Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Движение под знаком непрерывности

Ежегодные темпы роста производства информационных технологий в стране составляют порядка 30 процентов, и потребность в работниках постоянно растет. Сейчас в отрасли заняты 1,5 процента трудового населения России, в то время как в наиболее развитых странах доля IT-кадров варьирует от 3 до 5 процентов.

Просмотров: 1607

В развитии информационных технологий, определяющих инновационное развитие страны, кадры решают все. Между тем дефицит IT-специалистов стал фактом неоспоримым: одна только отрасль связи и массовых коммуникаций страны сегодня готова трудоустроить 100 тыс. выпускников. Ежегодные темпы роста производства информационных технологий в стране составляют порядка 30 процентов, и потребность в работниках постоянно растет. Сейчас в отрасли заняты 1,5 процента трудового населения России, в то время как в наиболее развитых странах доля IT-кадров варьирует от 3 до 5 процентов.

Именно вопросы подготовки специалистов стали ключевыми на Х Всероссийской конференции «Преподавание ИТ в России», организованной Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) при содействии МГУ им. М.В. ломоносова и Российского союза ректоров.

Проблему решают профессионалы

Конференция сфокусировала внимание всех сторон, заинтересованных в совершенствовании преподавания в сфере информационных технологий: Министерства образования и науки, Министерства связи и массовых коммуникаций, IT-бизнеса, высших и средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ. Всего было зарегистрировано около 900 участников.

В предыдущие годы встречи проводились на базе Нижегородского, Марийского, Петрозаводского, Саратовского государственных университетов. В 2012 году участников конференции гостеприимно принял Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Инициатива, проявляемая АП КИТ и ее комитетом по образованию, привела к тому, что эта конференция стала традиционной. Пожалуй, ни одна из ассоциаций производителей продукции не проявляла подобной заинтересованности в подготовке кадров. В этом вопросе АП КИТ является несомненным лидером, и, что крайне важно, эта забота дает положительный результат.

Важной заслугой ассоциации является разработка профессиональных стандартов в области компьютерных технологий по ряду основных профессий. При активном участии специалистов компаний – членов АП КИТ проводятся экспертизы образовательных стандартов, учебных планов, примерных программ и профессиональных модулей по информатике.

Я хочу видеть этого человека!

Суперкомпьютер «Ломоносов» возглавляет рейтинг самых мощных компьютеров Восточной Европы. Его производительность составляет 1,7·1015 операций в секунду.
Применяется для решения сложнейших вычислительных задач в области климата, нанотехнологий, моделирования структур белка. Для ракетно-космической корпорации «Энергия» на суперкомпьютере были произведены расчеты обтекания перспективного космического корабля «Русь».

– Основной ресурс, узкое место софтверной индустрии, – обозначил болевую точку руководитель комитета по образованию АП КИТ Борис Нуралиев, – квалифицированные специалисты. Лично я ни разу не видел безработного программиста. Если такой и есть, его ждут, перспектива получения работы и соответствующей зарплаты для него оптимистична.

Государство и система образования сделали немало для кадровой поддержки отрасли, и, вопреки демографической тенденции к снижению общего количества учащихся, число бюджетных мест на IT-специальностях в вузах страны возрастает. Более того, Министерство образования и науки России последовательно реализует позицию «давать сильным вузам столько бюджетных мест по IT, сколько они смогут качественно готовить студентов», как и было обещано министром Андреем Фурсенко в июне 2010 года на заседании Союза ректоров.

Несмотря на привлекательность отрасли для молодежи, проблема по-прежнему остается нерешенной. Комитет АП КИТ по образованию произвел анализ потребности рынка в кадрах и пришел к выводу, что информационным компаниям ежегодно необходимо по 75 тыс. IT-специалистов.

– Дело не только в сложности обеспечения производства программистами, – отметил Б. Нуралиев, – но и в качестве подготовки выпускников, которые зачастую не готовы к практической работе.

Для решения этих проблем руководитель комитета предложил иные формы взаимодействия вузов и компьютерной индустрии: организацию преддипломной практики и дипломного проектирования в IT-компаниях, постановку перед студентами исследовательских задач, привлечение сотрудников компаний к преподаванию в вузах, разработку в Министерстве образования и науки стандарта базовых кафедр,
льготную сертификацию студентов. Борис Нуралиев, выразив признательность учителям, отметил, что АП КИТ давно и плодотворно взаимодействует с системой образования и считает необходимым расширить это сотрудничество. Нужно постоянное освоение знаний, а начинать обучение современным технологиям следует всё же не в вузе, а гораздо раньше. При этом преподавание информатики в школе должно быть направлено прежде всего на освоение фундаментальной составляющей – развитие у школьника алгоритмического мышления. В системе школьной подготовки ценнее знание математики, а не умение виртуозно владеть клавиатурой.

Детский сад, школа, далее – везде

Игорь ОДИНЦОВ, менеджер по стратегическому развитию INTEL в России:

– Конференция традиционно проходит под знаком компьютерного континуума, у которого две стороны: с одной – огромное количество модельных устройств, включая смартфоны, ноутбуки, планшеты, с другой – суперкомпьютеры, мощные центры обработки данных, куда поступает информация с мобильных устройств.

Образовательные программы следует строить по этому же принципу: существующие в INTEL курсы включают уровень знаний в области базовых навыков и уровень специализированных знаний, науку управления проектами.

В систему обучения фирмы входят студенческие лаборатории, молодежные школы и конкурсы. Обучение программированию в области параллельных вычислений производится, кроме курсов, в открытом доступе в Интернете. Система наставничества для студентов, лаборатории, поддерживающие университеты, конкурс инновационных проектов «У.М.Н.И.К.» – все это разные стороны работы по обучению компьютерным технологиям.

Информационные технологии являются наиболее динамично развивающейся областью деятельности, поэтому важно сохранить преемственность между курсами преподавания информатики на разных ступенях образования.

Формы получения знаний могут быть самыми разнообразными, но в одном участники конференции были единодушны: изучение IT должно происходить постоянно, на протяжении всей жизни.

Руководитель направления по работе с образовательными учреждениями фирмы «1С» Светлана Диго считает, что в современных условиях организацию обучения информационным технологиям необходимо вести непрерывно и последовательно, начиная с дошкольного образования и завершая постоянной переподготовкой кадров. При этом должна быть оформлена четко определенная концепция: что включается в программу школьного обучения, какие знания нужно давать в вузах.

Один из путей повышения уровня подготовки школьников – обучение программированию через систему дополнительного образования. В фирме в 2011 году в качестве эксперимента организовали обучение десяти-четырнадцатилетних детей сотрудников программированию в проектной форме.

В учебный процесс, несомненно, следует вводить внеаудиторные формы работы, стимулирующие студентов и преподавателей: «1С» традиционно проводит олимпиаду по программированию, конкурс дипломных проектов, Интернет-курсы, телеконференции, вебинары, обучение в рамках кейс-технологий.

Компьютерный мир меняется на глазах: сегодня невозможно успешно вести научные разработки по компьютерному моделированию лекарств, созданию новой космической техники, определению размеров углеводородных месторождений и многому другому без соответствующей обработки данных на сверхмощных компьютерах нового поколения. Достаточно привести такой пример: на проектирование современного самолета по прежним технологиям требуется пять-шесть лет, а при использовании сверхтехнологий, как это делается во Франции, уходит всего полгода.

Формирующемуся направлению в области преподавания информационных технологий был посвящен доклад декана факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, академика РАН Евгения Моисеева: в связи с развитием суперкомпьютерных технологий требуется кардинальное изменение основ преподавания в области вычислительных наук. Необходимо обучение параллельной обработке данных. Эту задачу ставит проект «Суперкомпьютерное образование» комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, головным исполнителем которого является Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

Для реализации проекта в стране создана национальная система научно-образовательных центров суперкомпьютерных технологий, разработан свод знаний и умений, подготовлено учебно-методическое обеспечение и реализуется программа переподготовки и повышения квалификации кадров.

Во всесторонней деятельности по формированию нового подхода к подготовке специалистов задействованы 63 университета, а также 47 зарубежных организаций из стран.

Учебные занятия имеют самые разнообразные формы: курсы, семинары, переподготовка кадров. Для жителей удаленных районов был создан Интернет-университет, в котором, используя дистанционное обучение, суперкомпьютерное образование получили жители более 100 городов. Академик Е.И. Моисеев считает, что изучение параллельных вычислительных технологий должно быть самостоятельным направлением и начинаться с младших курсов.

Смотреть и мыслить глобальнее

На примере своей организации, отметившей в прошлом году столетие, генеральный директор IBM в России и СНГ Кирилл Корнильев поделился простым рецептом долголетия: долгосрочный успех предприятия – результат дальновидного управления. Любая организация является изменяющейся структурой и должна адаптироваться к постоянно меняющемуся миру: к изменениям в экономике, в технологиях и в то же время сохранить свою сущность.

Но подход к развитию должен быть глобальным и для развития предприятия, и в плане повышения квалификации: работник современной IT-индустрии должен быть не просто знающим свое дело специалистом, а прежде всего умеющим работать с людьми, обладающим лидерскими качествами. А еще – быть хорошим человеком и гармоничной личностью. Следовательно, для успеха в XXI веке, помимо глубоких профессиональных знаний, нужно видеть, что мы даем будущим специалистам для умения работать и жить в обществе.

Историей движут технологии. Всем известно, какой великий путь прошли информационные технологии за прошлый век. В 2002 году не существовали 8 из 10 самых востребованных в 2010 году профессий IT. Значит, необходима адаптация в области технологий.

Подход к подготовке специалистов в условиях сегодняшней нехватки кадров должен быть несколько иным: нашей системе образования необходимо готовить элитных специалистов, стоящих на верхушке пирамиды знаний, – наиболее подготовленных, думающих людей. Нехватку же программистов среднего звена можно будет временно закрыть с помощью заказов на выполнение работ в странах третьего мира.

Так ли мы учим наших детей? Южная Корея, которая сегодня сделала ставку на обеспечение школьников ноутбуками, уже планирует переход к персональным планшетным компьютерам, которые заменят школьникам все учебные принадлежности и станут для них и школьной доской, и местом диалога с учителем, и учебником.

Директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» Дмитрий Изместьев высказал парадоксальную, на первый взгляд, мысль, что в наши дни обучение компьютеру происходит ради обучения компьютеру:

– Когда начиналось компьютерное образование, мы думали: вот бы было замечательно, чтобы компьютер изменил образование как таковое. Надеялись, что компьютер поможет лучше учиться, сделали для этого все возможное.

Но получилось ли? Студенты как учились, так и учатся. Как сдавали экзамены, так и сдают, лучше не стали. Используют компьютер так, как использовали бы лопату, которую придумали только для того чтобы учиться копать.

Что сделать, чтобы компьютер стал инструментом, который повышает качество образования? Поможет только персональное обучение с индивидуальным подходом к каждому слушателю, использование интерактивных учебников, применение мобильного компьютерного класса, когда за считанные минуты любая аудитория превращается в оборудованный IT-кабинет.

Алгоритмы разные, результат – один

За последний год прирост вакансий для молодых специалистов вырос на 44 процента. Если заглянуть в недалекое будущее и задаться вопросом: какие специалисты будут нужны завтра? В первую очередь способные быстро и постоянно обучаться, умеющие работать в команде, обладающие самомотивацией. Наиболее востребованным на рынке труда является направление «Программирование, разработка».

Несомненно, на обеспечение кадрами отечественной софтверной индустрии влияют миграционные потоки специалистов, сказывается и то, что часть молодежи стремится получить образование за границей. Но общей тенденции это не изменит: большинство абитуриентов будет учиться в российских вузах, а основная часть выпускников останется работать в стране.

Однако проблему, поднятую на конференции, нужно решать всем заинтересованным сторонам вместе. Непрерывность и преемственность образования, обучение не только в стенах института и довузовских учебных заведениях, но и непосредственно в фирмах-производителях, курсовая переподготовка, совместная деятельность школы и производства, дистанционное обучение, разнообразные методики преподавания… Все это будет работать на конечный результат – развитие IT-технологий, развитие нашей страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Формирование механизма международного сотрудничества в системе СПО
В Москве состоялась конференция «Цифровая трансформация образования»
МГУ и СПбГУ запустят совместные программы по развитию квантовых технологий
IT – глобальный вызов для исторической науки
В Тульской области состоялось заседание Совета ректоров
Веское слово учителей математики
Подготовка медицинских кадров в свете новых ФГОС
Информационные технологии – реалии времени
IT-кадры: ступени образовательного роста
Региональное образование: вызовы времени и актуальные решения

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ