Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Международная аккредитация образовательных программ

Многие ведущие вузы России проходят процесс аккредитации образовательных программ. Но примеров, когда аккредитация проводится одновременно и российскими, и зарубежными агентствами, не так много.

Просмотров: 1011

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

В качестве первого опыта для международной аккредитации в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого были отобраны три программы: бакалаврская программа двойных дипломов с Университетом Миккеле (Финляндия) по направлению «Строительство», магистерская программа двойных дипломов с Бранденбургским университетом Котбус (Германия) по направлению «Металлургия», международная образовательная программа по направлению «Менеджмент».

Аккредитационная экспертиза проводилась в конце октября Национальным центром профессионально­общественной аккредитации (Нацаккредцентр, Россия) совместно с немецким Институтом аккредитации, сертификации и обеспечения качества (ACQUIN, Германия).

Выбор для совместной процедуры именно немецкого аккредитационного агентства неслучаен. С Германией Политехнический университет связан исторически. В первые годы работы вуза значительная часть профессуры была приглашена из Германии, и наоборот, многие российские ученые, пройдя стажировку в Германии, вернулись работать в «политех»: например, известный академик А.Ф. Иоффе.

Сегодня Политехнический университет сотрудничает более чем с 40 вузами Германии, с 5 из которых заключен договор о стратегическом партнерстве – как в рамках образовательных программ, так и в научной деятельности. Немецкие студенты составляют наибольшую группу в составе иностранных студентов, участвующих в программах обмена и программах двойных дипломов СПбПУ на иностранных языках (около 150 студентов ежегодно).

– Многие ведущие вузы России проходят процесс аккредитации образовательных программ. Но примеров, когда аккредитация проводится одновременно и российскими, и зарубежными агентствами, не так много. Среди технических вузов «политех» – одно из первых высших учебных заведений, которое проходит подобную аккредитацию, – прокомментировал директор Нацаккредцентра, доктор технических наук Владимир Наводнов.

В настоящее время в СПбПУ разработаны 21 магистерская международная образовательная программа (МОП), 3 бакалаврских МОП на английском языке, а также 24 программы двойных дипломов, которые реализуются на русском, немецком и английском языках. Эти программы готовятся к аккредитации в ближайшие три года, на протяжении которых практика аккредитации МОП станет нормой и будет залогом гарантии их качества и конкурентоспособности. Как отметил начальник отдела по международной аккредитации Института аккредитации, сертификации и обеспечения качества, ACQUIN, доктор Штефан Хандке:

– Аккредитация – это не просто проверка, но и прекрасная возможность сблизить ученых разных стран.

Дальневосточный федеральный университет

Внешняя экспертиза кластера образовательных программ «История» прошла в Дальневосточном федеральном университете в конце сентября. ДВФУ стал первым вузом в России, чья программа по истории получила международную аккредитацию. Директор Школы гуманитарных наук (ШГН) Феликс Ажимов отметил, что «История» была выбрана для прохождения международной экспертизы как наиболее сильная программа ШГН. Богатое традициями, накопленными за девяносто семь лет исторического образования на Дальнем Востоке, это направление в университете включает все уровни подготовки: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру и докторантуру.

Процедура проводилась совместно двумя аккредитационными агентствами: Национальным центром профессионально­общественной аккредитации (Россия) и Советом по оценке и аккредитации в сфере высшего образования (Тайвань).

Как для России, так и для Тайваня опыт совместной внешней экспертизы является уникальным. Совместная процедура включала большую предварительную работу по согласованию стандартов и критериев. Координация работы комиссии проводилась представителями обоих агентств.

Совместная экспертиза способствует совершенствованию конкретной образовательной программы и развитию образовательной организации в целом. Происходит проверка качества на высоком международном уровне, даются рекомендации высококвалифицированных отечественных и зарубежных экспертов, а результаты экспертизы подтверждаются свидетельствами о совместной аккредитации двух стран.

Балтийский федеральный университет им. И. Канта

В начале октября 55 экспертов, представляющих Беларусь, Китай, Латвию, Литву, Россию, Сербию, Чехию и Эстонию, оценили качество реализуемых в БФУ им. И. Канта 25 образовательных программ, входящих в 10 кластеров:

  • «Биоинженерия и биоинформатика» (06.05.01), «Биология» (06.03.01, 06.04.01);
  • «География» (05.03.02, 05.04.02);
  • «История» (46.03.01, 46.04.01), «Философия» (47.03.01, 47.04.01);
  • «Лечебное дело» (31.05.01);
  • «Прикладная математика и информатика» (01.03.02, 01.04.02), «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (02.03.03);
  • «Психология» (37.03.01);
  • «Социология» (39.03.01), «Журналистика» (42.03.02, 42.04.02), «Реклама и связи с общественностью» (42.03.01);
  • «Туризм» (43.04.02), «Гостиничное дело» (43.03.03);
  • «Физика» (03.04.02), «Радиофизика» (03.03.03, 03.04.03);
  • «Филология» (45.03.01, 45.04.01).

Каждый кластер оценивала отдельная комиссия, включающая не менее пяти человек: двух экспертов из академической среды зарубежных стран и по одному представителю от ведущих российских вузов, работодателей и студентов.

Заместитель директора Национального центра профессионально-­общественной аккредитации, доктор педагогических наук Галина Мотова отметила:

– Никогда ещё наш центр не проводил такую масштабную аккредитацию. Отмечу только некоторые цифры: с нами работало более 150 преподавателей, на интервью пришли 120 работодателей и 130 выпускников. Это, конечно, впечатляет! Мы благодарны университету за высочайший уровень организации оценки качества при таких внушительных масштабах.

Все эксперты отметили особый корпоративный дух и демократизм, готовность сотрудников и студентов к диалогу. Многие обратили внимание на высокую техническую оснащённость структурных подразделений, высокий уровень профессорско-преподавательского состава, новации университета в области электронных ресурсов. Особый интерес вызвал портал тестирования обучающихся, личные кабинеты студентов и преподавателей, электронная библиотека. К числу достоинств эксперты отнесли и информационную открытость вуза: на сайте университета размещаются все необходимые сведения.

БФУ им. И. Канта стал первым российским вузом, который прошел через процедуру профессионально-­общественной аккредитации c участием специалистов из Китайской Народной Республики. Четыре китайских эксперта и четыре наблюдателя, представляющие Центр оценки качества высшего образования Минобразования КНР, принимали участие в работе комиссий в четырех кластерах: физика, биология, математика и медицина.

Директор Центра оценки качества высшего образования Минобразования КНР Ву Ян отметил профессионализм сотрудников, высокий уровень подготовки студентов и хорошее материально­-техническое обеспечение вуза, а также обратил внимание на то, что потенциал для роста и развития не исчерпан и при более высоком уровне финансирования университет смог бы добиться еще больших результатов:

– Университет должен стимулировать сотрудников и студентов активнее использовать программы международного сотрудничества, еще активнее внедрять практикоориентированный подход в образовательный процесс. Такая работа ведётся, нужно продолжать.

Самарский государственный медицинский университет

В конце октября также прошла внешняя экспертиза кластера образовательных программ «Лечебное дело» (31.05.01) и «Педиатрия» (31.05.02) в Самарском государственном медицинском университете Минздрава РФ.

Экспертная комиссия состояла из зарубежных и российских экспертов, представителей профессионального и студенческого сообществ. За три дня работы комиссией были проведены встречи с администрацией вуза и руководителями подразделений, ответственными за реализацию программ, встречи с преподавателями, студентами и аспирантами, выпускниками и работодателями.

Эксперты отметили высокий уровень профессиональной подготовки студентов, особо подчеркнув, что внедренная в СамГМУ система менеджмента качества дает огромный потенциал для дальнейшего совершенствования образовательных программ, применения инновационных технологий и интеграции в международное образовательное пространство.

По результатам внешней экспертизы будет подготовлен отчет и даны рекомендации по дальнейшему развитию программ. Решение о предоставлении образовательным программам профессионально­-общественной аккредитации будет вынесено на заседании Национального аккредитационного совета.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Вопросы международной аккредитации образования обсудили на конференции в ДВФУ
Экспресс-форум: Оценка внеучебной деятельности
Управление качеством в сфере ДПО
Галина Мотова о профессионально-общественной аккредитации
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики
Внешняя оценка качества: взгляд российских экспертов
ТПУ: создание образовательной среды в университете
Развитие форм оценки качества образования
Международная аккредитация работает на репутацию вуза

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ