Востребованные выпускники – системообразующая цель развития вузаНа протяжении всей восьмидесятипятилетней истории УрГМУ сохраняется и транслируется как непреходящая ценность принцип ориентации на потребности региона образовательных услуг и научной проблематики. Новый импульс развития этот вектор получил в связи с актуализацией в высшем образовании компетентностного подхода. Просмотров: 190
Уральский государственный медицинский университет отмечает юбилей. На протяжении всей восьмидесятипятилетней истории вуза поколениями преподавателей сохраняется и транслируется как непреходящая ценность принцип ориентации на потребности региона образовательных услуг и научной проблематики. Новый импульс развития этот вектор получил в связи с актуализацией в высшем образовании компетентностного подхода. Современные образовательные программы и технологии Университет реализует основные образовательные программы по трем укрупненным группам направлений подготовки и специальностей: «гуманитарные науки (клиническая психология)», «социальные науки (социальная работа – профиль «социальная работа в сфере здравоохранения»)», «здравоохранение». С 2015 года открыта подготовка по специальности магистратуры «Общественное здравоохранение». В 2013 году основные образовательные программы высшего образования «Лечебное дело» и «Педиатрия» были аккредитованы Агентством по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) сроком на шесть лет. В 2015 году общероссийской общественной организацией «Медицинская лига России» аккредитованы 8 образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и 2 программы аспирантуры, а также успешно пройдена государственная аккредитационная экспертиза на соответствие ФГОС всех реализуемых в УГМУ основных образовательных программ (ООП) ординатуры и аспирантуры. Рисунок 1. Динамика количества студентов, обучающихся за счет различных источников финансирования. В рамках всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», организованного Национальным центром профессиональнообщественной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования, журналом «Аккредитация в образовании», в 2013 году признаны лучшими реализуемые в УГМУ ООП ВПО «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», «Медикопрофилактическое дело». С учетом потребностей и запросов практического здравоохранения, развития медицины в вузе разрабатываются, совершенствуются и предлагаются врачам программы ДПО объемом от 72 до более 1000 часов. Применяемые при этом образовательные технологии позволяют пользователям выбрать дистанционное, модульное обучение и заметно сократить отрыв от рабочего места, обеспечивают специалистам практического здравоохранения возможность непрерывного образования. В университете разрабатывается инновационная программа подготовки врачей первичного звена – наиболее востребованного особенно в отдаленных районах области. Суть проекта – ориентация обучаемого на работу в амбулаторных условиях, начиная с этапа довузовской подготовки и до системы послевузовского образования по принципу «через всю жизнь». Ежегодно увеличивается доля средств, выделяемых вузом на закупку электронных обучающих комплексов, программ, учебных пособий. Создан образовательный учебно-практический центр «Практика», комплекс современных симуляционных технологий, оснащенный тренажерами, фантомами, манекенами, муляжами с электронным управлением и высокой степенью реалистичности, общей стоимостью более 10 787 тыс. рублей. Особенностью центра как обучающей и методологической структуры является расположение части соответственно оборудованных фантомных классов не только в самом центре, но и на выпускающих кафедрах. Такое перераспределение повышает доступность оборудования и кратность демонстраций навыков каждым студентом – как с репетиционной, так и контролирующей целями в ходе повседневного учебного процесса. Рисунок 2. Динамика информатизации УГМУ.
Учебные аудитории для осваивающих образовательные программы специальности «Стоматология» – гордость вуза. Оборудование классов позволяет студентам использовать компьютерные программы цветоопределения зубов (VITA Easy Shade), препарирования (Simodont//Moog), моделирования конструкций (CEREC//Sirona), пародонтологической диагностики (Florida Probe), компьютерной томографии (Galileos, Picasso, Leonardo), виртуального перемещения челюстей, прогнозирования результатов ортодонтохирургического лечения с 3D-визуализацией (Dolphin), диагностики биосовместимости пломбировочных, конструкционных материалов и средств индивидуальной гигиены полости рта (Диадэнс ПК). Такая обучающая симуляционная среда, созданная на каждой профильной стоматологической кафедре, позволяет выпускнику уже на студенческой скамье не просто знакомиться с новыми технологиями и методами диагностики и лечения стоматологических заболеваний, разработанными отечественными учеными и зарубежными коллегами из Германии, Франции, США, Канады, но и выработать первые навыки владения ими. Университет воплощает идеи создания виртуальной профессиональной медицинской среды по типу электронных АРМ, виртуальной поликлиники, коммуникативного центра. Постоянно наращивается парк ПЭВМ, достигший к 2014 году более 1,5 тыс. IBM РС совместимых компьютеров, из которых 1049 с процессором Pentium-II и выше. Помимо закупленных для студентов карточек доступа в интернет, на балансе вуза имеется 378 мест доступа. Учебно-информационная поддержка обучающихся обеспечивается созданием широкого доступа к базам данных по заключенным договорам с организаторами-владельцами: Институтом проблем управления здравоохранением, компанией «Эко-Вектор» (Санкт-Петербург), Национальным электронноинформационным консорциумом (НЭИКОН), группой компаний «ГЭОТАР». Обучающиеся по программе бакалавриата «Социальная работа» пользуются электронными источниками учебной, методической информации по всем дисциплинам, видам практики, а также применяют дистанционные технологии для интерактивного общения с преподавателями, репетиционного и контрольного тестирования. Студенты фармацевтического факультета имеют возможность отрабатывать практические навыки в Ботаническом саду (учреждение Академии наук РФ) и виртуальной аптеке, созданной на базе кафедры в 2015 году. Все дисциплины, по которым образовательные стандарты предусматривают лабораторные работы, оснащены необходимым оборудованием, приборами и расходными материалами. Качественная фундаментальная подготовка и СМК Переход на компетентностную основу и ориентация на запросы потребителя не умаляют значения фундаментальной подготовки. Эта отличительная особенность отечественного образования должна не только сохраняться, но и развиваться. В настоящее время совместно с УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и РАН разрабатывается концепция создания научно-образовательного консорциума, что придаст вузовской науке совершенно новый вектор научных направлений в области медицинских, фармацевтических, здоровьесберегающих технологий. УГМУ заключил договор о сетевой форме реализации образовательных программ по специальностям «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика». Главными экспертами новых образовательных программ, программ учебных дисциплин, производственной практики, компетенций выпускников разных образовательных уровней выступают работодатели в лице представителей органов здравоохранения, социальной сферы, Роспотребнадзора. Сегодня, пока еще практически в отсутствии профессиональных стандартов, именно им приходится точно определять, владение какими навыками, умениями необходимо выпускникам, без каких знаний и умений невозможно завершение интернатуры, с какими выработанными компетенциями хотели бы видеть в отделениях стационаров, поликлиник ординатора, врача. Формирование знаний, умений, компетенций – сложнейшая воспитательная задача. Такой положительный и, главное, достаточно эффективный опыт имеется у вуза с руководителями территориального отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области, которые в равной степени с вузом несут ответственность за отбор абитуриентов на местах, следят за их учебными достижениями. Почти десятилетие университет применяет и совершенствует систему менеджмента качества (СМК) на основе международного стандарта ISO 9001:2008 (с учетом рекомендаций Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании) в образовательных программах высшего и дополнительного образования, научных исследованиях и разработках. Разработаны и совершенствуются основные показатели и методики оценок для разных структур и видов деятельности участников образовательного процесса. В этом, как ни покажется на первый взгляд странным, вузу помогает пролонгированное состояние аккредитации – шесть аккредитационных экспертиз только за последние три года. Следует признать, что ответственная подготовка к аккредитации, работа с профессиональными экспертами дают вузу возможность ориентировать отработанные в рамках процессного подхода показатели самооценки по основным видам деятельности на конкретные и понимаемые всеми участниками процессов значения и критерии, а вузу в целом определять и корректировать основные цели и задачи своего развития и совершенствования. Важнейшим требованием системы оценки и условием совершенствования качества подготовки является мониторинг мнения потребителей (студентов, выпускников, работодателей, преподавателей), который ведется в вузе, и результаты анализа которого доступны общественности. Большую роль в организации изучения мнения студентов играет созданный в 2013 году студенческий совет по качеству образования, деятельность которого подтверждает способность вовлечь обучающихся в обеспечение гарантии качества образования. Анализ результатов регулярных опросов студентов и выпускников в целом свидетельствует о положительной динамике удовлетворенности обучающихся с 2008 по 2013 годы. Интересный факт – выпускники УГМУ значительно выше оценивают содержание и условия обучения по сравнению с обучающимися в вузе сегодня. Одним из наиболее высоких показателей по результатам опросов явилась удовлетворенность возможностью обучающихся участвовать в учебно-исследовательской, научно-исследовательской работе. Как свидетельствуют информационнометодические материалы Межведомственнной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования, численность аспирантов УГМУ в расчете на 100 студентов почти в два раза выше медианных значений для показателей медицинских вузов и вузов Уральского региона. Активное развитие и востребованность выпускников В студенческих научных кружках занимаются научно-исследовательской работой более 1,6 тыс. человек – половина обучающихся в УГМУ. Вуз выиграл конкурс в рамках федеральной программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» и провел международную научную школу для молодежи «Инновационные технологии в медицине: молекулярная медицина, клеточная терапия, трансплантология, реаниматология, нанотехнологии». За последние годы в научном обществе молодых ученых и студентов (НОМУС) появились новые формы работы: выездные межвузовские обучающие семинары для обмена опытом в создании хозяйственных организаций, сотрудничество с группой компаний «Инфраструктурный ХАБ», объединение СНО на федеральном уровне по направлениям, проведение 3 заочных международных конференций, участниками которых стали представители 5 стран – США, Белоруссии, Украины, Киргизии, Узбекистана и 52 городов России. В рамках ежегодного университетского конкурса прошел «Марш инновационных идей», а также бизнес-игра на выявление «Лучшей инновационной команды университета» из числа студентов. В научно-образовательном центре «Перспектива» молодые ученые и студенты активно проходят обучение по программам «Инновационный малый бизнес», «Инвестирование инновационных проектов», «Бизнеспланирование». Рисунок 3. Мнение работодателей о наиболее развитых и необходимых компетенциях выпускников и сторудников УГМУ. Преподаватели, аспиранты, интерны, ординаторы, студенты активно участвуют в программах инновационной направленности «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ». На сегодняшний день Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере оказана поддержка и реализуется свыше 40 инновационных проектов представителями УГМУ. Студенты масштабно вовлекаются в социальную практику через волонтерское движение, здоровьесберегающую работу. За 2011-2012 годы 177 студентов приняли участие в 17 спортивных мероприятиях, завоевав 33 призовых места. В 2013 году в 20 мероприятиях приняли участие 305 студентов, завоевав 58 высших наград. Концертный хор, студия современного танца, театрстудия – достояние вуза, победители многих всероссийских и международных фестивалей, конкурсов. Важнейшим показателем качества подготовки специалистов вуз считает востребованность выпускников на рынке труда. Заявок на них администрация получает почти в два раза больше, чем ежегодный выпускаемый контингент. В 2008 году в структуре университета создан центр содействия трудоустройству (ЦСТ) выпускников интернатуры и ординатуры, цель которого – формирование и совершенствование интеграционной модели помощи обучающимся как в выборе специальности, так и места врачебной деятельности на основе разностороннего взаимодействия вуза с органами управления и учреждениями практического здравоохранения. Под постоянным вниманием находится состояние выполнения договоров на трудоустройство обучающихся по программам интернатуры и ординатуры за счет средств целевого бюджета. В 2013 году университет инициировал разработку подсистемы ведения базы целевых студентов, интернов и ординаторов в рамках информационной системы «Административно-кадровая система» – регионального фрагмента Единой государственной информационной системы в здравоохранении. В 2014 году приказом министра здравоохранения Свердловской области подсистема, объединяющая университет и 163 медицинских учреждения, введена в эксплуатацию. Усилия вуза в этом направлении деятельности приносят хорошие результаты и стимулируют к дальнейшему совершенствованию. В 2011 году общее количество претензий со стороны медицинских учреждений по невыполнению договорных отношений интернами, обучающимися за счет федерального бюджета, достигало 14,8 процента, в 2012 году – 7,4, по итогам 2014 года – 1,3. Обращений в центр занятости населения о трудоустройстве выпускников УГМУ в 2011-2014 годах не имелось. Все это позволяет университету занимать по показателю трудоустройства выпускников высокое место среди отечественных вузов. Уральский государственный медицинский университет видит свою миссию в формировании интеллектуального, культурного и нравственного потенциала личности, передаче знаний профессионалами в области медицинской науки, здравоохранения и фармации через выпускников, фундаментальные, прикладные научные исследования и разработки для сохранения здоровья нации, устойчивого развития России. Всю свою разностороннюю деятельность коллектив подчиняет высокой цели: «Во благо здоровья уральцев – изучать, исцелять, воспитывать!». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|