Плюсы, ставшие минусами
Мнение практиков о доработке ФГОС СПО
Ю.Г. ЕЛИСЕЕВ, директор Смоленского политехнического колледжа, заслуженный учитель России |
И.А. ЯКУНЕНКОВА, заместитель директора по информационно-методической работе, почетный работник СПО |
Общее представление о федеральных государственных стандартах и работе по их внедрению к настоящему времени сложилось. Не секрет, что видится больше плюсов, чем минусов.
Основной плюс – это мечта о таком выпускнике-специалисте, который отказывается от «данайцев, дары приносящих» и готов собственными силами «лепить» из себя профессионала и личность.
А ругают часто и всюду ФГОС – как, впрочем, и всё новое, – за то, что они требуют не только дополнительных сил и времени, но самосовершенствования. На образовательные учреждения и регионы ложится большая нагрузка, многое приходится делать самостоятельно.
Но федеральные стандарты – наша реальность. Каждый из них – новый «спутник профессиональной жизни», который постоянно предъявляет многочисленные требования, хотя в большинстве случаев не уточняет, что и как нужно делать.
Мы попытались составить таблицу, в которой левая колонка содержит выдержки из ФГОС (плюсы), правая – комментарии (минусы).
ПЛЮСЫ |
МИНУСЫ |
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
В качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.
|
Вопрос: а всё ли зависит от нас? Если работодатель пойдёт нам навстречу, то дело сделано. А если нет?
Законодательно взаимодействие с работодателем не подтверждено, всё зависит от личных связей.
|
Центральное место в содержании профессионального образования теперь занимает новая структурная единица – профессиональный модуль. |
Модульное обучение требует переквалификации всего преподавательского состава, полного обновления материальной базы, глобальных изменений в организации учебного процесса, начиная от расписания занятий, новых учебников, методических и дидактических материалов. В ближайшее время в наших неблагоприятных условиях это вряд ли произойдёт.
Сначала нужно было подготовить кадровый и материальный ресурсы.
|
Образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.
Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
|
Организация самостоятельной работы преподавателю не оплачивается, а она требует еще и методического обеспечения, проверки.
Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки составляет 36 академических часов в неделю (это легко организовать, составив учебный план и расписание). Не понятно, как согласовать самостоятельную работу по всем дисциплинам, учитывая ее разные формы, чтобы максимальная нагрузка составила 54 часа в неделю.
Нет разъяснений, как указывать самостоятельную работу в учебных журналах (это финансовый документ, в нем записываются те часы, которые оплачиваются), зачетных книжках и прочих документах, ведь в приложении к диплому мы указываем максимальную нагрузку.
|
Образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы. |
Вопрос: как – с точки зрения организации обучения, то есть практически – выстраивать индивидуальную траекторию обучающегося?
Теоретически понятно, а практически – нет.
|
Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Образовательное учреждение должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован литературой, изданной за последние пять лет.
Библиотечный фонд должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из трех наименований отечественных журналов.
|
Серьезным недостатком нового стандарта является непродуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку преподавателей.
Необходимо изменить финансирование системы образования, причем этот процесс важно увязать не только с увеличением оплаты труда, но и с развитием материально-технической базы. Новый стандарт можно полностью реализовать только в новой образовательной среде.
На практике необходимого оборудования и учебников зачастую просто нет.
Нам предлагают: пишите сами конспекты лекций, издавайте, создавайте свое. Но это не реально. И создание, и написание требуют времени и соответствующей квалификации преподавателей.
|
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года. |
Законодательно повышение квалификации и переподготовка на предприятиях не подтверждены, опять всё зависит от личных связей. Справку о повышении квалификации работодатели дадут ту, какую захочешь, и программы, и планы, и КОСы подпишут. |
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. |
Сложный вопрос об измерителях компетенций. С профессиональными компетенциями ясно, их измерим. А вот общие, например, «понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес». Как измерить интерес обучающегося к профессии? Нам рекомендуют в основном наблюдение. Этот вопрос требует очень серьезной доработки. |
Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП, рабочие программы, программы и формы отчетности по каждому виду практики, конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю, фонды оценочных средств для промежуточной аттестации и для государственной (итоговой) аттестации. |
Отсутствует единая нормативно-методическая база. В каждом учебном заведении всё своё.
Требуют пересмотра формы расписания, учебного журнала, зачетной книжки, экзаменационных ведомостей, отчетности по практикам и многое другое.
При переводе студента из одного учебного заведения в другое возникает масса проблем. Идея не подкреплена не только нормативной базой, но и четкими методическими рекомендациями по поводу организации учебного процесса.
|
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением.
|
Преподавателям надо создавать рабочие программы, методические рекомендации к лабораторным и практическим занятиям (их теперь 50 процентов), методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе, курсовому проектированию, методические рекомендации для заочников, КОСы и прочее. А когда занятия проводить? Каждый преподаватель ведет не одну дисциплину. И, помимо занятий, ему надо еще и литературу изучать, программное обеспечение осваивать. В особенно сложном положении находятся преподаватели технических спецдисциплин. Кроме литературы, они должны с техникой знакомиться. |
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Конечно, внедрение ФГОС – это огромная возможность для развития педагогического и методического творчества. Но без государственной поддержки (финансовой, методической, нормативной) мы будем дорабатывать и апробировать их до прихода стандартов четвертого поколения.
Похожие материалы: Заметки экспертов на полях государственных стандартов СПО
Время «Ч» для ФГОС нового поколения
Прикладной бакалавриат: перспективы и проблемы
Формирование компетентности молодого специалиста
Прикладной бакалавриат в колледже
Знак вопроса похож на петлю
Заметки на полях ФГОС СПО
Управление введением ФГОС в ссузе
Учебный банк - форма практико-ориентированной подготовки
Новая философия подготовки трудовых ресурсов
При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании» № 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала
|