Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Галина Мотова о профессионально-общественной аккредитации

25 программ подготовки БФУ им.И.Канта проходят процеруру профессионально-общественной аккредитации. О процедуре профессионально-общественной аккредитации и её отличиях от государственной аккредитации рассказывает Галина Мотова, заместитель директора Нацаккредцентра.

Просмотров: 343

25 программ подготовки БФУ им.И.Канта проходят процеруру профессионально-общественной аккредитации. Это необязательная процедура, наоборот, вузы сами заказывают подобную экспертную оценку. О процедуре профессионально-общественной аккредитации и её отличиях от государственной аккредитации рассказывает Галина Мотова, зам.директора Национального центра профессионально-общественной аккредитации, главноый редактор журнала "Аккредитация в образовании".

— Галина Николаевна, странная ситуация: государственные вузы сами обращаются в независимое учреждение - Национальный центр профессионально-общественной аккредитации - для прохождения экспертизы, хотя есть Рособрнадзор и государственная аккредитация. Как вы полагаете, зачем это вузам?

— Во-первых, во всех областях, не только образовании, востребованы аудиторские услуги. Одно дело, когда приходит проверяющий, цель которого — найти недостатки и недочёты, чтобы наказать. В этом случае ваша задача — показать как можно меньше, спрятать. Конструктива в этом мало. Другое дело, когда приходят коллеги, которых вы сами пригласили. Они не хотят наказать, их цель — помочь: сориентироваться, что-то улучшить, обратить на что-то внимание. В этом случае вы будете заинтересованы как можно больше показать, чтобы обсудить, получить консультацию, услышать мнение.

В своём приветственном слове ректор Андрей Павлович Клемешев обратил внимание, что БФУ им.И.Канта в последние годы пережил быстрый рост. И естественно, есть связанные с этим проблемы: например, расфокусировка направлений деятельности, на какие-то вещи просто некогда было обращать внимание. И в таком конструктивном, доброжелательном диалоге с экспертами в рамках аудита можно понять: а туда ли мы движемся? то ли мы делаем? Это такой взгляд со стороны, который очень необходим для развития.

Здесь есть ещё такая проблема: когда мы не знаем, как живут и работают другие, формируется убеждение, что «мы самые лучшие». Это как у Жванецкого: «если других туфель не видел, то наши вот такие!». Нельзя замыкаться в своей скорлупе — не будет развития.

И наконец, очень важен аспект независимости. Это общемировая практика: если вы хотите получить объективную оценку, то нужна независимая экспертиза. Конечно, кто-то скажет, что нельзя быть абсолютно независимым: всегда найдутся какие-то знакомые, бывшие коллеги и т.д. Тем более в сфере образования. Поэтому в нашем случае нужно говорить не о независимости, а о множественной зависимости, о  сочетании множественной заинтересованности.

— Поэтому в составе комиссии 5 человек?

— Да. В каждой комиссии 5 человек: трое из академической среды (причём двое иностранцев), один представитель работодателей и один студент из другого вуза. Очень важно соблюсти этот баланс. Часто декларируется, что в вузе главный — студент, а на деле главным является ректор или даже отдел закупок. Поэтому если всё же вуз работает ради студентов, то без их мнения нельзя адекватно оценить работу. А работодатель по сути это потребитель тех специалистов, которых готовит вуз. И без обратной связи от бизнес-сообщества тоже нельзя получить комплексную оценку.

— Галина Николаевна, в рамках профессионально-общественной экспертизы эксперты оценивают качество образования. Но где точка отсчёта? Каким должно быть образование? Наш университет носит имя Иммануила Канта, который как-то сказал, что детей нужно учить не для настоящего, а для будущего. Это наш случай?

— Сложный вопрос. Ни у кого нет ответа, что такое качество образования. Споры идут на всех уровнях во всём мире. Например, в США есть чёткие стандарты качества, которым нужно соответствовать. А в Японии считают, что соответствовать стандартам мало, нужно их превысить. И показатель качества — это то, насколько вуз превосходит стандарты.

Для нас же важно не соответствие каким-то нормативам, а соответствие ожиданиям: абитуриентов, работодателей, общества.

А вообще это сложный философский вопрос о яйце и курице: работодатель должен формулировать заказ вузу или вуз должен генерировать знание, опережая запросы производства? Сейчас Россия озабочена созданием профессиональных стандартов, чтобы работодатели определили свои запросы и требования к специалистам, и в соответствии с ними будут корректироваться образовательные стандарты. Я думаю, что это тоже одна из крайностей. Нередко получается так, что реальные производства, компании технологически отстают от вузов. И если они будут формулировать заказ для действующего сегодня (далеко не всегда инновационного) производства, то у вузов не будет стимула к развитию. По моему глубокому убеждению, образование должно работать на опережение, т.е. университет должен быть генератором инновационных идей и заявок на будущее. Это очень важно.

— Мы пришли к проблеме того, что в нынешней сложной международной и экономической обстановке в триаде государство — университеты — бизнес как раз у бизнеса самый маленький горизонт планирования, нет долгосрочных стратегий развития. А потому он и не может сформулировать заказ образованию.

— Да, это беда для нашей страны. И хорошо, что в составе наших комиссий в Калининград приехали 4 экспертов и ещё четверо наблюдателей из Китая. Можно по-разному относиться к тому, что этой страной до сих пор управляет коммунистическая партия, что их дети получают коммунистическое воспитание. Но с другой стороны, у них есть четко сформулированная идеология. Хуже, когда нет никакой. Можно критиковать коммунизм в Китае или излишний «америкоцентризм» в США, но какая-то государственная идеология в России должна быть. Без неё размываются общественные цели, идеи и идеалы. Ведь свято место пусто не бывает: если нет государственной идеологии, её место замещают другие убеждения. Тот же исламизм или ещё что-то. Без государственной политики молодёжь будет потеряна. А бизнес живёт в ещё более нестабильной ситуации, без чёткой государственной политики.

— Если вернуться к качеству образования, по каким критериям происходит оценивание вузов?

— В первую очередь, учет мировых тенденций интернационализации и глобализации высшего образования. Мы стараемся учитывать лучшие отечественные и  зарубежные практики. Наш Центр является полноправным членом европейской и азиатско-тихоокеанской сетей аккредитационных агентств. Мы стараемся находиться в общемировом контексте лучших практик в технологии оценивания. Центр имеет опыт работы в области аккредитации с 1995 года. И мы единственный в России центр, который обеспечивает такие подходы. Но дело даже не в этом. Мы стараемся не просто дистанцироваться или создавать альтернативу государственной аккредитации, нет! Необходимо дать нечто большее: не просто аккредитовать, а принести пользу вузу. Это возможно достичь, если рассматривать нас как аудиторов, которые могут ответить на вопросы: куда дальше двигаться вузу? Как совершенствовать педагогические технологии? Что нужно скорректировать? Что мешает достижению поставленной цели? Соответствуют ли ресурсы и план работы миссии и целям развития университета? Это очень тяжёлая задача. Сравнить с эталоном проще: вот эталон, вот вуз — разница видна. А вот дать рекомендации, конкретные советы — сложно. Поэтому мы привлекаем лучших экспертов. Это вызывает сложности, потому что часть из них — иностранцы, нужен перевод, визы, сопровождение. Но их взгляд особенно важен, ведь они не погружены в российский контекст, а по-другому оценивают ситуацию.

Отсюда вытекает, может быть, самое важное. Есть такое понятие — excellence. Не буду его переводить на русский, чтобы не потерять часть смыслов. Сейчас даже в российских вузах создаются центры excellence. Они ориентированы на образование и на науку. Так вот наш Национальный центр профессионально-общественной аккредитации занимается excellence в оценке качества образования. Это означает системный подход ко всем вопросам.

Мы работаем только с лучшими университетами, такими как БФУ имени Канта, и стараемся использовать только лучшие технологии и методики в оценке качества. Кроме того, если говорить об экспертизе качества, то и качество самой экспертизы должно быть высочайшим. И задача координаторов (нас в Калининград приехало 5 человек) состоит в том, чтобы обеспечить высокое качество экспертизы, которую проводят приглашённые нами эксперты.

— Вот мы и подошли к самому интересному вопросу: как работают эксперты? Вот пришли они в наш университет в 10-00 и что?

— На самом деле, работать они начали месяц назад, когда мы выслали им отчёты по самообследованию, которые подготовил сам вуз, и ссылки на сайт. Их задача — изучить как можно больше информации по той программе, которую они будут аккредитовывать: содержание, кадры, учебный процесс и пр. Примерно за 2 недели до приезда они начинают общаться друг с другом, обсуждать результаты своего мониторинга, выявлять неясности, проблемные области, т.е. формировать вопросы для дополнительного изучения. И когда они приезжают в вуз, в отличие от государственной аккредитации, они не смотрят программы и прочую документацию. Это всё они уже изучили. Им важно общение с преподавателями, студентами, партнёрами вуза, работодателями, выпускниками — насколько то, что написано в документах или на сайте, соответствует действительности. И приезжая на место, мы стараемся сделать так, чтобы эксперты смогли пообщаться как можно с большим количеством людей.  Важно понимать, что эксперты не стремятся перепроверить информацию, которая содержится на сайте или в документах, а сделать выводы о реальном состоянии дел и выработать рекомендации, как улучшить ситуацию. 

Но не менее важно, чтобы и участники этих встреч почувствовали искреннюю заинтересованность экспертов и их желание помочь, чтобы это был обоюдополезный диалог. Вот сегодня я наблюдала, как преподаватели вышли после общения с экспертами и живо обсуждали эту беседу. И говорили, что вопросы были неожиданные, заставляющие посмотреть на работу под другим углом.

— Возможно, это один из самых важных аспектов такой внешней экспертизы — спровоцировать рефлексию сотрудников, чтобы они вышли из рутинности, из привычных схем, и посмотрели на свою работу с другой стороны, в новом ракурсе.

— Да. Ведь что скрывать: текущей работы так много, что преподаватели и другие сотрудники идут по проторенной колее и не видят, что вокруг происходит. Нет ни сил, ни времени. А когда приходят коллеги, да ещё и из других систем образования, и задают вопросы, выходящие за рамки повседневности, но связанные с чем-то важным: целями, задачами, стратегией… Это крайне ценно.

 Например, вот сегодня слышала такие вопросы: почему у вас слишком большая нагрузка? Кто определяет место практики для студентов? Кто влияет на закупки: вы сами или какие-то административные сотрудники? — это те вопросы, которые наполняют рабочий процесс осмысленностью, выявляют нелогичность или неоптимальность каких-то процессов.

— Те рекомендации, о которых вы говорили, они будут оформлены в какой-то документ или это устный отчёт перед отъездом из Калининграда?

— Это документ, конечно. Мы никогда не уезжаем, не сказав «до свидания». Т.е. после завершения работы комиссий будет общая встреча, на которой председатели комиссий подведут предварительные итоги. Затем, вернувшись домой, через 2-3 недели они подготовят письменные отчёты, в которых отметят достижения и те области деятельности, которые требуют внимания и улучшения. Этот отчёт утверждается всеми членами комиссии, только после этого мы его пересылаем в вуз. Вуз не имеет права вносить в него изменения, только исправлять фактические ошибки (в цифрах, датах). После этого мы готовим документы для аккредитационного совета. И уже совет принимает решение об аккредитации или неаккредитации программы.

— Долгая процедура.

— Долгая, но в социальных системах нельзя принимать поспешных решений. Решения, которые лежат на поверхности, чаще всего в долгосрочной перспективе неверные, они решают тактические задачи, но не соответствуют стратегии. Как раз наша задача наша задача — вместе с вузом подняться над повседневностью и увидеть горизонт.

Ссылка на оригинал статьи

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Международная аккредитация образовательных программ
Три этапа развития аккредитации в России
20 лет аккредитации в образовании
Аккредитация как инструмент повышения качества образования
Нацаккредцентр включен в Европейский реестр
Аккредитационные показатели. К истории одного критерия
Европейские стандарты и российская практика оценки качества образования
Бордюрные камни госаккредитации
Лучшие образовательные программы инновационной России
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ