Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемыПрофессионально-педагогическое образование (ППО) представляет собой единственный в России вид образования, нацеленный на решение кадровых проблем учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан по рабочим профессиям и специалистов среднего звена. Просмотров: 6983
Задача подготовки педагогов
Профессионально-педагогическое образование (ППО) представляет собой единственный в России вид образования, нацеленный на решение кадровых проблем учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан по рабочим профессиям и специалистов среднего звена. Необходимость этого вида образования как социально-педагогической системы была обусловлена экономическими, политическими и культурными факторами. Обучение в системе начального, среднего профессионального образования и формирование ключевых квалификаций работников, отвечающих требованиям современного производства, выполнения задач становления саморазвивающейся личности, находятся в прямой зависимости от квалификации профессионально-педагогических работников. Кадровый ресурс экономики определяется тем, кто и как учит. Сегодня в связи с вступлением России в ВТО вопрос качественной подготовки специалистов рабочих профессий обострился с особой силой. Существующий же профессиональноквалификационный уровень рабочих кадров российских предприятий значительно ниже выдвигаемых требований. Одной из причин такого положения дел является недостаточный уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения, что иллюстрируется следующими фактами. Высшее образование в учреждениях НПО имеют только 53,9 процента работников, в числе которых лишь 11,7 процента получили высшее профессионально-педагогическое образование. Специальное высшее профессионально-педагогическое образование имеют всего 20,8 процента преподавателей, и только каждый пятый мастер производственного обучения закончил вуз. Недостаточна и квалификация мастеров по профессии: треть из них имеют рабочий разряд ниже присваиваемого выпускникам учебных заведений НПО. Таким образом, становится ясно, что учебные заведения НПО, СПО в основном насыщены отраслевыми специалистами, не имеющими психологопедагогической квалификации. В ряде случаев они проходят ускоренные педагогические курсы, но, как показывает опыт, подобная «доподготовка» малоэффективна. В сознании таких работников не происходит глубокая интеграция психологопедагогического и специально-предметного компонентов их профессии. В обучении превалируют элементы «бытовой» педагогики, которая широко применяется в коллективах, где отсутствует мощная профессиональнопедагогическая прослойка. Переход к частично местному финансированию обусловил децентрализацию управления НПО, СПО и автономность в принятии решений, кого и как готовить: профессии, квалификации, учебные планы и программы. Повсеместно в учреждениях начального профобразования возникает противоречие между предложенной свободой в принятии решений и неумением ею воспользоваться. Система начального и среднего профобразования не успевает быстро реагировать на новые процессы на рынке труда из-за недостаточного образовательного уровня работающих в ней специалистов. Формирование системы ППОСовременные стратегии модернизации высшего профессионального образования ориентируют его на субъектные роли в развитии экономики. Существенное значение в этих вопросах отводится техническим вузам. Гуманитарные же, в основном педагогические, рассматриваются как социально ориентированные учебные заведения, и в модернизационных процессах их функционирование предопределяется оптимизацией, передачей на уровень субъекта федерации или ликвидацией. Профессионально-педагогическое образование никак не сопрягается с педагогическим по функционально-целевому назначению. Постоянно возникают дискуссии о профессиональной педагогике и необходимости или ненужности этого вида образования. Лучше всего на возникающие вопросы отвечает исторический анализ становления и развития профессионально-педагогического образования. Его возникновение относится к рубежу XIX-XX веков сначала как дополнительная одно-двухлетняя подготовка на базе высшего образования, затем были организованы специализированные учебные заведения, реализующие образовательнопрофессиональную программу. Она характеризовалась сложностью, связанной с интеграцией специальностей, отраслевой и психолого-педагогической составляющих подготовки. Научное обеспечение развития ППО было недостаточным, что обусловливалось дефицитом квалифицированных научно-педагогических кадров. Развитию ППО препятствовало противоборство сторонников и противников этого вида образования. К 1937 году все высшие специализированные учебные заведения ППО были закрыты, а подготовка осуществлялась только через краткосрочные формы обучения, продолжавшиеся от нескольких дней до 6 месяцев. К 19421943 годам, учитывая сложившуюся экстренную ситуацию, были созданы индустриально-педагогические техникумы, педагогические отделения при отраслевых вузах, учебные заведения дополнительного ППО. Таким образом, наблюдалось частичное восстановление организационной структуры ППО. В 1979 году был открыт Свердловский инженерно-педагогический институт. Открытие этого специализированного вуза обусловлено:
Дальнейшее развитие системы ППО знаменуется созданием в 1987 году учебнометодического объединения по инженернопедагогическим специальностям на базе Свердловского инженерно-педагогического института. Из этого следует, что организация и развитие профессионально-педагогического образования в России следовали за производственными изменениями. Усложнение и развитие производства всегда требовало адекватных изменений и в этом виде образования. В настоящее время ППО ориентировано на реализацию задач опережающего развития системы качественной подготовки педагогических кадров для профессиональной школы. Дальнейшее развитиеВедущая роль в решении этих вопросов принадлежит Российскому государственному профессиональнопедагогическому университету – единственному в России вузу, для которого подготовка педагогов профессионального обучения является основной функцией. На базе университета располагается учебнометодическое объединение по ППО России, в состав которого входят 222 образовательных учреждения, в том числе 134 вуза и 88 колледжей. РГППУ координирует научно-методическое, организационно-управленческое, правовое, методологическое развитие профессионально-педагогического образования. Университет развивает традиционные связи с профессионально-педагогическими вузами Украины, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Армении и других стран. С ними осуществляется обмен как преподавателями, так и результатами теоретических, научнометодических исследований, а также образовательными программами и их сопровождением. Университет совместно с 16 вузами Западной Европы, Северной Америки и Юго-Восточной Азии активно участвует в международных научных проектах. Таким образом, на сегодняшний день система профессионально-педагогического образования в России представляет собой сеть высших учебных заведений, в структуре которых функционируют факультеты профессионально-педагогического образования, профессионально-педагогические колледжи и региональные центры повышения квалификации работников профессионального образования. Стратегия подготовки специалистов рабочих профессий предполагает оптимизацию и дифференциацию подготовки по прикладным квалификациям на базе СПО, специализированных центров, систем внутрифирменной подготовки. Это отразится на организации профессиональнопедагогического образования. Очевидно, что вся система ППО должна трансформироваться в вариативную схему, где подготовку для обучения рабочих можно получить по различным образовательным программам. При этом важно отметить, что необходимость в глубокой интегративной подготовке педагога – отраслевой, психолого-педагогической и по рабочей профессии – будет достаточно высока.
Образовательное соответствие тех, кто учит рабочей профессии, будет определяться задачами подготовки. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|