Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Путь в образовательное пространство Европы: международная аккредитация творческих вузов России

Тенденция к развитию международной и совместной аккредитации напрямую связана с ростом интернационализации образования и сотрудничества вузов в создании совместных программ, выдаче двойных дипломов, присвоении двойных степеней и т.д. На пути к европейскому образовательному пространству два ведущих музыкальных вуза России – Российская академия музыки имени Гнесиных и Академия хорового искусства имени В.С. Попова с их уникальными традициями профессиональной подготовки первыми в своем секторе сделали шаги в болонском направлении, представив образовательные программы для прохождения совместной российской и международной экспертизы.

Просмотров: 3627

Сохранять лучшее, не отказываясь от нового

Г.Н. МОТОВА, заместитель директора Нацаккредцентра, доктор педагогических наук
Ж.О. КУЗЬМИНЫХ, начальник международного отдела Нацаккредцентра, кандидат педагогических наук, доцент

Наверное, не нужно быть профессиональным лингвистом, чтобы безошибочно найти корень в слове «аккредитация» и связать его с понятием «кредо», определяющим убеждения, взгляды, основы мировоззрения. Действительно, оба слова восходят к латинскому сredo, что означает «верую, верю, доверяю». Именно доверие составляет главный смысл и содержание общественно-профессиональной аккредитации в высшем образовании: профессиональное сообщество и общество в целом доверяют аккредитующим организациям полномочия на признание того, достойны ли доверия те или иные образовательные программы и институты. Со своей стороны, программы и вузы также доверяют аккредитующим организациям проведение экспертизы собственной деятельности, с тем чтобы заслужить, подтвердить или упрочить доверие в обществе и профессиональной среде.

А если аккредитация проводится совместно отечественным и зарубежным агентствами? По всей видимости, степень доверия к результатам такой процедуры как минимум удваивается. При этом речь можно вести еще об одном измерении доверия – между организациями, выступающими как партнеры в экспертизе качества программ или институтов высшего образования.

Тенденция к развитию международной и совместной аккредитации четко прослеживается сегодня в Европе и мире, что напрямую связано с ростом интернационализации образования и сотрудничества вузов в создании совместных программ, выдаче двойных дипломов, присвоении двойных степеней и т.д. В этих условиях партнерство агентств гарантии качества из разных стран в оценке и аккредитации программ высшего образования выступает мощным средством и стимулом развития академической и профессиональной мобильности, повышения сопоставимости периодов обучения и присваиваемых квалификаций, гибкости структуры учебных планов и программ и, в конечном итоге, совершенствования качества высшего образования.

Данные тенденции и процессы пока еще достаточно слабо выражены в России, где с момента подписания Болонской декларации в 2003 году не перестают ломать копья два оппозиционных лагеря противников и сторонников реформирования: первые уверены, что Болонские реформы повлекут за собой развал безупречно зарекомендовавшей себя отечественной системы образования; вторые – отстаивают необходимость безотлагательной модернизации системы.

Вместе с тем в академических, профессиональных и широких общественных кругах России все слышнее голоса тех, кто считает, что интеграция России в европейское образовательное пространство не подразумевает отказ от лучших традиций отечественного образования и тотального заимствования чужеродных для нас приоритетов. Напротив, Болонский процесс предлагает достаточно гибкие инструменты, предполагающие не только обязательные, но и рекомендательные меры на основе свободы выбора, равноправия, поэтапности реформирования и различия его моделей, а также учета национального контекста. Вхождение отечественных вузов в европейское пространство высшего образования – это открытие новых горизонтов для студентов, преподавателей и административного состава вузов, возможности более широкого обмена идеями и наиболее эффективным опытом в области повышения качества образования.

Безусловно, путь к европейскому образовательному пространству не легок и требует целого ряда изменений – как на государственном уровне, так и на уровне отдельных образовательных учреждений. Тем более, позитивным фактом является то, что два ведущих музыкальных вуза России – Российская академия музыки имени Гнесиных и Академия хорового искусства имени В.С. Попова, с их уникальными традициями профессиональной подготовки и определенной замкнутости на себе, – рискнули стать пионерами и первыми в своем секторе сделали шаги в болонском направлении, представив образовательные программы для прохождения совместной российской и международной экспертизы.

Внешняя экспертиза образовательных программ этих вузов проводилась в период с октября 2011 года по февраль 2012 года совместно Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации (Нацаккредцентром) и Европейской ассоциацией консерваторий (the European Association of Conservatoires, AEC).

Основной целью инициативы было установление соответствия образовательных программ «Дирижирование академическим хором» и «Вокальное искусство», реализуемых Академией хорового искусства имени В.С. Попова, а также программ направления «Дирижирование академическим хором» РАМ имени Гнесиных стандартам и критериям общественно-профессиональной аккредитации программ высшего музыкального образования, разработанным совместно Нацаккредцентром и Европейской ассоциацией консерваторий при самом активном участии и поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Процесс отбора, выдвижения, рассмотрения и утверждения кандидатур экспертов для участия в работе внешней экспертной комиссии (ВЭК) также осуществлялся совместно Нацаккредцентром, Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений России и Европейской ассоциацией консерваторий.

Экспертная комиссия состояла из семи зарубежных и российских экспертов, в том числе профессионалов от высшего музыкального образования, каждый из которых привнес в процедуру свое специализированное экспертное знание:

  • Габнис Эдуардас – профессор Литовской академии музыки и театра (ректор, 2005-2011), эксперт в области высшего музыкального образования, администрирования учебных заведений музыкального образования, председатель внешней экспертной комиссии (Литва);
  • Стучевская Любовь – профессор Королевской фламандской консерватории, эксперт в области вокального искусства (г. Антверпен, Бельгия);
  • Куржинский Гржегорж – профессор Музыкальной академии имени Карла Липинского, эксперт в области гарантии качества и аккредитации, включая критерии и процедуры Европейской ассоциации консерваторий, а также в области реализации Болонского процесса (Польша);
  • Зильхорст Энтони – художественный руководитель и дирижер 4 хоров и ансамблей, координатор национальной образовательной программы по оркестровому дирижированию, представитель музыкальной академической и профессиональной общественности, Королевская консерватория в Гааге, Консерватория в Амстердаме (Нидерланды);
  • Фертельмейстер Эдуард Борисович – ректор Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, народный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, эксперт в области хорового дирижирования и композиции, администрирования учебных заведений музыкального образования (Россия);
  • Мусланова Ксения Ивановна – аспирантка Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, эксперт в области вокального искусства, представитель студенчества (Россия);
  • Кузьминых Жанна Олеговна – начальник международного отдела Нацаккредцентра, кандидат педагогических наук, доцент, секретарь комиссии.

Участие в экспертизе представителей европейских и российской систем высшего музыкального образования обеспечило комиссии возможность анализировать деятельность аккредитуемых программ – как в русле общеевропейских тенденций гарантии качества высшего музыкального образования, так и в контексте российской образовательной системы.

Специализированные экспертные знания членов комиссии в сочетании с их обширным многосторонним опытом в музыкальном образовании и музыкальной профессии, активность позиций представителей студенчества и работодателей – вот то, что составило основу эффективной работы комиссии по рассмотрению всего спектра вопросов и проблем в ходе оценивания.

В соответствии с общеевропейскими аккредитационными требованиями, процедура внешней экспертизы образовательных программ «Дирижирование академическим хором» и «Вокальное искусство» проходила в три этапа: изучение комиссией отчета о самообследовании программ и другой представленной вузом документации, визит комиссии в Академию хорового искусства имени В.С. Попова и Российскую академию музыки имени Гнесиных, подготовка заключения по итогам экспертиз.

На сегодняшний день можно с уверенностью сказать: программы, представленные для прохождения совместной аккредитации Российской академией музыки имени Гнесиных и Академией хорового искусства имени В.С. Попова, с честью выдержали экзамен и успешно прошли внешнюю экспертизу на соответствие российским и европейским стандартам высшего музыкального образования. Комиссия высоко отозвалась о содержании и организации учебного процесса, стремлении программ сохранять лучшие традиции российского музыкального искусства, проявляя при этом готовность и способность адаптироваться к изменяющимся национальным и общеевропейским условиям развития высшего образования. Были особо отмечены высокий уровень и разносторонность профессиональной подготовки музыкантов, которые успешно реализуют себя и как дирижеры, и как хормейстеры, солисты и певцы хора, а также как концертмейстеры и педагоги музыкальных учебных заведений.

Наряду с сильными сторонами экспертами были отмечены и точки роста, что подробно изложено в отчете по итогам экспертизы в виде рекомендаций и пожеланий вузам для дальнейшего совершенствования программ. Вузы с благодарностью восприняли рекомендации коллег-профессионалов, ведь, собственно, в этом и состоит суть эффективного аудита: вместе с установлением соответствия/несоответствия стандартам качества предоставить полезные рекомендации для совершенствования качества конкретных процессов, функций, видов деятельности аккредитуемых организаций.

Безусловно, лучше всего о ходе и особенностях процедуры могут рассказать ее непосредственные участники: члены экспертной комиссии и представители вузов. Предлагаем вам ознакомиться с их мнением из первых уст. (Читайте интервью с экспертами в журнале "Аккредитация в образовании" №54)

AEC – Европейская Ассоциация консерваторий (The European Association of Conservatoires, AEC) была учреждена в 1953 году и на сегодняшний день насчитывает 280 членов – учреждений профессионального музыкального образования из 55 стран.

Миссия ассоциации заключается в совершенствовании европейского высшего музыкального образования и, в более широком смысле, в развитии сферы культуры и искусства для современного и будущих поколений. АЕС реализует свою миссию посредством информационной поддержки и экспертного консультирования учреждений высшего музыкального образования, защиты их интересов и развития сотрудничества на европейском и международном уровнях, а также путем совершенствования и повышения понимания стандартов высшего музыкального образования в Европе и за ее пределами. Ежегодно ассоциация организует мероприятия и реализует проекты, направленные на обмен идеями и опытом между институтами-членами AEC.

Несмотря на то что музыка и музыкальное образование находятся в центре деятельности ассоциации, ее миссия включает и совершенствование таких видов исполнительского искусства, как театр и танец, которые нередко преподаются в специализированных институтах-членах АЕС.

Европейская ассоциация консерваторий работает в тесном сотрудничестве с Ассоциацией европейских университетов (European University Association, EUA), Европейской лигой институтов искусства (European League of Institutes of the Arts, ELIA), организацией «Culture Action Europe» и рядом специализированных организаций сферы музыки и музыкального образования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Нацаккредсовет рассмотрел вопросы аккредитации вузов культуры и искусства
Семинар CEENET и внешняя экспертиза агентств
Студенческое самоуправление как компонент гарантии качества
Роль студентов в процессе гарантии качества
Болонский процесс: проблемы интеграции
Болонский процесс: 15 лет интеграции
Экспертный опрос по итогам общественно-профессиональной аккредитации РАМ имени Гнесиных и АХИ имени В.С. Попова
Росаккредагентство: быть или не быть в ENQA?
Николай Азаров: об общественно-профессиональной аккредитации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ