Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Лесное образование в России: обозначая тенденции

Леса России составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Для их сохранения и приумножения, грамотного и неистощительного использования требуются специально подготовленные и обученные кадры.

Просмотров: 3414

Е.Н. Щербаков, проректор по учебной работе (УМО) Московского государственного университета леса, кандидат технических наук, доцент

Модернизация и технологическое развитие лесного сектора экономики России невозможны сегодня без современных квалифицированных кадров.

Леса России составляют более четверти мировых запасов древесной биомассы и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. Для их сохранения и приумножения, грамотного и неистощительного использования требуются специально подготовленные и обученные кадры. Этим определяется уникальность специалистов, которых готовят лесные вузы России.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ подготовка кадров с высшим профессиональным образованием для лесного комплекса Российской Федерации осуществляется в 12 ведущих вузах лесного профиля, а также на 44 факультетах и кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минобрнауки России и Минсельхозу России.

Координацию научно-образовательной деятельности в области подготовки кадров для лесного комплекса осуществляет учебно-методическое объединение, базовым вузом которого является Московский государственный университет леса.

С участием УМО сегодня осуществляется переход лесного образования на уровневую систему подготовки. Сформирован и утвержден перечень направлений подготовки высшего профессионального образования для бакалавров и магистров в группе 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов». В соответствии с приказом Минобрнауки России (№33 7 от 17.09.2009) в данный перечень, наряду с направлениями подготовки «Лесное дело» (250100) и «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» (250400), вошло новое направление подготовки – «Ландшафтная архитектура» (250700). При непосредственном участии УМО по этим направлениям подготовки были разработаны федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для бакалавров и магистров. Ведется работа по формированию примерных и вузовских основных образовательных программ, реализующих требования ФГОС ВПО.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ по образованию в области лесного дела осуществляет сотрудничество с другими аналогичными объединениями в рамках профильных учебно-методических комиссий (УМК) по направлениям подготовки «Химическая технология (переработки древесины)» (УМО по образованию в области химической технологии и биотехнологии на базе Российского химико-технологического университета), «Технологические машины и оборудование (лесного комплекса)» (УМО по университетскому политехническому образованию на базе Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана).

Активно взаимодействует УМО с рабочей группой по подготовке кадров, науке и инновациям в лесном секторе экономики Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ. В частности, совместно с бизнес-сообществом разрабатываются профессиональные стандарты к должностям служащих и профессиям рабочих, занятых в лесном комплексе. Такие стандарты должны учесть профессиональные требования работодателей к выпускникам образовательных учреждений, а также послужить основой для дальнейшего совершенствования имеющихся образовательных стандартов. Эта работа осуществляется по инициативе Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей и Минздравсоцразвития России.

В СИСТЕМЕ лесного профессионального образования сегодня идут процессы обновления. На базе вузов создаются малые инновационные предприятия. Осуществляется интеграция науки, образования и бизнеса. Создаются так называемые «цепочки» в сфере лесного образования: «лицей – колледж – университет». Вместе с тем, реализация стратегии развития лесного комплекса на период до 2020 года потребует формирования кадрового потенциала для лесной отрасли нового качественного уровня. Специальная подготовка таких кадров требует сегодня значительного укрепления материально-технических баз образовательных учреждений, в том числе современным учебным и научно-исследовательским оборудованием.

Учитывая накопившиеся проблемы лесного хозяйства, в том числе связанные с подготовкой кадров, 18 сентября 2010 года Д.А. Медведевым был утвержден Перечень поручений Президента РФ (№ Пр-2729), в том числе п. 3 «О подготовке предложений, касающихся создания на базе научно-исследовательских организаций и учебных заведений лесного хозяйства объединений по подготовке и повышению квалификации кадров для лесного хозяйства». В соответствии с этим поручением, Минобрнауки России с целью улучшения качества подготовки специалистов в области лесного хозяйства предложило на базе Московского государственного университета леса создать Национальный центр развития лесного комплекса. Создание такого центра позволит объединить потенциал образовательных, научных учреждений и организаций, профильных промышленных предприятий для решения целого ряда задач: повышения качества подготовки специалистов в области лесного хозяйства, формирования совместно с работодателями профессиональных требований к современным специалистам всех уровней подготовки, развития системы повышения квалификации и переподготовки кадров (в том числе системы дистанционного обучения), внедрения в производство инновационных научных разработок и сложного высокотехнологичного оборудования.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Культурный смысл социально-экономической модернизации
Интернет на службе гарантии качества образования
Лесному образованию по пути с инновациями
Оренбургский государственный аграрный университет - Локальный научно-образовательный центр
Гуманитарное образование в современном обществе
Актуальные проблемы лесного образования
Перспективы развития образовательного сотрудничества
Подготовка спортивных кадров
Научная экспертиза вместо тендера на гуманитарные знания
Перспективы спортивного образования

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ