Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Михаил Опёнков: Технология и мифология легко уживаются друг с другом

Михаил Опёнков, эксперт Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в РФ, анализирует сетевые и масс-медийные тренды, рассказывает о тенденциях в технологиях, образовании и культуре. Впрочем, вопрос брендирования Русского Севера тоже не остался без внимания.

Просмотров: 1505

Михаил Опёнков — доктор философских наук, профессор САФУ, эксперт Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в РФ. В интервью он анализирует сетевые и масс-медийные тренды, рассказывает о тенденциях в технологиях, образовании и культуре. Впрочем, вопрос брендирования Русского Севера тоже не остался без внимания.

— Михаил Юрьевич, еще несколько лет назад газетам — не только западным, но и российским, в том числе региональным — предрекали скорую смерть. Но они живы. Вопрос, как должна выглядеть современная газета?

— Газета в Cети должна быть ориентированной на визуальность, то есть это должен быть такой «мини-youtube»: ролики, изображения и короткие тексты и ссылки. Но если речь идет о глобальном позиционировании средства массовой информации, то здесь уже требуется работа на двух языках. Впрочем, если мы говорим о сетевом общении, то, к примеру, Google Translate позволит вам в личном общении донести до собеседника нужную информацию, ее смысл.

Газета в бумаге и газета в Сети не должны повторять друг друга. Один и тот же материал дается в разных стандартах. В Сети это подобно презентациям Стива Джобса — минимум текста, максимум визуального материала. В этом и состоит изменение «парадигмы» СМИ.

— Какие тренды сейчас заметны в социальных сетях?

— В Facebook сейчас больше миллиарда пользователей, но социальная сеть потихоньку теряет количество подписчиков. Google+ за два года набрал 542 миллиона подписчиков, аудитория Twitter’a сейчас составляет более 300 миллионов человек. Но Twitter начинает утомлять аудиторию — слишком много политики.

Что касается событий местного уровня, то в июле прошло собрание блоггеров, на котором присутствовал губернатор Игорь Орлов. Была обозначена проблема: работа по популяризации Архангельской области, Соловков ведется недостаточно активно. Были высказаны определенные предложения на этот счет. Суть в том, что, скажем, Архангельск для бразильцев является ровно такой же экзотикой, как для нас Бразилия. И сейчас в Google+ сейчас есть объединение, рекламирующее Русский Север. Иностранцы проявляют интерес к данному сообществу. В этой соцсети общаются очень неплохие люди, особенно иностранцы. Они бескорыстны и любопытны.

— Михаил Юрьевич, почему вы, будучи ценителем высоких технологий, активно выступаете в поддержку библиотек?

— Есть разные стратегии чтения. Но электронная книга еще не состоялась. Различные компьютерные форматы — это всего лишь копия книги. В принципе ничего не поменялось — для усвоения текста необходимо медленное чтение «с возвратом назад». Кроме того, сама книга, как явление, должна остаться. Я считаю, что это вопрос национальной безопасности. В СССР издавалось очень много дешевых научных книг. Необходимо вернуть эту традицию.

Конечно, важны определенные тактильные ощущения. Но электронные книги еще и размывают право твоей собственности по отношению к ним: книга вроде твоя и не твоя одновременно. Бумажная книга все еще остается значимой.

Кстати, некогда бытовала идея о производстве электронной бумаги — удобного мультимедийного формата. Но компания Apple изменила линию развития технологий, популяризировав планшет. Стив Джобс один повел рынок ИТ за собой. Возникновение настоящих электронных книг, электронных газет — это дело будущего. Поэтому то, что мы называем сейчас электронными книгами, не соответствует такому критерию, как визуализация.

— Технологии, которые мы сейчас обсуждаем, изобретены за пределами России. Вспоминая советские времена, люди говорят о спорте, космосе, балете, вспоминая Российскую Империю XIX — начала XX века, о литературе. Чем может гордиться в таком случае современный россиянин?

— Нам нужен определенный проект мечты. Такие проекты характерны для любой страны. Китайские блоггеры с большой гордостью говорят сейчас о запуске лунохода. Более того, КНР готовится к высадке человека на луне. Индийцы собираются осваивать Марс.

У России ничего подобного нет. В советское время рассматривали возможность освоения и терраморфинга Венеры. Цель, конечно, глобальная и на очень далекую перспективу, но все же это была цель. Или проект по освещению территорий Севера СССР при помощи солнечных зеркал. Сейчас, к сожалению, страна сдала позиции, достигнутые в прошлые годы, как в науке, так и в технике.

— К чему, в таком случае, нам стремиться?

— Вот, к примеру. На территории России присутствует очень много не самых производительных суперкомпьютеров. Если объединить их в кластер, то они смогут производить сложнейшие вычисления. Мощность подобной структуры будет превосходить другие мировые суперкомпьютеры.

Необходимы изменения в системе образования. Люди должны уметь программировать на суперкомпьютерах. Акцент стоит делать на IT-технологиях. Требуется вернуть молодежь к науке, обратить интеллектуальный климат в стране.

Технологии должны быть адаптированы к определенным регионам. И здесь, наверное, следует учитывать специфику. На Севере было сильное гуманитарное образование — почему бы не продолжать в том же духе? Есть необходимость в социологии информационного общества. Гуманитарное образование может дать определенные инновации. Именно широкое образование создает креативные классы.

Принцип «учиться на ошибках Запада» устарел — необходимо догонять и перегонять, а не следовать тенденциям и научным новинкам. Иначе придется следовать за стихией рынка.

Социология информационного общества — это изучение изменения структуры занятости, это изменение системы образования, системы управления. Современная государственная система управления, к сожалению, отстает от интернета. Если говорить об образовании, то должна изменяться и система преподавания. Лекции должны менять свой формат, как и семинарские занятия. Огромная ответственность ложится на преподавателей, которые должны делать акцент на визуализацию или искать другие формы подачи информации.

— Как Вы относитесь к практикам открытых онлайн-курсов (МООС), развитию дистанционного образования?

— Мне кажется, это тождественно экспертным системам: вы можете получить информацию от человека по интересующим вас вопросам, но никто не будет заменять себя машиной бесплатно. Еще два вопроса: копирование и выкладывание. Крупные университеты проводят подобные лекции онлайн в прямом эфире, и человек со стороны не может скопировать эту информацию.

В то же время уже сейчас на видеохостингах выкладываются бесплатные обучающие материалы. Что касается того, будут ли знания, полученные таким путем, иметь правовой вес, то, здесь следует понимать, что нужно учиться в том университете, который выкладывает эти материалы и выполнять определенные тестовые задания. Как, к примеру, в физико-математической школе при МГУ в советские времена: хочешь — учись, хочешь — нет. Если отвечаешь хорошо на присылаемые задания, то через два года вызывают в Москву.

Документирование — вопрос немного другого порядка: ты или заканчиваешь национальный университет, или не настаиваешь на документировании своих знаний, а открываешь свою фирму, делаешь нечто такое, благодаря чему становишься почетным доктором любого университета. Знание либо реально и пускается в дело, либо оно непонятно зачем нужно.

— Вы не считаете, что высшее образование в России стало слишком доступным?

— Качество подготовки в разных школах серьезно отличается. И если на то пошло, не все смогут освоить вузовскую программу. Мы четыре года доводим студента до уровня первокурсника. И тут же выпускаем его. Уровень среднего образования сильно упал. А университет не обязан компенсировать эти лакуны.

— И все-таки, зачем нужно развивать гуманитарную науку?

— У нас просто нет другого выхода. Именно она может способствовать тому, что наука в целом и общество двинется вперед. Данный вопрос очень важен и для Архангельской области. В то же время не стоит забывать и про адаптацию человека к условиям Севера, его природных условий. Проблема будущего региона — это в немалой степени гуманитарная проблема, а не технологическая.

«Высокая технология — высокая гуманность». Внедрение технологий должно происходить одновременно с развитием человека. В противном случае, люди не успеют приспособиться. Должны быть созданы определенные «стоп-центры», поскольку, будем откровенны, молодежь уезжает с Севера. Такими образованиями смогут выступить центры креативности — примерно как Дизайн-завод FLACON (Москва). Проблема в том, что Архангельск — не миллионик. И значит, создание таких центров затруднено.

— Каким вы видите центр креативных индустрий в Архангельске? Чем в идеале он должен заниматься?

— Пропагандой культуры Севера, как экзотической страны, в которой сохранилось нечто такое, чего нет в других регионах России и мира, и как высокотехнологичного региона. Нужно создать образ Севера как некой заповедной страны. Мифология и технология очень легко уживаются между собой. Задача гуманитарного образования — создавать мифы о культуре, которые делали бы ее привлекательной прежде всего для местной молодежи.

— Попытки брендирования Архангельска в постсоветское время были неудачными, если не сказать нелепыми. Что, на ваш взгляд, можно предпринять в этом плане сейчас?

— Использовать облачные технологии, операционную систему Android и высокоскоростной интернет, сплошное покрытие города зонами Wi-Fi. В Архангельске сейчас не чувствуется дух старого города. Если бы была осуществлена идея с беспроводным доступом в интернет на территории всего города, можно было бы создать виртуальные прогулки по «забытому Архангельску». Определенные метки на карте и повествование об этом месте. На Западе существуют подобные примеры «дополненной реальности». Если мы не можем воссоздать старый Архангельск, то мы можем сделать его виртуальным.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Перспективы развития образовательного сотрудничества
Центр космического мониторинга Арктики в САФУ
Образование – 2030: сценарии для России
Минобрнауки РФ организует подготовку профессиональных кадров для освоения Арктики
Второе дыхание УМО
Лесному образованию по пути с инновациями
Нужно ли государству негосударственное образование?
Демографический кризис: вызов или возможность
Развитие негосударственного сектора высшей школы
Как повысить престиж профессии ученого?

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ