Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Первоочередная задача реформы МВД – воспитание кадров

По мнению Геннадия Барковского, начальника Ростовского юридического института МВД России, курсант ведомственного вуза должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, быть готовым выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали и профессиональной этики.

Просмотров: 3015

Кто будет служить в полиции завтра?

БАРКОВСКИЙ Геннадий Францевич –  генерал­-майор полиции, начальник Ростовского юридического института МВД России, кандидат исторических наук, доцент.
Родился в 1958 году. Окончил Ленинградское высшее зенитное ракетное командное училище им. 60 лет Великого Октября (1979) и Краснодарский юридический институт МВД России (2002). Служил в Вооруженных Силах на руководящих должностях офицерского состава и должностях профессорско­преподавательского состава в Краснодарском юридическом институте и Краснодарском университете МВД России. Занимал должность начальника Новочеркасского суворовского военного училища МВД России. С 2008 года – начальник РЮИ МВД России.
Выполнял обязанности по охране общественного порядка на территории Северо­Кавказского региона (1992­1993, 1995).
Женат, воспитывает двух дочерей, двоих внуков и внучку.
Удостоен государственных наград: медали «За отвагу», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

За последнее время – по разным причинам – российское общество отчасти утратило доверие к силовикам.
Жизнь убедительно доказала, что важнейшую роль в воспитании полицейского новой формации должно сыграть «усиление» нравственно-психологического потенциала его личности.

«Обществу, государству, системе органов внутренних дел насущно необходимо, чтобы полицейский был не только профессионалом, но еще и человеком чести, долга и совести, не приемлющим фальши, несправедливости, рутины, конъюнктуры, лести – всех тех изъянов, которые разрушают основы профессионализма и принципы социальной ответственности», – такова позиция начальника Ростовского юридического института МВД России Геннадия БАРКОВСКОГО, который ответил на вопросы корреспондента журнала.

– Геннадий Францевич, вуз, который вы возглавляете, – крупный центр высшего ведомственного профессионального образования в Южном федеральном округе. Какой вы видите его роль в условиях реформирования системы МВД, когда первоочередной задачей является воспитание кадров надлежащего качества?

– Цель кадровой политики системы МВД России сегодняшнего дня – соответствие задачам развития инновационного социально ориентированного государства. Ключевой фигурой, безусловно, является сотрудник органов внутренних дел новой формации, который должен быть настоящим патриотом России, защитником жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Поэтому главная функция ведомственного вуза неизменна – подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел страны. Помимо чисто «технической» подготовки молодого специалиста (наполнения его профессиональными знаниями), мы должны сформировать личность. Одна из самых острых граней этой задачи – «усиление» нравственно­психологического потенциала личности.

Согласитесь, если молодого человека «нашпиговать» только необходимыми узкопрофессиональными знаниями, не развив в нем мировоззренческие ценности, не дав ему профессионально­нравственные, культурно­этические ориентиры, мы получим лишь полуфабрикат, биоробота. Обществу, государству, системе органов внутренних дел насущно необходимо, чтобы полицейский был не только профессионалом, но еще и человеком чести, долга и совести, не приемлющим фальши, несправедливости, рутины, конъюнктуры, лести – всех тех изъянов, которые разрушают основы профессионализма и принципы социальной ответственности.

Мы обучаем профессии, которая подразумевает реальный риск для жизни и здоровья. Полицейский, решая важнейшие задачи, ежедневно попадает в экстремальные ситуации. Без сильной идейной, нравственной основы он не станет превращать свою жизнь в «ежедневный подвиг».

– Сегодня формы и методы взаимодействия органов внутренних дел России с гражданским обществом претерпевают существенные изменения. Очевидно, это обстоятельство требует ревизии форм и методов воспитательной работы в вузах МВД. Какова ваша точка зрения на эту проблему? Как вы оцениваете эффективность воспитательной работы в вашем вузе?

– Пожалуй, корректнее было бы говорить не о «ревизии» (пересмотр чего­то с целью коренных изменений), а о модернизации системы воспитательной работы в образовательных учреждениях нашего ведомства. Основная задача такой модернизации – побуждение сотрудников эффективно и добросовестно выполнять свои профессиональные функции.

Прежде необходимо установить доверительные отношения между обществом и представителями органов правопорядка. Чем больше всего недовольны граждане? Тем, что сотрудник полиции ведет себя неуважительно, высокомерно, а порой и грубо, нередко злоупотребляет своим служебным положением, не проявляет должного рвения при выполнении служебных обязанностей. Мы уже не говорим о тех исключительных случаях, когда сотрудник полиции совершает преступление. Люди категорически против подобных «представителей власти». И без соцопросов ясно, что граждане желают видеть в полицейском своего защитника, стоящего на страже закона, гаранта порядка, готового в любую минуту прийти на помощь.

Следует признать, отсутствие однозначной идеологической государственной политики, провалы в духовном, патриотическом воспитании молодежи за последние годы сильно усложнили работу с кадрами для силовых структур.

Не секрет, что профессия милиционера за последние двадцать лет потеряла былую привлекательность и престиж. Типичной стала ситуация, когда на службу в милицию не отбирали, а набирали – всех, кто минимально соответствовал требованиям. И даже при таком подходе кадров не хватало. Реальная возможность государства обеспечить органы внутренних дел качественными кадрами появилась в 2012 году, когда зарплата полицейского в среднем возросла в два раза.

Позвольте вместо сухого анализа содержания воспитательной работы в Ростовском юридическом институте привести один убедительный пример ее эффективности. Вся страна знает, какая беда недавно обрушилась на жителей Краснодарского края. В результате мощного наводнения было затоплено около 5 тыс. жилых домов в городах Геленджик, Крымск, Новороссийск и ряде поселков. Погибли люди. Полностью утратили имущество 29 тыс. человек, частично – более 5,5 тыс. В это время большая часть личного состава института находилась в очередных отпусках, но это не помешало оперативно отреагировать на происходящее. Для выполнения правительственной задачи по ликвидации последствий стихийного бедствия в город Крымск отправился сводный отряд института. Ростовские курсанты работали вместе со сверстниками из учебных заведений МВД России из Краснодара, Ставрополя и Волгограда: во взаимодействии с МЧС помогали разбирать завалы, расчищали от ила дома, подвалы, гаражи в частном секторе, в многоэтажках, помещения и производственные территории, довелось поработать и на очистных сооружениях.

Работы велись практически весь световой день. Командир отряда подполковник полиции В.Я. Михайлусов доложил, что курсанты справились с поставленной задачей на «отлично», работали с полной самоотдачей, чем заслужили искреннюю благодарность местных жителей. «Огромное спасибо за помощь! Мне очень приятно думать о том, что в полиции будут служить такие люди», – отметила одна пожилая женщина. И по сей день в адрес института продолжают приходить письма со словами благодарности и просьбами о поощрении курсантов, которые добросовестно выполняли свои служебные обязанности. В одном из последних, от жительницы Крымска А.Ф. Костюковой, есть такие слова: «Низко кланяемся руководству института за воспитание таких добропорядочных полицейских. Как мать горда, что у нас такая молодежь. Пока есть такие парни, мы спокойны за наше Отечество!».

– Завершилась очередная приемная кампания. Как вы оцениваете ее итоги? Нарисуйте, пожалуйста, портрет «идеального» курсанта вашего вуза!

– Приемная кампания прошла успешно. Зачислено 160 первокурсников, 38 из них – девушки, 29 человек – после окончания Новочеркасского суворовского военного училища МВД России, 6 – дети­сироты. С этого года к кандидатам на поступление в вузы МВД предъявляются повышенные требования. Более «жестко» оцениваются состояние здоровья, уровень физической подготовки, морально­деловые качества, психологические особенности личности. Будущие курсанты в обязательном порядке проходят тестирование на наркотики и тестирование на полиграфе. Серьезную объемную работу выполняют психологи: в ряды полицейских не должны попасть люди с нервно­психической неустойчивостью, асоциальными установками, корыстно­утилитарной мотивацией, низким уровнем культуры. И если даже у претендента налицо прекрасные физические данные, решающим будет мнение психолога.

Профессия полицейского не относится к легким, жизнь курсантов разительно отличается от таковой у студентов гражданских вузов. К сожалению, не все юноши и девушки, мечтающие о курсантских погонах, до конца осознают, насколько трудно совмещать обучение с несением службы.

Не будем скрывать, на пути к взрослой жизни случаются и слезы, и апелляции к родителям «заберите меня обратно!». Но, как правило, за два­три месяца первокурсники входят в ритм жизни образовательного учреждения, паника отступает, начинаются рядовые курсантские будни. Так что слова из присяги о тяготах и лишениях службы – суровая реалия жизни служителя закона.

Курсант ведомственного вуза должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, быть готовым выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали и профессиональной этики. Он обязан стремиться к саморазвитию, повышению своего интеллектуального и общекультурного уровня.

Спросите, это и есть портрет идеального курсанта? Возможно. Однако если в процессе обучения курсант не станет таковым, не носить ему погонов лейтенанта полиции. Суровая школа курсантских будней не оставляет выбора: либо стремиться к идеалу и достичь его, либо и не мечтать о работе в органах внутренних дел.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Компетентностный подход к подготовке специалистов
Творческий путь Астраханской академии музыки
Профессионалы для угольной отрасли
Профессионально-педагогическое образование России: состояние и проблемы
УралГУФК – здесь учат быть здоровыми и успешными!
Златоустовский индустриальный колледж: инновации – в дело
Опираясь на науку, повышать качество
Новосибирский юридический институт (филиал) ТГУ готовит востребованные кадры
Профессиональное обучение безработных
Кузбасский институт ФСИН России: ориентир на практику

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ