Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Обеспечение качества практической подготовки молодых специалистов

Одно из главных условий качественной подготовки специалистов в медицинских вузах – практическая составляющая учебного процесса. В настоящее время не менее актуальным направлением является развитие у студентов клинического мышления, чему в институте уделяется особое внимание. Молодой негосударственный вуз ставит перед собой важные государственные задачи.

Просмотров: 137

Задача для профессионалов

РАСУЛОВ Магомедкамил Мирзаевич – ректор Дагестанского медицинского стоматологического института, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный изобретатель, заслуженный врач, заслуженный деятель науки Республики Дагестан. Вице­президент Стоматологической ассоциации Дагестана.

Как обеспечивается качество практической подготовки молодых специалистов в Дагестанском медицинском стоматологическом институте

Одно из главных условий качественной подготовки специалистов в медицинских вузах – практическая составляющая учебного процесса. В настоящее время не менее актуальным направлением является развитие у студентов клинического мышления, чему в институте уделяется особое внимание. Молодой негосударственный вуз ставит перед собой важные государственные задачи.

Образование как показатель качества жизни

Уровень образованности населения имеет прямое отношение к качеству жизни в том или ином регионе, перспективам его дальнейшего развития – как в экономическом, культурном отношении, так и в плане улучшения благосостояния жителей. Следовательно, вопрос повышения качества обучения, начиная с дошкольного и школьного периодов, а позже – в средних и высших учебных заведениях, становится ключевым не только в масштабах конкретного региона, но и страны в целом.

Предоставление образовательных услуг низкого уровня, характерное для некоторых российских вузов, с одной стороны, дискредитирует отечественное образование, с другой – подтверждает необходимость в повсеместном искоренении подобной практики.

Оценивая сложившую в последние годы ситуацию в Республике Дагестан, Рамазан Абдулатипов с первых дней своего пребывания в должности главы республики начал последовательно приводить в порядок систему образования на всех уровнях. И первые результаты не заставили себя ждать. На прошедшей 17 сентября 2014 года в Москве пресс­конференции глава Дагестана отметил повышение качества проведения ЕГЭ в республике, прекращение практики продажи баллов и «ЕГЭ-туризма», а также объявил о повышении уровня заработной платы учителям средних школ. Безусловно, модернизация региональной системы общего образования положительным образом отразится и на качестве подготовки абитуриентов, а в дальнейшем – студентов ссузов и вузов.

Во главе угла – практическая подготовка

Одна из важнейших задач высшей школы сегодня – научить студента учиться, сформировать готовность к постоянному самоконтролю. Согласно ФГОС, для обеспечения поставленной задачи определённое количество часов в учебных планах и рабочих программах выделено на самостоятельную работу студентов. В медицинских вузах не менее важным направлением является развитие клинического мышления и практической подготовки выпускников, чему в Дагестанском медицинском стоматологическом институте уделяют особое внимание.

Первый набор студентов в ДМСИ состоялся в 2011 году. Институт с первого года обучения взял курс на эффективность и качество в подготовке будущих специалистов. Несмотря на то что небольшой частный вуз существует на собственные средства, полученные в процессе образовательной деятельности, такая крайняя мера, как отчисление студентов по неуспеваемости, считается здесь необходимой практикой.

В институте в рамках специальности 31.05.03 «Стоматология» на основе ФГОС составлен учебный план, утвержденный УМО Минздрава РФ, подготовлены рабочие программы учебных дисциплин и модулей, методические материалы, а также программы учебной и производственной практики, позволяющие обеспечить качественный образовательный процесс. Формируются учебно-методические комплексы по всем дисциплинам и модулям.

В процессе преподавания в ДМСИ акцентируют внимание на такие компетенции будущих врачей, как способность проводить первичный опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, а в дальнейшем – умение интерпретировать результаты современных лабораторно­-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного материала, вести медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного.

В сферу компетенций выпускника-стоматолога входит умение на высоком профессиональном уровне проводить профилактические мероприятия по предупреждению развития стоматологических заболеваний. С этой целью студенты совместно с преподавателями проводят уроки гигиены в детских дошкольных учреждениях и в младших классах общеобразовательных школ. Будущие специалисты показывают детям фильмы об уходе за полостью рта и профилактике заболеваний зубов, организуют специализированные театрализованные представления и игры, дарят детям сувениры – зубные щётки и зубные пасты, тематические книжки. В базовых клиниках студенты осваивают методы, необходимые для общего ухода за больными, и используют их во время прохождения производственной практики после четвертого семестра.

Деятельность современного медицинского работника сопряжена с рядом профессиональных задач – владением компьютерной техникой на высоком уровне, умением работать с медико¬технической аппаратурой, быстро и качественно получать и обрабатывать информацию из различных источников. Все эти задачи последовательно решаются в процессе занятий в компьютерном интернет¬классе, а также в клинике института, оснащенной современным медицинским стоматологическим оборудованием, специальными инструментами и материалами. Здесь же студенты лечат больных на бесплатной основе, что привлекает значительное число пациентов, особенно из малообеспеченных семей. Прием ведется под чутким руководством преподавателей. В настоящее время осуществляется строительство клинической базы вуза – медицинского центра ДМСИ со стационаром на 100 коек.

Библиотечный фонд института полностью оснащен современной учебной, научной и методической литературой. Регулярно пополняется электронная библиотека. Для эффективного проведения студенческой практики в лабораториях вуза имеются фантомы зубов и челюстей.

Дополнительные критерии качества

В мониторинге эффективности образовательных организаций такие критерии, как научно-исследовательская, международная и образовательная деятельность, являются определяющими. Однако за два­три года достичь значимых успехов в научно-исследовательской работе в вузе почти невозможно. Установление контактов с зарубежными университетами до проведения аккредитационной экспертизы также предполагает определенные трудности. Учитывая это, молодым образовательным организациям, на наш взгляд, необходимо найти особенный подход в определении критериев эффективности.

Получив диплом о высшем образовании, врач-стоматолог должен быть вооружён не только суммой теоретических знаний и умением работать с учебной и научной литературой – принципиально важна его подготовка к самостоятельной работе у стоматологического кресла. Вот почему при определении рейтинговых показателей качества медицинских образовательных учреждений, равно как и вузов других профилей, целесообразно рассматривать практикоориентированную составляющую учебного процесса – наличие необходимых условий для успешного выполнения практической подготовки студентов.

Еще один фактор – высокий спрос на образовательную организацию – также может быть рассмотрен в качестве показателя эффективности негосударственной высшей школы. Как правило, прежде чем подавать документы на поступление, абитуриенты и их родители обобщают сведения о нескольких учебных заведениях и, лишь убедившись в надежности того или иного вуза, принимают решение, куда именно поступать.

Наиболее объективно определить качество теоретической и практической подготовки в вузе позволит привлечение представителей профессионального сообщества к проведению общественно-­профессионального аудита и аккредитационной экспертизы. При этом зависимость решения от формы собственности не представляется верной, поскольку в настоящее время государственные и негосудар­ственные вузы находятся «в разных весовых категориях», и по многим показателям первые находятся в более выгодном положении: например, имеют право на оперативное управление и преимущественное право на безвозмездное пользование республиканской и муниципальной недвижимостью.

По справедливому утверждению экспертов, судьба негосударственных вузов зависит не только от совершенствования законодательной базы и качества образовательной деятельности, но, прежде всего, от отношения к ним со стороны государства. Вне зависимости от формы учредительства, все вузы реализуют образовательные программы в рамках ГОС и ФГОС, в большей или меньшей степени проводят обучение на контрактной основе, получают государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности и проходят процедуру государственной аккредитации. При этом негосударственные вузы, не имея каких­либо льгот и финансовой поддержки от государства, привлекают в организацию частные инвестиции, оплачивают налоги и, что важнее, наравне с государственными вузами обеспечивают педагогический персонал работой, дают возможность молодым людям получить достойную специальность. Преимуществами негосударственного сектора образования также являются мобильность (профессиональная, академическая), возможность внедрять новые образовательные и профессиональные технологии в короткие сроки.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Ардонский аграрно-технологический колледж: Путь к вершинам
Медицинское образование: ключевое слово – качество
Республиканский колледж культуры (г. Владикавказ): Верность традициям
Врач учится всю жизнь
Самобытность и новаторство образовательных организаций Северного Кавказа
Tempus-4: экзамен по-рурски и страсбургски
РГЭУ (РИНХ) в Махачкале: Видеть завтрашний день
Курс – на международное сотрудничество
Аккредитация: шаг вперёд и два назад
Когда культом становятся знания

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ