпредметных знаний и отсутствие подтвержденного сложившегося интереса к определенной отрасли знаний или профессии. Образ выпускника школы, как и выпускника педагогического направления подготовки, сейчас – абстракция, никого ни к чему не обязывающая. На самом деле должны быть реализованы четыре простые вещи:
Необходимо фундаментальное изменение. Это изменение имеет целью исключить вход в одну из самых массовых общественно значимых профессий случайных людей, которые ни к чему не стремятся и которые «устремить» никого не могут. Учитель должен получить 5-10-15-летнюю программу персонального профессионального развития, с понятным и доступным социально-экономическим, карьерным и логистическим сопровождением не только на входе, но в течение всей жизни. На фундаментальном уровне изменение сопровождается новым разделением педагогического труда: предметная деятельность – надпредметная деятельность должна осуществляться разными профессионалами, которые порождают кооперационный образовательный эффект. Немного попреувеличиваем: если кто-то подобное сделает – это будет другая страна. Не сказать, лучше или хуже, но ракеты в ней падать перестанут, и футболисты будут понимать, что такое ответственность перед нацией. II. Стратегический уровень. Создание новой системы сопровождения и управления жизненным циклом профессии «учитель». Флагманская цель, которая совпадает с целью проекта Мининского университета в программе модернизации педагогического образования «целевое обучение и контрактное трудоустройство» – мы должны регулировать не количество, а качество. 1. Вход в профессию. Подпрограмма выглядит как переход от целевого приёма к целевому обучению. Но её главная задача – изменение качества учебного процесса. По сути дела, проект «целевое обучение» это интегратор всего того, что делается в программе модернизации: изменение образовательной экосистемы и создание нового дизайна образовательной среды. Важный контрольный этап – отказ от целевых направлений при поступлении и внедрение комплексного экзамена готовности к педагогической деятельности после второго года обучения. Экзамен должен быть важным этапом становления педагога. Он должен быть открытым и общероссийским, но не как ЕГЭ. Для получения хорошего результата необходимо не только что-то выучить, но и продемонстрировать способность создавать социальные практики (образовательно-проектная деятельность с детьми, зафиксированная в конкурсе электронных портфолио). В 2017 году в Мининском университете и на трех пилотных площадках проекта (Алтайский, Уральский и Ульяновский педагогические университеты) такой экзамен будет проведен в качестве эксперимента впервые. Важный проект программы «Вход», связывающий ее с другими стадиями жизненного цикла профессии, – программы поддержки и сопровождения. Они должны быть трех типов:
2. Закрепление в профессии. Дело не в том, чтобы довести выпускника педагогического направления до школы, но в том, чтобы «удержать» в школе лучших и мотивировать их к саморазвитию. Главный проект программы – «Короткая карьерная линия». Подпрограмма «Закрепление», как преемник программы «Вход», направлена на достижение контрактником при выполнении всех условий статуса учителя высшей категории в течение семи лет. Проекты «Поддержка старта» и «Мотивация саморазвития» начинаются с составления персональных карт профессионального развития молодого педагога на срок 2-4-6-12 семестров, разрабатываются персонифицированные меры сопровождения и поддержки, под которые адресно изыскиваются региональные ресурсы. В этом году такой шаг удалось сделать в Нижегородской области при полной поддержке регионального министерства образования для 50 молодых специалистов. Причем их трудоустройство уже осуществлено по групповому принципу (3-7 человек в одну школу), что отвечает намерению формирования «команд изменений» и обеспечивает высокий уровень кооперации в адаптационный период. 3. Зрелость в профессии. Цель и смысл программы – преодоление «усталости» от профессии, эффективное использование опытных преподавателей, создание стимула и обеспечение возможности к саморазвитию. Подпрограмма «Зрелость» должна быть связана с двумя существенными изменениями, представляющими собой два масштабных проекта: изменение системы аттестации учителей и новое разделение учительского труда. Первый проект направлен на ликвидацию запретительно-контрольной системы аттестации учителя и создание такой системы, которая поощряет саморазвитие и обеспечивает карьерный рост. Необходим переход на общественно-профессиональную сертификацию в профессии как контроль и поддержка саморазвития. Проект «Новое разделение учительского труда» ориентирован на разделение трудовых функций предметника, модератора, диагноста-корректировщика, тьютора. Недостаточно ввести некие учительские «ранги», необходимо реальное разделение труда, отвечающего на реальные задачи формирования четвертого технологического уклада и принципиально усложнившиеся условия воспитательной деятельности. В результате возникает новая модель профессионального средового пространства-времени учителя и преподавателя в педагогическом вузе, где выделение трудовых функций преподавателя-ментора, преподавателя-исследователя, преподавателя-проектировщика в условиях управления основной профессиональной образовательной программой становится насущной необходимостью. 4. Выход из профессии. Главная задача – обеспечить достойную отставку возрастных педагогов в установленное время при формировании долгосрочной поддержки в формате «педагогического капитала». Отсутствие обеспечения продуманной и доброжелательной логистики ротации рушит, безусловно, весь проект. Модель «педагогического капитала»: проработавший два цикла (18+18 лет) учитель получает при выходе на пенсию выходное пособие, формирующееся независимо от пенсионных накоплений. III. Аксиологический уровень. Дети перестали читать книги, погружены в социальные сети и игровые приставки? Но кто позволил это всё изобрести и запустить в производство, сделав тотальным и тоталитарным? Разве не те самые взрослые, которые пятьдесят лет назад призывали к научно-техническому прогрессу и спонсировали новые поколения к постижению правил его ускорения? Разве это все началось не с того, что коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны? Только сейчас в сознании «взрослеющих людей» это звучит несколько иначе – глобальнообщее будущее есть интернет плюс геймификация всей Земли. Что же нужно отобрать у них – интернет, компьютер или электричество? При этом есть одна постоянная, которая на протяжении всего XX века управляла здравым педагогическим интеллектом в любых условиях, при любом социальном строе и технологическом укладе, продолжает делать это сейчас и будет делать это и дальше. Это соучастие учителя и ученика, в той композиции, когда оно переходит во взаиморавное соучастие обучателя к обучающемуся и обратно ради преодоления непреодолимого разрыва. Оно всегда разное по форме и неожиданное по исполнению, требует многих жизненных сил, но одно и то же в своих результатах – создается конвенция поколений, принимающих экзистентные позиции другого на основе взаимопризнаваемых ценностей, вырабатывающих совместные-совместимые регулятивы и достигающих общих результатов. Педагог А.С. Макаренко решил в интернате проблему плевания мимо плевательниц (эта, казалось бы, весьма частная, далёкая от инновационных технологических продуктов ситуация 1920-1930 годов на самом деле была серьезнейшим этико-гигиеническим вопросом формирования нового этоса новых социальных страт), заставив самих воспитанников смоделировать в детско-взрослом коллективном творчестве придуманный им ответ – ликвидировать плевательницы. Или еще более решительный пример макаренковской конвенциональной педагогики – практикум по правильному распитию водки советским человеком: водку невозможно запретить, не стоит «жонглировать этикой» и придумывать неработающие этические машины, необходимо заковать его в клетку строгих однозначных логистик и кооперационную сеть ценностей6. Учителя из нижегородской «педагогической повести» (1958)7, уже погрязшие было в универсальной школьной бюрократии и вдруг обнаружившие, что самый простой способ решения нерешаемых воспитательных проблем – это конструирование совместно с ребенком и его родителями того самого «детско-взрослого коллектива», который порушит стены, и закопает рвы между поколениями и социальными ролями, и сделает неизбежным понимание друг друга. Эта неизбежная устремленность к пониманию как со-участию преследует и Котани Фуми, молодую учительницу из японской «педагогической поэмы» Хайтани Кэндзиро в 1974 году. Ради своего нравственного решения – понять ученика, чтобы породить в себе учителя, – она решила вместе с подопечным стать экспертом по разведению мух в школе на окраине мусоросжигательного завода8. И пусть сейчас завершит этот список французский социолог и педагог с сорокалетним стажем Мишель Серр с блестящим эссе «Девочка с пальчик» (2012), обучающийся учению от тех, кого он учит и, как считается, от тех, кто ничему научить не может, – девочек и мальчиков с сотовыми телефонами и игровыми приставками, которые помогли учителю понять, что «эра знания кончилась», а «эра решающих кончается»9. Неизбежность прекрасного Именно эта известная и апробированная и в отечественной, и мировой педагогике концепция, названная здесь нами конвенцией поколений, создающая совершенно особенный педагогический этос и абсолютно конкретную фундаментацию эмоционального интеллекта, как раз и лежит в основе того «восхищения», которое испытал Президент России, слушая небольшую группу создавших действительно инновационные научные продукты молодых исследователей, и которое породило в нем педагогическое убеждение в «неизбежности прекрасного будущего»10. Неизбежность соучастия – как и неизбежность желаемого управляемого будущего – не есть историческая неотвратимость, но является результатом целесообразных, продуманных, логистически выверенных решений по развитию педагогического образования. Подобных тому пути, по которому шла финская школа последние тридцать лет, и итог чего выражен в ясной (этой ясности стоит по-хорошему позавидовать) формуле ответа на вопрос о том, «что делает профессию учителя одной из самых престижных в Финляндии». Это «нравственное призвание», «профессиональная автономия, уважение и доверие»11. Ну, хотелось бы добавить, конечно же, и средняя зарплата в 41 тыс. долларов в год этому не вредит. Следующий этап становления и развития отечественного педагогического образования во всем его многообразии и культурно-историческом величии обязан привести каждого российского учителя именно к такому «простому, но хорошему ответу» о своей профессии. Пришла пора осуществить это в нашей стране. Или снова – «ещё нет»?.. СНОСКИ
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник |
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|