Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Востребованные выпускники – системообразующая цель развития вуза

На протяжении всей восьмидесятипятилетней истории УрГМУ сохраняется и транслируется как непреходящая ценность принцип ориентации на потребности региона образовательных услуг и научной проблематики. Новый импульс развития этот вектор получил в связи с актуализацией в высшем образовании компетентностного подхода.

Просмотров: 190
С.М. КУТЕПОВС.М. КУТЕПОВ, ректор Уральского государственного медицинского университета Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор

Н.С. ДАВЫДОВАН.С. ДАВЫДОВА, проректор по учебной работе Уральского государственного медицинского университета Минздрава РФ, доктор медицинских наук, профессор

Уральский государственный медицинский университет отмечает юбилей. На протяжении всей восьмидесятипятилетней истории вуза поколениями преподавателей сохраняется и транслируется как непреходящая ценность принцип ориентации на потребности региона образовательных услуг и научной проблематики. Новый импульс развития этот вектор получил в связи с актуализацией в высшем образовании компетентностного подхода.

Современные образовательные программы и технологии

Университет реализует основные образовательные программы по трем укрупненным группам направлений подготовки и специальностей: «гуманитарные науки (клиническая психология)», «социальные науки (социальная работа – профиль «социальная работа в сфере здравоохранения»)», «здравоохранение». С 2015 года открыта подготовка по специальности магистратуры «Общественное здравоохранение».

В 2013 году основные образовательные программы высшего образования «Лечебное дело» и «Педиатрия» были аккредитованы Агентством по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) сроком на шесть лет. В 2015 году общероссийской общественной организацией «Медицинская лига России» аккредитованы 8 образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и 2 программы аспирантуры, а также успешно пройдена государственная аккредитационная экспертиза на соответствие ФГОС всех реализуемых в УГМУ основных образовательных программ (ООП) ординатуры и аспирантуры.

Рисунок 1. Динамика количества студентов, обучающихся за счет различных источников финансирования.

Динамика количества студентов

В рамках всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России», организованного Национальным центром профессионально­общественной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования, журналом «Аккредитация в образовании», в 2013 году признаны лучшими реализуемые в УГМУ ООП ВПО «Лечебное дело», «Стоматология», «Педиатрия», «Медико­профилактическое дело».

С учетом потребностей и запросов практического здравоохранения, развития медицины в вузе разрабатываются, совершенствуются и предлагаются врачам программы ДПО объемом от 72 до более 1000 часов. Применяемые при этом образовательные технологии позволяют пользователям выбрать дистанционное, модульное обучение и заметно сократить отрыв от рабочего места, обеспечивают специалистам практического здравоохранения возможность непрерывного образования.

В университете разрабатывается инновационная программа подготовки врачей первичного звена – наиболее востребованного особенно в отдаленных районах области. Суть проекта – ориентация обучаемого на работу в амбулаторных условиях, начиная с этапа довузовской подготовки и до системы послевузовского образования по принципу «через всю жизнь».

Ежегодно увеличивается доля средств, выделяемых вузом на закупку электронных обучающих комплексов, программ, учебных пособий. Создан образовательный учебно-практический центр «Практика», комплекс современных симуляционных технологий, оснащенный тренажерами, фантомами, манекенами, муляжами с электронным управлением и высокой степенью реалистичности, общей стоимостью более 10 787 тыс. рублей. Особенностью центра как обучающей и методологической структуры является расположение части соответственно оборудованных фантомных классов не только в самом центре, но и на выпускающих кафедрах. Такое перераспределение повышает доступность оборудования и кратность демонстраций навыков каждым студентом – как с репетиционной, так и контролирующей целями в ходе повседневного учебного процесса.

Рисунок 2. Динамика информатизации УГМУ.

Динамика информатизации

Учебные аудитории для осваивающих образовательные программы специальности «Стоматология» – гордость вуза. Оборудование классов позволяет студентам использовать компьютерные программы цветоопределения зубов (VITA Easy Shade), препарирования (Simodont//Moog), моделирования конструкций (CEREC//Sirona), пародонтологической диагностики (Florida Probe), компьютерной томографии (Galileos, Picasso, Leonardo), виртуального перемещения челюстей, прогнозирования результатов ортодонто­хирургического лечения с 3D-визуализацией (Dolphin), диагностики биосовместимости пломбировочных, конструкционных материалов и средств индивидуальной гигиены полости рта (Диадэнс ПК). Такая обучающая симуляционная среда, созданная на каждой профильной стоматологической кафедре, позволяет выпускнику уже на студенческой скамье не просто знакомиться с новыми технологиями и методами диагностики и лечения стоматологических заболеваний, разработанными отечественными учеными и зарубежными коллегами из Германии, Франции, США, Канады, но и выработать первые навыки владения ими.

Университет воплощает идеи создания виртуальной профессиональной медицинской среды по типу электронных АРМ, виртуальной поликлиники, коммуникативного центра.

Постоянно наращивается парк ПЭВМ, достигший к 2014 году более 1,5 тыс. IBM РС совместимых компьютеров, из которых 1049 с процессором Pentium-II и выше. Помимо закупленных для студентов карточек доступа в интернет, на балансе вуза имеется 378 мест доступа.

Учебно-­информационная поддержка обучающихся обеспечивается созданием широкого доступа к базам данных по заключенным договорам с организаторами-владельцами: Институтом проблем управления здравоохранением, компанией «Эко-Вектор» (Санкт-Петербург), Национальным электронно­информационным консорциумом (НЭИКОН), группой компаний «ГЭОТАР».

Обучающиеся по программе бакалавриата «Социальная работа» пользуются электронными источниками учебной, методической информации по всем дисциплинам, видам практики, а также применяют дистанционные технологии для интерактивного общения с преподавателями, репетиционного и контрольного тестирования.

Студенты фармацевтического факультета имеют возможность отрабатывать практические навыки в Ботаническом саду (учреждение Академии наук РФ) и виртуальной аптеке, созданной на базе кафедры в 2015 году.

Все дисциплины, по которым образовательные стандарты предусматривают лабораторные работы, оснащены необходимым оборудованием, приборами и расходными материалами.

Качественная фундаментальная подготовка и СМК

Переход на компетентностную основу и ориентация на запросы потребителя не умаляют значения фундаментальной подготовки. Эта отличительная особенность отечественного образования должна не только сохраняться, но и развиваться. В настоящее время совместно с УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина и РАН разрабатывается концепция создания научно-образовательного консорциума, что придаст вузовской науке совершенно новый вектор научных направлений в области медицинских, фармацевтических, здоровьесберегающих технологий. УГМУ заключил договор о сетевой форме реализации образовательных программ по специальностям «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика».

Главными экспертами новых образовательных программ, программ учебных дисциплин, производственной практики, компетенций выпускников разных образовательных уровней выступают работодатели в лице представителей органов здравоохранения, социальной сферы, Роспотребнадзора. Сегодня, пока еще практически в отсутствии профессиональных стандартов, именно им приходится точно определять, владение какими навыками, умениями необходимо выпускникам, без каких знаний и умений невозможно завершение интернатуры, с какими выработанными компетенциями хотели бы видеть в отделениях стационаров, поликлиник ординатора, врача. Формирование знаний, умений, компетенций – сложнейшая воспитательная задача. Такой положительный и, главное, достаточно эффективный опыт имеется у вуза с руководителями территориального отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области, которые в равной степени с вузом несут ответственность за отбор абитуриентов на местах, следят за их учебными достижениями.

Почти десятилетие университет применяет и совершенствует систему менеджмента качества (СМК) на основе международного стандарта ISO 9001:2008 (с учетом рекомендаций Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании) в образовательных программах высшего и дополнительного образования, научных исследованиях и разработках. Разработаны и совершенствуются основные показатели и методики оценок для разных структур и видов деятельности участников образовательного процесса. В этом, как ни покажется на первый взгляд странным, вузу помогает пролонгированное состояние аккредитации – шесть аккредитационных экспертиз только за последние три года. Следует признать, что ответственная подготовка к аккредитации, работа с профессиональными экспертами дают вузу возможность ориентировать отработанные в рамках процессного подхода показатели самооценки по основным видам деятельности на конкретные и понимаемые всеми участниками процессов значения и критерии, а вузу в целом определять и корректировать основные цели и задачи своего развития и совершенствования.

Важнейшим требованием системы оценки и условием совершенствования качества подготовки является мониторинг мнения потребителей (студентов, выпускников, работодателей, преподавателей), который ведется в вузе, и результаты анализа которого доступны общественности.

Большую роль в организации изучения мнения студентов играет созданный в 2013 году студенческий совет по качеству образования, деятельность которого подтверждает способность вовлечь обучающихся в обеспечение гарантии качества образования.

Анализ результатов регулярных опросов студентов и выпускников в целом свидетельствует о положительной динамике удовлетворенности обучающихся с 2008 по 2013 годы. Интересный факт – выпускники УГМУ значительно выше оценивают содержание и условия обучения по сравнению с обучающимися в вузе сегодня.

Одним из наиболее высоких показателей по результатам опросов явилась удовлетворенность возможностью обучающихся участвовать в учебно-исследовательской, научно-исследовательской работе. Как свидетельствуют информационно­методические материалы Межведомственнной комиссии по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования, численность аспирантов УГМУ в расчете на 100 студентов почти в два раза выше медианных значений для показателей медицинских вузов и вузов Уральского региона.

Активное развитие и востребованность выпускников

В студенческих научных кружках занимаются научно-исследовательской работой более 1,6 тыс. человек – половина обучающихся в УГМУ. Вуз выиграл конкурс в рамках федеральной программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» и провел международную научную школу для молодежи «Инновационные технологии в медицине: молекулярная медицина, клеточная терапия, трансплантология, реаниматология, нанотехнологии». За последние годы в научном обществе молодых ученых и студентов (НОМУС) появились новые формы работы: выездные межвузовские обучающие семинары для обмена опытом в создании хозяйственных организаций, сотрудничество с группой компаний «Инфраструктурный ХАБ», объединение СНО на федеральном уровне по направлениям, проведение 3 заочных международных конференций, участниками которых стали представители 5 стран – США, Белоруссии, Украины, Киргизии, Узбекистана и 52 городов России. В рамках ежегодного университетского конкурса прошел «Марш инновационных идей», а также бизнес-игра на выявление «Лучшей инновационной команды университета» из числа студентов. В научно-образовательном центре «Перспектива» молодые ученые и студенты активно проходят обучение по программам «Инновационный малый бизнес», «Инвестирование инновационных проектов», «Бизнес­планирование».

Рисунок 3. Мнение работодателей о наиболее развитых и необходимых компетенциях выпускников и сторудников УГМУ.

Мнение работодателей

Преподаватели, аспиранты, интерны, ординаторы, студенты активно участвуют в программах инновационной направленности «У.М.Н.И.К.» и «СТАРТ». На сегодняшний день Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере оказана поддержка и реализуется свыше 40 инновационных проектов представителями УГМУ.

Студенты масштабно вовлекаются в социальную практику через волонтерское движение, здоровьесберегающую работу. За 2011-2012 годы 177 студентов приняли участие в 17 спортивных мероприятиях, завоевав 33 призовых места. В 2013 году в 20 мероприятиях приняли участие 305 студентов, завоевав 58 высших наград. Концертный хор, студия современного танца, театр­студия – достояние вуза, победители многих всероссийских и международных фестивалей, конкурсов.

Важнейшим показателем качества подготовки специалистов вуз считает востребованность выпускников на рынке труда. Заявок на них администрация получает почти в два раза больше, чем ежегодный выпускаемый контингент. В 2008 году в структуре университета создан центр содей­ствия трудоустройству (ЦСТ) выпускников интернатуры и ординатуры, цель которого – формирование и совершенствование интеграционной модели помощи обучающимся как в выборе специальности, так и места врачебной деятельности на основе разностороннего взаимодействия вуза с органами управления и учреждениями практического здравоохранения. Под постоянным вниманием находится состояние выполнения договоров на трудоустройство обучающихся по программам интернатуры и ординатуры за счет средств целевого бюджета.

В 2013 году университет инициировал разработку подсистемы ведения базы целевых студентов, интернов и ординаторов в рамках информационной системы «Административно-кадровая система» – регионального фрагмента Единой государственной информационной системы в здравоохранении. В 2014 году приказом министра здравоохранения Свердловской области подсистема, объединяющая университет и 163 медицинских учреждения, введена в эксплуатацию. Усилия вуза в этом направлении деятельности приносят хорошие результаты и стимулируют к дальнейшему совершенствованию. В 2011 году общее количество претензий со стороны медицинских учреждений по невыполнению договорных отношений интернами, обучающимися за счет федерального бюджета, достигало 14,8 процента, в 2012 году – 7,4, по итогам 2014 года – 1,3. Обращений в центр занятости населения о трудоустройстве выпускников УГМУ в 2011-2014 годах не имелось. Все это позволяет университету занимать по показателю трудоустройства выпускников высокое место среди отечественных вузов.

Уральский государственный медицинский университет видит свою миссию в формировании интеллектуального, культурного и нравственного потенциала личности, передаче знаний профессионалами в области медицинской науки, здравоохранения и фармации через выпускников, фундаментальные, прикладные научные исследования и разработки для сохранения здоровья нации, устойчивого развития России. Всю свою разностороннюю деятельность коллектив подчиняет высокой цели: «Во благо здоровья уральцев – изучать, исцелять, воспитывать!».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Медицинское образование: ключевое слово – качество
ТПУ: создание образовательной среды в университете
Tempus-4: экзамен по-рурски и страсбургски
Новый научно-образовательный проект Чувашского госуниверситета
Санкт-Петербургская фармакадемия: завтра начинается сегодня
Правильный выбор стратегии развития вуза
Смоленская государственная медицинская академия: достижения, проблемы, перспективы
Управление качеством образования в медицинском колледже
Тюменский ГМУ формирует новую систему непрерывного медицинского образования
85 лет Йошкар­-Олинскому медицинскому колледжу

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ