Путь в образовательное пространство Европы: международная аккредитация творческих вузов РоссииТенденция к развитию международной и совместной аккредитации напрямую связана с ростом интернационализации образования и сотрудничества вузов в создании совместных программ, выдаче двойных дипломов, присвоении двойных степеней и т.д. На пути к европейскому образовательному пространству два ведущих музыкальных вуза России – Российская академия музыки имени Гнесиных и Академия хорового искусства имени В.С. Попова с их уникальными традициями профессиональной подготовки первыми в своем секторе сделали шаги в болонском направлении, представив образовательные программы для прохождения совместной российской и международной экспертизы. Просмотров: 3627
Сохранять лучшее, не отказываясь от нового
Наверное, не нужно быть профессиональным лингвистом, чтобы безошибочно найти корень в слове «аккредитация» и связать его с понятием «кредо», определяющим убеждения, взгляды, основы мировоззрения. Действительно, оба слова восходят к латинскому сredo, что означает «верую, верю, доверяю». Именно доверие составляет главный смысл и содержание общественно-профессиональной аккредитации в высшем образовании: профессиональное сообщество и общество в целом доверяют аккредитующим организациям полномочия на признание того, достойны ли доверия те или иные образовательные программы и институты. Со своей стороны, программы и вузы также доверяют аккредитующим организациям проведение экспертизы собственной деятельности, с тем чтобы заслужить, подтвердить или упрочить доверие в обществе и профессиональной среде. А если аккредитация проводится совместно отечественным и зарубежным агентствами? По всей видимости, степень доверия к результатам такой процедуры как минимум удваивается. При этом речь можно вести еще об одном измерении доверия – между организациями, выступающими как партнеры в экспертизе качества программ или институтов высшего образования. Тенденция к развитию международной и совместной аккредитации четко прослеживается сегодня в Европе и мире, что напрямую связано с ростом интернационализации образования и сотрудничества вузов в создании совместных программ, выдаче двойных дипломов, присвоении двойных степеней и т.д. В этих условиях партнерство агентств гарантии качества из разных стран в оценке и аккредитации программ высшего образования выступает мощным средством и стимулом развития академической и профессиональной мобильности, повышения сопоставимости периодов обучения и присваиваемых квалификаций, гибкости структуры учебных планов и программ и, в конечном итоге, совершенствования качества высшего образования. Данные тенденции и процессы пока еще достаточно слабо выражены в России, где с момента подписания Болонской декларации в 2003 году не перестают ломать копья два оппозиционных лагеря противников и сторонников реформирования: первые уверены, что Болонские реформы повлекут за собой развал безупречно зарекомендовавшей себя отечественной системы образования; вторые – отстаивают необходимость безотлагательной модернизации системы. Вместе с тем в академических, профессиональных и широких общественных кругах России все слышнее голоса тех, кто считает, что интеграция России в европейское образовательное пространство не подразумевает отказ от лучших традиций отечественного образования и тотального заимствования чужеродных для нас приоритетов. Напротив, Болонский процесс предлагает достаточно гибкие инструменты, предполагающие не только обязательные, но и рекомендательные меры на основе свободы выбора, равноправия, поэтапности реформирования и различия его моделей, а также учета национального контекста. Вхождение отечественных вузов в европейское пространство высшего образования – это открытие новых горизонтов для студентов, преподавателей и административного состава вузов, возможности более широкого обмена идеями и наиболее эффективным опытом в области повышения качества образования. Безусловно, путь к европейскому образовательному пространству не легок и требует целого ряда изменений – как на государственном уровне, так и на уровне отдельных образовательных учреждений. Тем более, позитивным фактом является то, что два ведущих музыкальных вуза России – Российская академия музыки имени Гнесиных и Академия хорового искусства имени В.С. Попова, с их уникальными традициями профессиональной подготовки и определенной замкнутости на себе, – рискнули стать пионерами и первыми в своем секторе сделали шаги в болонском направлении, представив образовательные программы для прохождения совместной российской и международной экспертизы. Внешняя экспертиза образовательных программ этих вузов проводилась в период с октября 2011 года по февраль 2012 года совместно Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентром) и Европейской ассоциацией консерваторий (the European Association of Conservatoires, AEC). Основной целью инициативы было установление соответствия образовательных программ «Дирижирование академическим хором» и «Вокальное искусство», реализуемых Академией хорового искусства имени В.С. Попова, а также программ направления «Дирижирование академическим хором» РАМ имени Гнесиных стандартам и критериям общественно-профессиональной аккредитации программ высшего музыкального образования, разработанным совместно Нацаккредцентром и Европейской ассоциацией консерваторий при самом активном участии и поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Процесс отбора, выдвижения, рассмотрения и утверждения кандидатур экспертов для участия в работе внешней экспертной комиссии (ВЭК) также осуществлялся совместно Нацаккредцентром, Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений России и Европейской ассоциацией консерваторий. Экспертная комиссия состояла из семи зарубежных и российских экспертов, в том числе профессионалов от высшего музыкального образования, каждый из которых привнес в процедуру свое специализированное экспертное знание:
Участие в экспертизе представителей европейских и российской систем высшего музыкального образования обеспечило комиссии возможность анализировать деятельность аккредитуемых программ – как в русле общеевропейских тенденций гарантии качества высшего музыкального образования, так и в контексте российской образовательной системы. Специализированные экспертные знания членов комиссии в сочетании с их обширным многосторонним опытом в музыкальном образовании и музыкальной профессии, активность позиций представителей студенчества и работодателей – вот то, что составило основу эффективной работы комиссии по рассмотрению всего спектра вопросов и проблем в ходе оценивания. В соответствии с общеевропейскими аккредитационными требованиями, процедура внешней экспертизы образовательных программ «Дирижирование академическим хором» и «Вокальное искусство» проходила в три этапа: изучение комиссией отчета о самообследовании программ и другой представленной вузом документации, визит комиссии в Академию хорового искусства имени В.С. Попова и Российскую академию музыки имени Гнесиных, подготовка заключения по итогам экспертиз. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать: программы, представленные для прохождения совместной аккредитации Российской академией музыки имени Гнесиных и Академией хорового искусства имени В.С. Попова, с честью выдержали экзамен и успешно прошли внешнюю экспертизу на соответствие российским и европейским стандартам высшего музыкального образования. Комиссия высоко отозвалась о содержании и организации учебного процесса, стремлении программ сохранять лучшие традиции российского музыкального искусства, проявляя при этом готовность и способность адаптироваться к изменяющимся национальным и общеевропейским условиям развития высшего образования. Были особо отмечены высокий уровень и разносторонность профессиональной подготовки музыкантов, которые успешно реализуют себя и как дирижеры, и как хормейстеры, солисты и певцы хора, а также как концертмейстеры и педагоги музыкальных учебных заведений. Наряду с сильными сторонами экспертами были отмечены и точки роста, что подробно изложено в отчете по итогам экспертизы в виде рекомендаций и пожеланий вузам для дальнейшего совершенствования программ. Вузы с благодарностью восприняли рекомендации коллег-профессионалов, ведь, собственно, в этом и состоит суть эффективного аудита: вместе с установлением соответствия/несоответствия стандартам качества предоставить полезные рекомендации для совершенствования качества конкретных процессов, функций, видов деятельности аккредитуемых организаций. Безусловно, лучше всего о ходе и особенностях процедуры могут рассказать ее непосредственные участники: члены экспертной комиссии и представители вузов. Предлагаем вам ознакомиться с их мнением из первых уст. (Читайте интервью с экспертами в журнале "Аккредитация в образовании" №54)
Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|