Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Новая философия подготовки трудовых ресурсов

Существующая в настоящее время структура подготовки рабочих кадров в основном формировалась в 30-е – 80-е годы прошлого века, в период бурного развития экономики и выделения значительных государственных средств на профессиональное образование. И она все еще не разрушена.

Просмотров: 3342

Новая философия подготовки трудовых ресурсов позволит превратить профобразование в системообразующую отрасль экономики

В.И. НЕРСЕСЯН, директор Московского областного сельскохозяйственного колледжа, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РСФСР

Существующая в настоящее время структура подготовки рабочих кадров в основном формировалась в 30-е – 80-е годы прошлого века, в период бурного развития экономики и выделения значительных государственных средств на профессиональное образование. И она все еще не разрушена. Так, в Щелковском районе Москвы до последнего времени существовали 4 профессиональных училища (газовое, текстильное, бытового обслуживания, строительное) и 4 колледжа (строительный, сельскохозяйственный, политехнический, химический). Имея схожие до 70 процентов профили подготовки, они выпускали рабочих и специалистов на один и тот же рынок труда. Это затрудняло трудоустройство выпускников, усложняло взаимодействие работодателей с учреждениями профобразования и приводило к ненужным затратам.

Программы развития образования, разработанные органами исполнительной власти, в том числе ПНПО, по сути дела, закрепляют отраслевой принцип организации профобразования, предлагая регионам осуществлять подготовку кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, компьютерные технологии, программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации). Однако, как правило, эти отрасли имеют собственные учебные центры.

Вместе с тем в России существуют сельское хозяйство, строительство, транспорт и прочие отрасли, а программ развития образования для них не предусмотрено. Подготовка кадров для предприятий малого и среднего бизнеса также не рассматривается в числе приоритетных направлений.

Анализ потребностей рынка труда выявил несколько основных тенденций.

Во-первых, для удовлетворения текущих потребностей на производстве нужны опытные рабочие и специалисты определенного уровня, но составить внятный прогноз потребностей в кадрах на срок более года предприятия не могут. Кроме того, многие из них не в состоянии сформулировать структуру необходимых профессиональных компетенций.

Во-вторых, зачастую на производство требуется «штучный товар» (например, слесарь-инструментальщик). В-третьих, уровень подготовки специалиста, овладевшего современным набором знаний, умений и навыков в учреждениях профобразования, априори будет отставать от вводимых на предприятиях новейших технологий из-за отставания материально-технической базы и профессиональной неготовности педагогов.

Чтобы потребности экономики будущего соответствовали «инновационному социально ориентированному развитию РФ», необходимо изменить саму философию подготовки трудовых ресурсов, перейти от принципа удовлетворения насущных потребностей экономики к принципу их формирования. Тогда и профобразование из отрасли, в основном выполняющей социальные функции, превратится в системообразующую отрасль экономики страны.

Для этого имеется ряд предпосылок и, прежде всего, начавшаяся во многих регионах оптимизация сети образовательных учреждений путем их интеграции, создание университетских комплексов, позволяющее с опережением выявлять потребности в специалистах, владеющих технологиями будущего, взаимодействие с объединениями работодателей региональных систем образования и изменение содержания профобразования, переход на модульно-компетентностную основу.

Кстати, освоение технологий будущего потребует значительно меньших материальных затрат, чем существующая практика изменения технологий сначала на производстве, а затем в подготовке кадров. Такому преобразованию способствовал бы ряд шагов:

  • создание центров профобразования, а в них центров взаимодействия с работодателями и ведущими научно-техническими центрами;
  • переход предприятий от прямого набора трудовых ресурсов к набору через учреждения профобразования;
  • ориентация профцентров на подготовку специалистов, способных самостоятельно организовывать инновационные производства;
  • введение сквозных направлений подготовки с опорой на овладение элементарными трудовыми функциями (сварка, обработка, программирование, измерение и т.д.);
  • подготовка инновационно ориентированных кадров;
  • внедрение в систему образования технологии развития мышления;
  • создание совместно с бизнес-сообществом образовательно-технологических предприятий, на которых студенты могли бы приобретать опыт работы, в том числе с соответствующей отметкой в трудовых книжках (вариант дуальной системы профобразования).
  • предоставление образовательным учреждениям возможности смены дорогостоящего оборудования до срока списания.

Для таких изменений необходимо принять соответствующие законодательные акты и осуществить требующиеся научные разработки. Своевременная опережающая перестройка системы профобразования будет способствовать эффективному экономическому развитию страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Олимпиады профмастерства: опыт и проблемы
Нужны ли колледжу доктора и кандидаты наук?
Сквозь призму новых образовательных стандартов
Объединяя знания и дело
Совершенствуясь и раскрывая таланты
Ступени к профессии Учитель
Дни профессионального образования в Москве
Формирование новой оценочной практики педагогов
Через многоступенчатое образование – к квалифицированному специалисту
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ