Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Колледж и комбинат – яркий пример содружества

Липецкий металлургический колледж имеет мощного и надежного партнера - ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и благодаря этому развивается как базовый образовательный и инновационный центр, интегрированный в реальный сектор экономики.

Просмотров: 1195
С.Г. Петухов, директор Липецкого металлургического колледжа

Липецкий металлургический колледж – это обновленное временем и усилиями творческих, заинтересованных и ответственных людей многопрофильное федеральное государственное образовательное учреждение, где на очном и заочном отделениях обучается более 1500 человек по 10 специальностям. Колледж имеет мощного и надежного социального партнера – ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и благодаря этому развивается как базовый образовательный и инновационный центр, интегрированный в реальный сектор экономики. Партнерские отношения обязывают учебное заведение ко многому. Прежде всего, не позволяют работать по старым шаблонам и заставляют проявлять гибкость и мобильность в организации образовательного процесса, а также осуществлять инновационную деятельность. Сегодня, несмотря на известные трудности, Новолипецкий металлургический комбинат осуществляет грандиозную программу технического перевооружения. Это продиктовано жесткой конкуренцией на зарубежных рынках, трудоемкостью производимой продукции и необходимостью снизить ее себестоимость. Колледж должен внести свой вклад в реализацию этой программы: осуществить переход к подготовке специалистов и рабочих нового поколения, способных быстро включаться в производственно-технологический процесс и создавать конкурентоспособную продукцию. Следует признать, что пока претензии работодателей к качеству профессионального образования обоснованы: на практике имеют место и недостаточная квалификация выпускников, и длительная адаптация к специфике производства, и необходимость “доучивания”. Наблюдаются также существенные различия между полученными знаниями и требованиями металлургического производства.

Такое положение надо менять, и мы с помощью комбината приступили к кардинальному преобразованию системы обучения. Во-первых, специалисты предприятия разработали требования к выпускникам, на основе которых были созданы профессионально-квалификационные “Модели выпускника (специалиста)» колледжа. Во-вторых, мы провели аудит существующих учебных планов и программ, для того, чтобы адаптировать их содержание к специфике металлургического производства. В-третьих, была внедрена сертифицированная система менеджмента качества, предусматривающая тестирование профессиональных знаний на начальном, промежуточном и итоговом этапах обучения. Впереди – создание Центра сертификации профессиональных квалификаций.

Для повышения конкурентоспособности выпускников мы усилили подготовку в области компьютерных, производственных технологий. Большое внимание уделяется изучению иностранных языков.

Новолипецкий металлургический комбинат инициировал объединение профессионального лицея № 10 и колледжа. На основе двух учебных заведений создается единый учебно-производственный комплекс, структура которого, дает возможность реализовать профессиональные образовательные программы разных ступеней и уровней и обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для комбината.

Интегрированная образовательная среда имеет много преимуществ. Здесь процесс обучения сопряжен с производством, и студенты и учащиеся являются активными участниками созидательного процесса, а не сторонними наблюдателями. У студентов сокращаются сроки обучения, появляется возможность создания “гибких” образовательных траекторий, при желании они могут получить смежные профессии и высокие квалификационные разряды.

Интеграция бизнеса и образования позволяет проводить единую профориентационную политику, консолидировать и оптимально использовать кадровые и финансовые ресурсы, осуществлять повышение квалификации преподавательского состава, ввести эффективные принципы стимулирования успеваемости студентов, повысить престиж колледжа.

Сегодня можно сказать, что сотрудничество комбината и базовых учебных заведений переживает “вторую молодость”. На смену шефству приходит сотворчество. Комбинат помогает колледжу в формировании наиболее актуальных учебных программ, соответствующих требованиям производств. Производственники заинтересованы в объединении усилий с учебным заведением. Подтверждением тому служит следующая цифра: за 2 года комбинат вложил в базовые учебные заведения более 135 млн рублей, и эта работа продолжается.

В 2009 году колледж вошел в число победителей конкурса инновационных программ, организованного в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Конкурсный проект “Ресурсно-образовательный комплекс как интегрированное пространство формирования и развития профессиональной компетенции” был также разработан при участии специалистов комбината.

Все программы модернизации колледжа тесно связаны с планами технического перевооружения базового предприятия. В соответствии с этим обучение ведется с помощью развивающих программ, которые позволяют студентам приблизиться к реальным процессам металлургического производства. Также приобретено новейшее манипуляционное учебно-производственное и лабораторное оборудование, электронные учебники и многое другое.

В рамках социального партнерства колледжа и комбината осуществляется и программа профориентации. При этом предприятие тоже занимается привлечением школьников в лицей и колледж: проводит встречи с выпускниками и многие другие мероприятия, реализует инновационные проекты “Старт в будущее – начало успеха”, программу “Электронные каникулы”, способствующие осознанному выбору профессии и специальности металлургического профиля. Выпускники школ, учащиеся лицеев города и области, студенты и их родители имеют исчерпывающую информацию о будущей работе, об условиях и оплате труда, о возможностях продолжения образования и профессионального роста. Ежегодно комбинат резервирует 200 рабочих мест для выпускников колледжа. Это повышает его имидж как перспективного, долгосрочного и привлекательного работодателя, и одновременно служит стимулом для поступления в лицей и колледж.

Мы дополняем эту работу широкой пропагандой технических специальностей. Достаточно сказать, что в текущем году в центральных, региональных и корпоративных СМИ, а также на сайте колледжа было размещено более сотни различных информационных материалов о его деятельности. Содействовала этому пресс-служба комбината. Корпоративный журнал группы предприятий “Компания НЛМК” ввел специальную рубрику “Профессиональное образование”.

В результате совместных действий базового предприятия и колледжа складывается и система вторичной профориентации, направленная на укрепление уверенности студентов в правильности сделанного выбора.

Несмотря на жесткую конкуренцию на рынке образовательных услуг, в нынешнем году конкурс при поступлении в колледж составляет 2,8 человека на место.

Характерной чертой современного образования являются новые требования к подготовке будущих специалистов, имеющие отношение к адаптации в социуме. Чтобы выполнить их, в коллективе решили отказаться от привычных схем и набора предписаний и дополнить программу развития инновационным проектом “Развитие внеучебной деятельности студентов, создание в колледже благоприятной культурно-воспитательной среды». Проект предусматривает подход к воспитательной работе без назидательности и нравоучительности, так как любая система воспитания, построенная на принуждении, неэффективна. Усилия педагогов будут направлены на формирование у студентов инициативности, любознательности, доброжелательности, стремления к сотрудничеству, чувства нового.

В колледже созданы необходимые условия для развития личности. Только кружков и клубов имеется около 20. Во внеучебных мероприятиях, которые проводятся почти каждый день, участвует большинство студентов. Опросы показывают, что наибольший интерес вызывает деятельность различных клубов и объединений. Увлеченно работают творческий клуб “Юность”, военно-патриотический “Допризывник”, краеведческий “Клуб путешественников”, дискуссионный “Позитив”, “Литературная гостиная”, экологический отряд. Клуб студенческой самодеятельности “Вирилис” известен не только в Липецкой области, но и за ее пределами.

Способствует активной внеучебной работе такое обстоятельство: группа студентов была направлена в Институт социального проектирования, где прошла специальный курс обучения, предусматривающий формирование умений создавать новое, реализовывать идеи, творчески подходить к решению собственных инициатив и обозначенных задач.

Для дальнейшего совершенствования воспитательной деятельности в колледже практикуются творческие отчеты преподавателей, методистов, руководителей клубов, кружков, объединений по интересам. Проводятся они в форме свободного семинара-практикума, на котором коллеги обмениваются мнениями, делятся творческими планами и проектами.

Внеучебная деятельность не ограничивается рамками учебного заведения. В последнее время растет число студентов, которые участвуют в деятельности молодежных, общественных объединений, экологических, спортивных обществ, различных движениях, общегородских мероприятиях. Плюс к тому ребята регулярно демонстрируют свои достижения на региональных и общероссийских конкурсах, выставках, фестивалях по различным направлениям молодежного творчества.

Особая роль в системе внеучебной деятельности отводится исследовательской и поисковой деятельности. В колледже проводятся ежегодные научно-практические конференции, конкурсы дипломных работ, олимпиады, выставки технического творчества, конкурс “Я – специалист”. Исследовательская деятельность преподавателей и студентов механического отделения и отделения электротехники и автоматики нацелена на практический результат.

Их работы рекомендованы к внедрению в производства предприятий, являющихся социальными партнерами учебного заведения.

Коллектив колледжа стремится к тому, чтобы занятия в аудиториях, практическая подготовка и внеучебная деятельность дополняли друг друга. На решение этой задачи нацелена специальная программа совместных мероприятий управления профессионального развития персонала комбината и учебного заведения.

Первокурсники начинают занятия с посещения уникального музея предприятия и экскурсий по основным цехам и подразделениям. Производственную практику студенты проходят на лучших, высокотехнологичных участках, при этом за ними закрепляются опытные наставники. На комбинате уделяется первостепенное внимание техническому перевооружению, и практикантам предоставляется возможность ознакомиться с технологическими проектами и другими нововведениями. Например, нынче они могли изучить проект строительства высокотехнологичной доменной печи № 7.

Специалисты комбината регулярно посещают колледж, проводят классные часы, мастер-классы. Предприятие приглашает студентов и преподавателей на подведение итогов корпоративных конкурсов “Лучшие по профессии”, “Мастер года», “Инженер года”. Сотрудничество позволяет студентам еще в период обучения ознакомиться с кадровой и социальной политикой комбината и хорошо изучить действующие здесь программы “Молодой специалист ОАО “НЛМК”, “Молодой лидер ОАО “НЛМК”, “Жилье молодым специалистам”, “Сопровождение и развитие карьеры». Это благотворно воздействует на формирование у обучающихся инновационного поведения, профессиональной компетентности и культуры.

Победа в 2009 году в национальном проекте “Образование” является закономерным результатом эффективного социального партнерства компании мирового уровня и колледжа, имеющего глубокие исторические традиции в деле подготовки кадров. Сейчас сотрудничество вступает в новый этап развития. Создается многоуровневый и многопрофильный ресурсно-образовательный комплекс, что позволит организовать принципиально новое образовательное учреждение, в котором будет использован современный российский и зарубежный опыт профессиональной подготовки молодежи.

Реализуемая программа являет собой яркий пример современного содружества профессионального образования и бизнеса.

Три вопроса автору.

– В нашей стране уже есть учреждения среднего звена, которые стали автономными. Как вы относитесь к такой перспективе?

– Перевод учреждений СПО в автономные повышает уровень ответственности, расширяет возможности учебного заведения в плане ведения деятельности и одновременно увеличивает зону риска. В ряде субъектов он идет весьма активно. Думаю, что прежде чем изменять статус, нужно все просчитать и взвесить. Мы планируем переход в автономное учреждение.

– Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять на государственном и региональном уровнях, чтобы учреждения СПО динамично развивались?

– Во-первых, в программе модернизации инженерного образования России нужно определить систему СПО как базу подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов. Во-вторых, необходимо вернуться к приоритетному национальному проекту «Образование» для НПО и СПО. За последние 3 года его реализации в учебных заведениях-победителях произошло реальное изменение образовательной среды: появились ресурсные центры. Было бы целесообразно превратить их в опорные центры подготовки, переподготовки рабочих кадров и специалистов федерального уровня.

– Предполагается, что в работодатели примут участие в разработке вариативной части стандартов третьего поколения. удается ли этого добиться?

– Экспертная группа специалистов Новолипецкого металлургического комбината активно работает над вариативной частью стандартов третьего поколения. До 1 сентября 2010 года эта работа будет завершена по всем 10 специальностям.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Психологическая служба в системе учебного заведения
Владикавказский педагогический колледж - реформы в действии
Технология подготовки практикоориентированной площадки
Акцент на воспитание гражданина и патриота
Проектная деятельность как проявление созидательной активности
В рамках образовательного стандарта
Сквозь призму новых образовательных стандартов
Совет директоров ссузов Красноярского края
Программа развития Сарапульского техникума машиностроения и информационных технологий
Развитие внеучебной деятельности студентов

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ