Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Модернизация есть, а здравый смысл?

Настало время привести систему СПО-НПО в соответствие со стандартами, понятными мировому сообществу. Нужно выводить НПО-СПО на уровень технических знаний сегодняшнего дня, а может быть, и завтрашнего – так считает С.Г. Никоненко, заместитель председателя Совета директоров СПО МО по колледжам федерального подчинения.

Просмотров: 1463
С.Г. НИКОНЕНКО, заместитель председателя Совета директоров СПО Московской области по колледжам федерального подчинения, директор Орехово-Зуевского государственного профессионально-педагогического колледжа

Одним из основных лейтмотивов съезда Союза директоров ссузов России была крайняя озабоченность участников дальнейшей судьбой образовательных учреждений СПО федерального подчинения.

Как следует из выступлений делегатов от Республики Татарстан, региональные министерства образования не вполне осознали, какой капитал им вручило федеральное правительство. Они увидели в этом шаге лишь дополнительную работу и возросшую ответственность и начали производить действия по приспособлению полученной дополнительной мощности под уже действующие интересы своей образовательной системы, причем часто вопреки здравому смыслу.

Речь идет об учебных заведениях, в которых готовили специалистов для оборонно-промышленного комплекса и крупных региональных ссузах с уникальными специальностями, обслуживающих интересы не только одного региона. Эти колледжи, располагающиеся в разных областях и республиках, составляли сеть востребованных учреждений.

Ни в коей мере не ставлю под сомнение решение Правительства РФ и требования федеральных законов, в частности № 122-ФЗ, где СПО отнесено к уровню ответственности региона. Но, извините, никто не отменял и задачи модернизации промышленности и Вооруженных Сил, а также развития системы СПО. Спрашивается, а как этого добиться без высококлассных техников-исполнителей? Жаль, на местах не понимают: изменение ведомственной подчиненности не означает, что изменяются задачи развития экономики страны в целом.

Однако следует обратить внимание и на действительность. Среднее профессиональное образование Российской Федерации нуждается в срочном реформировании. Та система, которая была создана под нужды индустриализации Советского Союза, окончательно изжила себя и в новых условиях оказалась неконкурентоспособна. Хотим мы того или нет, нужно подстраиваться под развитые системы профессионального образования Европы, равняться на экономически развитые страны. Наша система мало понятна зарубежным коллегам. Она трудно стандартизируема, недостаточно гибка и, по сути, архаична.

Не претендуя на роль эксперта, осмелюсь высказать несколько тезисов о своем видении развития довузовского профессионального образования. Прежде всего, мы должны дать себе отчет, кого готовим, на какой период и в каких количествах. При стремительном обновлении знаний и смене технологий сроки получения профессии должны не увеличиваться, а сокращаться. Колледжи могут и должны взять на себя роль многоуровневых, многопрофильных ресурсных центров, где образовательные программы реализуются от нескольких месяцев до двух-трех лет. Здесь, как мне кажется, можно смело перенимать опыт реальных профессиональных школ Германии или Финляндии, что в свою очередь позволит решить вопросы профильного обучения в средней школе (7-9 классы) и провести четкую грань между учащимися, которые настроены на получение профессии, и теми, кто нацелен на продолжение обучения в вузах. Школьникам негде проходить раннее профессиональное определение. Функции учебно-производственных комбинатов необходимо передать колледжам. Это исключит неэффективные расходы государства на подготовку профессиональных кадров впустую.

Настало время привести систему СПО-НПО в соответствие со стандартами, понятными мировому сообществу. Это обеспечит мобильность нашего студенчества и возможность продолжить обучение как в национальной системе, так и вне ее. Надо выводить НПО-СПО на уровень технических знаний сегодняшнего дня, а может быть, и завтрашнего. Неприемлемо обучение на старом оборудовании, никем не используемом. Федеральный закон № 217, позволяющий создавать малые предприятия при вузах, почему-то полностью игнорирует учреждения НПО и СПО, хотя именно здесь базы практики приближены к производству. Такие предприятия позволили бы создать прочную основу для материального обеспечения студентов.

Коллектив Орехово-Зуевского государственного профессионально-педагогического колледжа готов к реформированию, которое позволило бы учебному заведению стать сильным и независимым, исключить массу государственных расходов на его содержание. К сожалению, достаточной законодательной базы для успешного реформирования учреждений НПО и СПО в стране нет. Отсюда и неконкурентоспособность системы на мировом рынке.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-55, alma mater, СПО, союз директоров ссузов, ОЗГППК

Похожие материалы:
Когда один владеет силой четырёх
Приоритет – новый уровень подготовки кадров
Соликамский педагогический колледж - традиции плюс новации
Современные тенденции развития профессионального образования России
Союз директоров ссузов России: пути развития
Нужны ли колледжу доктора и кандидаты наук?
Реструктуризация образовательной системы Татарстана
Диагностика и управление: ориентация на потребителя
Подготовка специалистов среднего звена
Доступность профессионального образования для инвалидов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
#110Йошкар-Олинский технологический колледж повышает конкурентоспособность профобразования
#97Приоритет Правительства РФ – цифровая экономика
#102Ленинградский социально-педагогический колледж успешно готовит учителей начальных классов казачьей направленности
#107Кадровый потенциал ракетно-космической отрасли
#94От Эдуарда Днепрова до Ольги Васильевой: министры образования новой России
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний