Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Кадровое обеспечение строительной отрасли

Для успешной реализации целевой программы «Жилище» необходимо создать инновационную образовательную, правовую, научную базу подготовки современных специалистов для строительной области.

Просмотров: 4709

Настройка смены кадров

НИКОЛАЕВА Елена Леонидовна – президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС)

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года гласит, что «развитие системы профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса».

В диалоге высшего профессионального образования с представителями рынка труда в последние годы проявился интерес объединений работодателей к образовательной политике и стремление играть в ней все возрастающую роль. Работодатели все настойчивее стараются донести образовательному сообществу свое мнение по поводу необходимых компетенций и качества образования будущих специалистов. С другой стороны, и система профессионального образования требует каких-либо ориентиров для разработки программ и новых стандартов подготовки специалистов и, естественно, надеется получить их от наиболее заинтересованных лиц – будущих работодателей.

Тем не менее, проблемы в конструктивности диалога существуют. В проекте аналитического обзора по проблеме сотрудничества профессионального образования и бизнеса в Российской Федерации описаны основные препятствия для развития такого сотрудничества в различных секторах экономики и на разных уровнях образования. Это недостаток доверия между сторонами и стремление переложить ответственность за возможные неудачи на потенциального партнера, излишняя регламентация, недостаточная гибкость и адаптивность учебных программ, неготовность многих образовательных учреждений профессионального образования к формированию новых компетенций выпускников, направленных на мобильность на рынке труда. Плюс к названному слишком медленная институализация и низкий уровень государственной поддержки взаимодействия профессионального образования и бизнеса, различия в подходах к организации деловых процессов в системе профессионального образования1.

«Развитие современного стройкомплекса невозможно без возрождения и подготовки кадров и отраслевой науки. Если при системе Госстроя действовали 120 отраслевых институтов и, с точки зрения всей системы стандартизации, работали по соглашениям ещё более 1000 институтов, то на сегодняшний день их осталось всего 30». (Из выступления министра регионального развития РФ Виктора Басаргина на правительственном совещании по развитию промышленности и строительных материалов 25 апреля 2011 года.)

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с вариантом системного решения кадровой проблемы в сфере строительства, разработанным одним из ведущих работодателей профильной области.

Решение приоритетных государственных задач высокотехнологического и социального развития России, в частности успешного выполнения федеральной целевой программы «Жилище», требует качественной модернизации строительного комплекса, которая невозможна без решения проблем кадрового обеспечения отрасли.

Система может быть создана только на основе формирования инновационной образовательной, правовой и научной базы подготовки современных строителей и архитекторов, интеграционных принципов профессионального образования всех уровней, объединения информационных ресурсов всех отраслевых образовательных учреждений, регулятивного участия заинтересованных федеральных министерств и ведомств, высших органов власти субъектов Российской Федерации и потребителей рынка труда.

Выступая 26 апреля 2011 года на очередном заседании Столыпинского клуба «Новой экономике – новую систему образования! Какие кадры решают все?», зампредседателя ООО «Деловая Россия», председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике Елена Николаева подчеркнула, что «практичность образования в России стремится к нулю...» Кроме того, общественный деятель акцентировала внимание на колоссальной текучести кадров и проблемах, возникающих у работодателей с выпускниками вузов, среди которых претензии на абсолютно неадекватную квалификации высокую заработную плату, нежелание работать на периферии, недостаток квалификации, неумение адаптироваться на предприятии (deloros.ru).

На Всероссийской конференции «Кадровое и методическое обеспечение строительной отрасли Российской Федерации» (22, декабрь, 2010), в которой НАМИКС приняло активное участие, были выявлены следующие проблемные вопросы кадрового обеспечения строительной отрасли:

  • отсутствие профессиональных стандартов в строительстве, архитектуре и градостроительстве и квалификационных характеристик должностей руководителей и специалистов;
  • отсутствие обоснованных данных о текущих и перспективных потребностях в кадровом обеспечении;
  • недостаточное материально-техническое и учебно-методическое обеспечение непрерывного профессионального образования;
  • отсутствие регулятивных механизмов кадрового обеспечения малоэтажного строительства;
  • недостаточно совершенная нормативная база по техническому регулированию в строительной отрасли, что создает серьезные трудности организации учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
  • отсутствие системы персонализации профессиональной ответственности за безопасность и качество строительства;
  • отсутствие системы профессиональной адаптации трудовых мигрантов.

Решение этих проблем возможно путем создания системы непрерывного опережающего кадрового обеспечения строительства, архитектуры и градостроительства, включающей профессиональные стандарты и квалификационные характеристики должностей; мониторинг, анализ и регулирование кадрового обеспечения; материально-техническое и учебно-методическое обеспечение непрерывного профессионального образования на всех уровнях, включая дополнительное профессиональное образование; аттестацию кадров; сертификацию персонала; механизмы персонализации профессиональной ответственности.

Введение по предложению НАМИКС электронного паспорта строителя поможет отслеживать все вехи профессионального пути с точки зрения подготовки, переподготовки и аттестации, а также решать вопрос, имеет ли этот специалист право выполнять те или иные работы на стройке в соответствии с техническими требованиями.

Для создания системы кадрового обеспечения строительной отрасли готовится соглашение о взаимодействии в области кадрового планирования для задач строительного комплекса между Минобрнауки РФ, Минрегионразвития РФ совместно с отраслевыми ассоциациями в строительной области (НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ, НАМИКС) и головными строительными вузами Московского строительного университета (МГСУ), Государственной академии специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС), Академией ЖКХ. В его рамках будет создано отраслевое стратегическое партнерство.

Обобщение полученной информации и координация деятельности возлагаются на экспертный совет по вопросам подготовки специалистов в строительной отрасли при Минрегионразвития РФ, в который входит и НАМИКС.

Принципиальная схема работы системы кадрового обеспечения строительной отрасли выглядит следующим образом.

  1. Отраслевые ассоциации определяют профессиональные стандарты и квалификационные характеристики должностей, а также проводят мониторинг и анализ кадрового обеспечения.
  2. Ассоциации совместно с головными вузами согласовывают профессиональные стандарты и квалификационные характеристики должностей, после чего выносят соответствующие предложения на заседание экспертного совета.
  3. Предложения направляются в Минздравсоцразвития России, которое рассматривает их и в случае одобрения вносит изменения в соответствующие нормативные документы.
  4. Согласно новым профессиональным стандартам и квалификационным характеристикам Минобрнауки РФ совместно с МГСУ и ГАСИС проводят мероприятия по подготовке профессорско-преподавательского состава, созданию необходимого учебно-методического обеспечения, учебно-материальной базы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в отрасли.
  5. После этого определяется система аттестации кадров, обязательным элементом которой становится электронный паспорт строителя.

В дальнейшем система функционирует, исходя из результатов мониторинга и анализа системы кадрового обеспечения. Система профессиональной адаптации трудовых мигрантов является частью системы кадрового обеспечения строительной отрасли, и её создание и функционирование происходит во взаимодействии с ФМС России.

Для подготовки и переподготовки специалистов на рабочие должности, наряду с учебными заведениями начального профессионального образования, предполагается использовать центры занятости населения, подготовки кадров, учебные центры строительных компаний, в том числе строительных компаний членов НАМИКС.

Сегодня совместно с национальными объединениями в сфере строительства и базовыми вузами агентство активно участвует в создании системы кадрового обеспечения в строительстве, архитектуре и градостроительстве по подготовке и переподготовке кадров в строительной отрасли, разработке квалификационных требований к специалистам в области малоэтажного строительства по таким новым программам, как «Энергоэффективность», «Градостроительство», «Экспертиза проектно-сметной документации». Кроме того, рабочая группа НАМИКС принимает участие в процедуре рассмотрения проектов подпрограмм кадрового обеспечения задач строительства и региональных программ развития жилищного строительства.

1 Проект опубликован на сайте Федерального института развития образования 24 сентября 2010 года.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Плюсы и минусы законопроекта «Об образовании в РФ»
Формирование компетентности молодого специалиста
Проблемы подготовки научных кадров
Обучение с видом на будущее
Чего не хватает молодым специалистам?
Современный студент: подрабатывает или «подучивается»?
Первый в мире вуз в сфере молочного бизнеса
Социальное партнерство: колледж – работодатели
Развитие инженерного образования и его роль в модернизации
Трудности трудоустройства

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ