Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация есть, а здравый смысл?

Настало время привести систему СПО-НПО в соответствие со стандартами, понятными мировому сообществу. Нужно выводить НПО-СПО на уровень технических знаний сегодняшнего дня, а может быть, и завтрашнего – так считает С.Г. Никоненко, заместитель председателя Совета директоров СПО МО по колледжам федерального подчинения.

Просмотров: 1466
С.Г. НИКОНЕНКО, заместитель председателя Совета директоров СПО Московской области по колледжам федерального подчинения, директор Орехово-Зуевского государственного профессионально-педагогического колледжа

Одним из основных лейтмотивов съезда Союза директоров ссузов России была крайняя озабоченность участников дальнейшей судьбой образовательных учреждений СПО федерального подчинения.

Как следует из выступлений делегатов от Республики Татарстан, региональные министерства образования не вполне осознали, какой капитал им вручило федеральное правительство. Они увидели в этом шаге лишь дополнительную работу и возросшую ответственность и начали производить действия по приспособлению полученной дополнительной мощности под уже действующие интересы своей образовательной системы, причем часто вопреки здравому смыслу.

Речь идет об учебных заведениях, в которых готовили специалистов для оборонно-промышленного комплекса и крупных региональных ссузах с уникальными специальностями, обслуживающих интересы не только одного региона. Эти колледжи, располагающиеся в разных областях и республиках, составляли сеть востребованных учреждений.

Ни в коей мере не ставлю под сомнение решение Правительства РФ и требования федеральных законов, в частности № 122-ФЗ, где СПО отнесено к уровню ответственности региона. Но, извините, никто не отменял и задачи модернизации промышленности и Вооруженных Сил, а также развития системы СПО. Спрашивается, а как этого добиться без высококлассных техников-исполнителей? Жаль, на местах не понимают: изменение ведомственной подчиненности не означает, что изменяются задачи развития экономики страны в целом.

Однако следует обратить внимание и на действительность. Среднее профессиональное образование Российской Федерации нуждается в срочном реформировании. Та система, которая была создана под нужды индустриализации Советского Союза, окончательно изжила себя и в новых условиях оказалась неконкурентоспособна. Хотим мы того или нет, нужно подстраиваться под развитые системы профессионального образования Европы, равняться на экономически развитые страны. Наша система мало понятна зарубежным коллегам. Она трудно стандартизируема, недостаточно гибка и, по сути, архаична.

Не претендуя на роль эксперта, осмелюсь высказать несколько тезисов о своем видении развития довузовского профессионального образования. Прежде всего, мы должны дать себе отчет, кого готовим, на какой период и в каких количествах. При стремительном обновлении знаний и смене технологий сроки получения профессии должны не увеличиваться, а сокращаться. Колледжи могут и должны взять на себя роль многоуровневых, многопрофильных ресурсных центров, где образовательные программы реализуются от нескольких месяцев до двух-трех лет. Здесь, как мне кажется, можно смело перенимать опыт реальных профессиональных школ Германии или Финляндии, что в свою очередь позволит решить вопросы профильного обучения в средней школе (7-9 классы) и провести четкую грань между учащимися, которые настроены на получение профессии, и теми, кто нацелен на продолжение обучения в вузах. Школьникам негде проходить раннее профессиональное определение. Функции учебно-производственных комбинатов необходимо передать колледжам. Это исключит неэффективные расходы государства на подготовку профессиональных кадров впустую.

Настало время привести систему СПО-НПО в соответствие со стандартами, понятными мировому сообществу. Это обеспечит мобильность нашего студенчества и возможность продолжить обучение как в национальной системе, так и вне ее. Надо выводить НПО-СПО на уровень технических знаний сегодняшнего дня, а может быть, и завтрашнего. Неприемлемо обучение на старом оборудовании, никем не используемом. Федеральный закон № 217, позволяющий создавать малые предприятия при вузах, почему-то полностью игнорирует учреждения НПО и СПО, хотя именно здесь базы практики приближены к производству. Такие предприятия позволили бы создать прочную основу для материального обеспечения студентов.

Коллектив Орехово-Зуевского государственного профессионально-педагогического колледжа готов к реформированию, которое позволило бы учебному заведению стать сильным и независимым, исключить массу государственных расходов на его содержание. К сожалению, достаточной законодательной базы для успешного реформирования учреждений НПО и СПО в стране нет. Отсюда и неконкурентоспособность системы на мировом рынке.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-55, alma mater, СПО, союз директоров ссузов, ОЗГППК

Похожие материалы:
Современные тенденции развития профессионального образования России
Реструктуризация образовательной системы Татарстана
Приоритет – новый уровень подготовки кадров
Диагностика и управление: ориентация на потребителя
Когда один владеет силой четырёх
Соликамский педагогический колледж - традиции плюс новации
Подготовка специалистов среднего звена
Нужны ли колледжу доктора и кандидаты наук?
Союз директоров ссузов России: пути развития
Доступность профессионального образования для инвалидов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 4 (112) 2019

Коммуникация. Как много в этом слове для нас с вами, уважаемые читатели, слилось. Что даёт последовательное и системное планирование, а, затем, и реализация коммуникативной составляющей своей деятельности? Человеку – чувство удовлетворенности своей жизнью; компании – культуру доверия и открытости; образовательной организации – успешное развитие информационной политики. Здесь, правда, без сюрпризов не обходится…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
В рамках форума «Открытые инновации» пройдет конференция Sooner Than You Think
МОСКВА, 14 октября 2019года. — Глобальная технологическая конференция Sooner Than You Think:...
Южная Корея выступит страной-партнером форума «Открытые инновации 2020»
МОСКВА, 9 октября 2019. — Республика Корея приняла приглашение выступить страной-партнером IX...
Первый в России корпоративный стартап-акселератор Orange Fab запустят в «Сколково»
МОСКВА, 17 октября 2019 года. — Международный сервис-провайдер Orange Business Services открывает...
В Москве проходит международная онлайн-олимпиада по математике BRICSMath
14 октября состоялось торжественное открытие пробного тура третьей международной онлайн-олимпиады...
«Инфосистемы Джет» открывает филиал Центра инноваций в «Сколково»
17 октября 2019, Москва —22 октября «Инфосистемы Джет» официально откроет в Технопарке «Сколково»...
Из журнала
#103Психологические проблемы непрерывного образования
#111МООК в Тюменском индустриальном университете: проектирование, создание, внедрение
#106Подведены промежуточные итоги демонстрационного экзамена
#108Образовательные стандарты: проверка временем
#105Международная аккредитация и высшее образование Индии
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ