Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Экспресс-форум: проблемы IT-образования

За последние годы проблемы развития IT-отрасли и подготовки кадров для этой сферы обсуждались неоднократно. Заинтересованность государства в развитии информационных технологий подтверждает увеличение в два раза за последние семь лет бюджетных мест в вузах по профильным направлениям подготовки. Серьезные проблемы, однако, остаются.

Просмотров: 4185

За последние годы в России проблемы развития информационного общества, IT-отрасли и подготовки квалифицированных кадров для этой сферы обсуждались неоднократно, в том числе и на самом высоком уровне. Можно констатировать, что подвижки есть.

«Информационно-телекоммуникационные системы» указом Президента РФ в 2011 году названы среди приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ. В марте 2012 года вступил в силу федеральный закон, который ввел в рамки правового поля применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Заинтересованность государства в развитии информационных отраслей – будущей основы «экономики знаний» – подтверждает и увеличение в два раза за последние семь лет бюджетных мест в вузах по профильным направлениям подготовки.

Серьезные проблемы, однако, остаются.

Редакция «АО» попросила представителей вузовского сообщества ответить на следующие вопросы:

  1. Разделяете ли вы точку зрения о том, что IT-образование должно играть роль катализатора в развитии всей системы образования? Какие проблемы в обеспечении качества этого образования вы считаете главными? Каковы, по вашему мнению, пути их решения?
  2. Каким вы видите контент взаимодействия IT-бизнеса и системы профессионального образования (в том числе с учетом опыта работы вашего вуза)? В частности, как вы оцениваете разработанные объединением работодателей профессиональные стандарты в области IT? Достаточное ли это условие для эффективного сотрудничества образовательной системы и бизнес-сообщества?
  3. Как вы оцениваете перспективы реализации нового федерального закона, который ввел в рамки правового поля применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий?

ЧВАНОВА Марина Сергеевна, проректор по образовательной политике и инновациям Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, доктор педагогических наук, профессор

– (1) Безусловно, IT-образование является катализатором системы образования. Это факт, который сложно оспорить. Динамика развития индустрии IT такова, что она дает импульс дальнейшим направлениям развития ряда областей знаний, так или иначе связанных с образованием. Мы живем в мире «плохо поставленных задач», а когда задачи плохо поставлены – сложно говорить об эффективности их решения и выборе его оптимального пути, проблематично освободить трудовые ресурсы от рутины и найти возможности для творчества.

Индустрия IT способствует, как минимум, структуризации «плохо поставленных задач», выделению той ее части, которая может быть поручена компьютеру. Процедура структуризации – задача, которая ложится на плечи опытных специалистов высокого уровня, хорошо понимающих не только свою предметную область, но и возможности IT. Пожалуй, на сегодняшний день отсутствие специалистов, способных структурировать профессиональную задачу, – одна из острейших проблем, тормозящих использование и развитие IT, в том числе в образовании.

В качестве примера можно привести развитие технологий дистанционного обучения. Обычно в системе дистанционного обучения размещают слегка переработанные учебники и лабораторные работы для студентов-гуманитариев, а также лекции, озвученные «говорящей головой». Вместе с тем, необходимо подключать к этой системе часть модулей и для студентов наукоемких специальностей. Например, хирургические операции в интерактивном режиме, исследование наноматериалов с использованием лазерных микроскопов, наблюдение за биологическими объектами в течение длительного периода и многое другое, не говоря уже об организации совместной международной проектной деятельности студентов в сети по самым перспективным направлениям науки и технологий. Постановка задач – процесс трудоемкий и дорогостоящий. Чем качественнее она, тем лучше и качественнее результирующий процесс обучения.

Что касается IT-образования, то обеспечение его качества зависит от постоянной динамики финансовых, технологических, методических, кадровых ресурсов, обеспечивающих образовательный процесс. Эта отрасль требует финансовых затрат на преподавателей иного рода – как только мы начинаем экономить на специалистах, лучшие из них находят работу в другом сегменте рынка труда. В настоящее время система образования чрезмерно экономна по отношению к специалистам наукоемких специальностей и чрезмерно щедра к оплате труда преподавателей по подготовке юристов и экономистов, ведь они приносят прибыль с наименьшими затратами.

Количество бюджетных мест за последние семь лет по профильным направлениям информатики удвоилось, но их финансовое обеспечение сравнимо с гуманитарными специальностями. Так, на одного бакалавра по направлениям «230700 «Прикладная информатика» – 60,2 тыс. рублей и «010400 «Прикладная математика и информатика» – 63,8 тыс. рублей, а по направлению «071800 «Социально-культурная деятельность» – 83,4 тыс. рублей и «080200 «Менеджмент» – 60, тыс. рублей. Налицо чрезмерно экономное финансирование.

– (2) Пусть не обижаются работодатели, но их компетенций при формировании модели специалиста по информатике недостаточно. Специалист в России всегда ценился умением быстро адаптироваться к новым условиям труда и перспективным направлениям развития отрасли. Поэтому над разработкой модели специалиста (набора необходимых компетенций) трудились специалисты-ученые в области профессионального образования совместно с УМО вузов по этому направлению и ведущими учеными предметной области.

Интерес работодателей оправдан, понятен. Вузы также заинтересованы в сотрудничестве с ними. Вместе с тем важно учитывать, что индивидуальная работа работодателей по формированию набора компетенций специалиста по информатике исходит из конкретной потребности конкретного предприятия, в лучшем случае – будущего развития этого предприятия. Поэтому набор представленных компетенций, как правило, слишком конкретизирован и через пять лет подготовки устаревает.

Любой труд работодателей принимается с благодарностью и оценивается высшей школой по достоинству, но его результаты не могут являться единственным эталоном, поскольку процесс подготовки специалиста с будущим – дело чрезвычайно ответственное и требует вмешательства специалистовученых в области профессионального образования и их оценки.

То есть важно понимать различие между стандартами подготовки по направлению (образовательные стандарты) и профессиональными стандартами. К сожалению, часто эти термины путают.

– (3) Только положительно можно оценивать перспективы реализации нового федерального закона! Практика развития технологий дистанционного обучения давно опережала развитие его нормативно-правовой базы. Теперь все приведено в соответствие.


ПОПОВ Алексей Михайлович, директор Института информатики и телекоммуникаций Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнёва, доктор физико-математических наук, профессор (г. Красноярск)

– (1) За счет гибкости и способности интегрировать лучшие примеры развития из различных областей IT-образование может стать моделью современного непрерывного образования: от школьного до послевузовского и дополнительного. Причем короткий жизненный цикл знаний в этой области вынуждает применять современные методики. Информационные технологии пронизывают практически все отрасли человеческой деятельности. Надежность и эффективность IT-средств, квалифицированность специалистов этой сферы особенно важны для наукоемких отраслей промышленности, бизнеса. Ни одно производство, ни один бизнес-процесс, ни одно исследование невозможно без информационных технологий. Спрос на IT-специалистов неуклонно растет, требования к ним повышаются, а эти факторы в свою очередь являются движущей силой развития IT-образования.

Современные информационные технологии развиваются настолько стремительно, что одной из основных проблем при подготовке IT-специалистов становится необходимость поддержания соответствующего уровня оснащения учебного процесса и, в первую очередь, с технической точки зрения. Поэтому необходимость постоянного обновления технического оснащения – в условиях экономии средств – является актуальной проблемой. Тесное сотрудничество вузов и IT-компаний способствовало бы ее решению хотя бы частично.

– (2) Конечно, в первую очередь хотелось бы выйти на прямое участие работодателя в жизни университета, сопровождение студента от первого курса до последнего, формирование образовательной траектории, участие в образовательном процессе путем создания лабораторий, проектных групп, проведения практик и стажировок. Хорошим примером взаимодействия вуза с IT-сферой является тесное сотрудничество нашего университета с ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва (ОАО «ИСС»). В Институте информатики и телекоммуникаций СибГАУ мы готовим по заказу предприятия специалистов, бакалавров и магистров по направлениям «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», «Информационная безопасность» и «Информационная безопасность телекоммуникационных систем».

За каждым студентом закрепляется руководитель не только от вуза, но и от предприятия. Часть студентов-магистрантов совмещают учебу с работой на предприятии. Все студенты целевого набора проходят различные виды практики в ОАО «ИСС». Профессиональные стандарты в нынешнем виде могут давать ориентир в развитии моделей IT-образования, но нуждаются в согласовании с ФГОС и реальными компететностными моделями вузов, чтобы приносить прямую пользу. Конечно, сами по себе стандарты – это только первый шаг к взаимодействию. Кроме стандартов, необходимо нарабатывать и совершенствовать технологии их обеспечения. И следует учитывать, что с накоплением опыта неизбежно изменение самих стандартов. И если технологии актуализации стандартов работать не будут, то взаимодействия как такового не состоится.

– (3) Закон оцениваю в целом положительно. Он позволяет подойти к формированию образовательной траектории более гибко, реализовывать дополнительные возможности в послевузовском, дополнительном образовании, довузовской подготовке. Путем развития электронного обучения – при условии эффективной работы преподавателей, персонала вузов и студентов – можно достичь нового качества заочных и дистанционных курсов. С другой стороны, принятый закон может существенно увеличить количество предлагаемых образовательных услуг посредством дистанционного образования с неизбежным ухудшением качества самого образования.


ДОКУЧАЕВ Илья Игоревич, проректор по связям с общественностью Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, доктор философских наук, профессор

– (1) Полагаю, что информационные технологии – важнейшая составляющая культуры XXI века. Наряду с нанотехнологиями, биотехнологиями и когнитивными технологиями, они составляют ядро современной науки. Интернет, социальные сети, виртуализация человеческих качеств и аналоговые виды искусства дополняют научные достижения, составляя единую картину нового социокультурного периода в истории человечества. Ценности нового поколения выражаются именно в глобальном перформансе информационного мира. Образование не может быть и не будет в стороне от этих процессов – оно все больше становится их частью как в отношении собственного содержания, так и в отношении методов обучения.

Основные проблемы в обеспечении качества IT-образования в России – слабая оснащенность соответствующими ресурсами значительной массы населения, особенно это касается отдаленных регионов страны. Нехватка компьютеров, качественного доступа к Интернету – все это тормозит развитие современных образовательных технологий. Другой важнейшей проблемой является отсутствие достаточной нормативной базы, которая сегодня позволяла бы реализовывать новые информационные образовательные технологии. Основной путь разрешения этих проблем – комплексная программа развития информационных технологий, включая и их образовательный сегмент. В своей основе она должна быть государственной, но обязана опираться на общественные инициативы и бизнес-сообщества, заинтересованные в решении кадровых проблем и социально-экономическом развитии своих регионов.

– (2) Сегодня в нашем университете нет ни одного факультета, образовательные программы которого не реализовывались бы на основе значимого участия информационных технологий. Инженер наших дней не вычерчивает свои проекты на ватмане, он работает со сложнейшим программным обеспечением. То же самое следует сказать и о социологах, и об экономистах, и даже о гуманитариях.

Однако в университете имеется и специализированный факультет компьютерных технологий. Мы стараемся обновлять наше учебное оборудование и программное обеспечение, выделяя на это значительные средства, однако все-таки отстаем от уровня современного производства. Чтобы решить эти проблемы, мы активно используем наши связи с бизнес-сообществом, создавая профильные классы в школах, малые факультеты, базовые кафедры на производстве, программы производственной и учебной практики. Мы привлекаем представителей бизнеса и к формированию содержания наших образовательных программ. ФГОС третьего поколения позволяют учесть многие требования региональной экономики. Профессиональные стандарты в области информационных технологий оказывают несомненную помощь в совершенствовании структуры и содержания подготовки специалистов высокого уровня для всех сфер производства.

– (3) Дистанционные образовательные технологии – одна из хорошо зарекомендовавших себя за рубежом форм подготовки специалистов. Поэтому их активное внедрение в России – неизбежный и полезный процесс. Техническое и нормативное обеспечение этого процесса – слагаемые его успеха. Образование в течение всей жизни – один из безусловно позитивных принципов Болонской декларации, отвечающий требованиям мобильности сегодняшнего дня. И дистанционные технологии – важнейший способ его реализации.

Однако сегодня в России наблюдается общее снижение качества подготовки выпускников вузов, связанное с катастрофическим недофинансированием системы образования. Подобная ситуация даже лучшие образцы педагогических технологий, включая IT-технологии, способна превратить в отвратительную пародию.


ШУБИН Николай Евгеньевич, ректор Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), доктор химических наук, профессор (Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ)

– (1) Безусловно, IT-образование может и должно быть катализатором в развитии всей системы образования. В последние два десятилетия сформировалась тенденция активной информатизации общества, основанная на революционном развитии информационных технологий, буквально вторгающихся во все сферы деятельности человека. Соответственно, возросла и потребность в квалифицированных кадрах, обладающих современными знаниями и навыками грамотного применения новейшей техники, причем не только в IT-секторе, но и во всех отраслях экономики и социальной сферы.

Рынок товаров и услуг в области информационно-коммуникационных технологий является одним из крупнейших в мире и имеет постоянную тенденцию к росту. В этом смысле пришло время, когда сам подход к образовательным технологиям, системе обучения тоже должен быть изменен в сторону большей гибкости, адаптивности к современным инструментам обучения и использования прогрессивных инновационных подходов.

В нашем университете, например, принята и воплощается политика освоения студентами всех направлений обучения информационной компетенции, имеющей три уровня: базовый – гарантирующий уверенное владение общим программным обеспечением; углубленный – в рамках которого осваиваются специальные программные продукты для инженерных, экономических расчетов; и уровень IT-специалиста – определяющий специальные знания и навыки владения языками и технологиями программирования. Сдача сертификационного экзамена на информационную компетентность осуществляется пока на факультативной основе с использованием практических заданий и только комиссионно. Как результат – полученные отзывы работодателей, отмечающих готовность вчерашних выпускников университета к практической работе с информационными технологиями.

– (2) Для подготовки выпускников, соответствующих реальным требованиями работодателей, необходим постоянный контроль потребностей бизнес-сообщества. Для повышения качества IT-образования совершенно необходим постоянный контакт с работодателями, представителями IT-бизнеса. Этот контакт должен быть многогранным, заключающимся и в независимой оценке профессиональных компетенций студентов, и в периодической корректировке содержания учебных дисциплин, и в предоставлении вузу для использования в учебном процессе современных программных продуктов, и в участии представителей бизнес-партнеров непосредственно в учебных занятиях. Образовательный процесс сам по себе должен быть разнообразен. Но когда в нем присутствуют такие неординарные формы, когда он касается самых последних достижений самой передовой отрасли, у студентов вырабатывается устойчивая потребность в новых знаниях – равнодушных почти не остается.

В качестве примера отмечу, что очень большой популярностью не только среди наших студентов, но и работодателей региона пользуется учебный курс по администрированию сетей, который ведется в СКГМИ (ГТУ) в рамках программы сетевой академии Cisco. Такое же сотрудничество реализуется вузом и по другим образовательным проектам компаний Microsoft, Softline, АйТи.

Разработанные работодателями профессиональные стандарты в области информационных технологий регламентируют требования к профессиональной подготовке IT-специалиста. Появление их закономерно и необходимо. Грамотная организация учебного процесса в соответствии с систематизированным набором требований к специалисту, изложенных в стандартах, как раз и позволяет добиться универсальности и взаимопонимания в отношениях «вуз – IT-бизнес». Что касается условия достаточности, то образовательному учреждению, особенно готовящему IT-специалистов, очень трудно организовать учебный процесс без активной помощи компаний.

– (3) Введение в рамки правого поля применения электронного обучения позволит осуществлять контроль над существующими центрами дистанционного образования и тем самым повысить уровень подготовки по этой форме обучения. Вполне закономерно ожидать в ближайшее время роста спроса на образовательные услуги в формате дистанционного обучения. Тем более что техническое перевооружение предприятий и широкое использование информационных технологий в деятельности организаций и учреждений предъявляют жесткие требования к профессиональному обучению работников без отрыва от производства.

На наш взгляд, дистанционные образовательные технологии пока должны применяться для подготовки определенных категорий обучающихся. Электронное обучение, безусловно, эффективно для взрослых людей, которые хотят получить второе или дополнительное образование, повысить квалификацию, пройти отдельный учебный курс. Другая особая категория обучающихся по дистанционным технологиям – люди с ограниченными физическими возможностями. В этом случае применение методов электронного обучения необходимо и полностью оправдано, включая индивидуальный подход преподавателя к каждому обучающемуся.

В целом электронное обучение – это позитивная и современная тенденция в образовании, отвечающая реалиям нашего времени, эффективность которой зависит от правильной системы оценки знаний обучаемых и качества учебно-методических материалов.


ШАММАЗОВ Айрат Мингазович, ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета, доктор технических наук, профессор

– (1) Ответ очевиден. Вопрос в другом: каким именно образом применять современные информационные технологии во всех сферах жизни общества, включая образование? Основной проблемой сегодня является необходимость обеспечения реальной интеграции науки, образования и производства с учетом взрывного характера развития IT-сектора.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что традиционные подходы, основанные на разработке единых стандартов, внедрении их в учебный процесс, разработке на этой основе рабочих учебных планов и программ с последующим наполнением их конкретным содержанием, могут привести к отставанию от современных требований к IT-образованию. Можно привести в пример преподавание таких дисциплин естественнонаучного и математического циклов, как математика, физика, теоретическая механика и т.п., в процессе которого используются и результаты последних научных исследований, и полученные в прошлом. В то же время при преподавании информатики сегодня не используется целый ряд программ, разработанных в прежние годы и благополучно забытых: например, редактор Chi-Writer и операционная система MS-DOS.

Для того чтобы обеспечить соответствие содержания и уровня преподавания IT-дисциплин требованиям сегодняшнего дня, необходима серьезная, кропотливая повседневная работа по организации реального взаимодействия между потенциальными работодателями и вузами. Формы этого взаимодействия могут быть самыми разными: организация производственной и преддипломной практики, разработка вариативных или дополнительных профессиональных образовательных программ в области современных информационных технологий, учитывающих сегодняшние и перспективные потребности производства и бизнес-сообщества, организация тематических порталов, чатов и форумов в сети Интернет, создание базовых кафедр на предприятиях и прочее.

– (2) Разработанные объединением работодателей профессиональные стандарты в области IT – это, безусловно, значительный шаг, позволяющий уточнить перечни профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников вузов, осуществляющих подготовку кадров для отрасли. Кстати, эти стандарты оказали большую помощь нашему университету в разработке и совершенствовании рабочих учебных планов и программ дисциплин основных профессиональных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры по направлению «Информатика и вычислительная техника», а также реализуемых вузом соответствующих IT-дисциплин по всем специальностям и направлениям подготовки.

Однако профессиональные стандарты – только первый шаг, который можно рассматривать скорее как инструмент достижения цели, а не саму цель. Главным критерием оценки качества подготовки специалистов, на наш взгляд, должно быть не соответствие их знаний, умений и навыков требованиям тех или иных стандартов (независимо от качества последних), а реальная востребованность выпускников вузов и их конкурентоспособность на российском и зарубежном рынках труда.

Как же достичь соответствия выпускников вузов требованиям реальной экономики?

Подчеркнем еще раз, ключом к решению проблемы является реальное взаимодействие бизнеса и образования. Назовем его конкретные формы. Первое, организация курсового и дипломного проектирования для решения актуальных проблем конкретных предприятий, организаций и т.п. Здесь важно то, что речь идет о взаимодействии на уровне «конкретное предприятие – конкретная кафедра», поскольку у потенциального работодателя появляется реальная возможность всесторонне оценить будущего выпускника. Интересы кафедры также
прозрачны: студенты занимаются решением реальных производственных задач, а не анализом придуманных кем-то проблем. Второе, возможно подключение студентов к разработке виртуальных тренажеров, разнообразных обучающих систем для персонала непосредственно на производстве. Третье направление заключается в целевом обучении  сотрудников предприятий в области современных IT, оказании квалифицированной помощи в освоении нового программного обеспечения. В некоторых случаях следует считать целесообразной организацию стажировок профессорско-преподавательского состава на предприятиях отрасли. Далее, в результате такого взаимодействия, мощный толчок может получить организация научных исследований в вузе, поскольку у преподавателей появляется возможность принять участие в решении актуальных научных и производственных проблем. Перечень может быть продолжен.

– (3) Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (ДОТ), несомненно, расширяют возможности применения современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и проведении научных исследований, позволяют увеличить контингент слушателей, обучающихся по программам ДПО, содействуют экспорту образовательных услуг. Опыт многих стран, в первую очередь Республики Корея, Австралии, Сингапура, Южно-Африканской Республики, США и Великобритании, демонстрирует высокую экономическую эффективность широкого внедрения в образовательный процесс электронного обучения и ДОТ. Значительная часть доходов от реализации образовательных услуг в этих странах, исчисляемых десятками и сотнями миллиардов долларов, обеспечивается за счет использования названных образовательных технологий.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
В Москве состоялась конференция «Цифровая трансформация образования»
Региональное образование: вызовы времени и актуальные решения
IT-кадры: ступени образовательного роста
Экспресс-форум: СПО в условиях децентрализации
Информационные технологии – реалии времени
Экспресс-форум: применение результатов интеллектуальной деятельности
IT – глобальный вызов для исторической науки
Экспресс-форум: кризис и антикризисные меры
Движение под знаком непрерывности
Smart Society? Smart Society…

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 3 Оставить комментарий
НАСТЯ Незарегистрированный пользователь
ВАМ ВСЕМ ЭТО ПРИГОДИТСЯ!!!

2015-05-26 13:21:23 Ответить пользователю

Иван Иванович Незарегистрированный пользователь
Ответ пользователю: Алексей
Алексей, конечно и такое присутствует. Но истина,как всегда, посередине.
Ваше мнение легко переносится на любого современного выпускника. Филологи и лингвисты - безграмотные, не то что информатики. ЕГЭ и десятилетняя "реформа образования" сделала свое дело. Специалисты предупреждали об этом давно, но наши всемогущие "менеджеры высокого уровня" все и сами всегда знают, зачем им мнение специалистов.
К счастью не все студенты одинаково "туги", есть и очень хорошие ребята - с ними и можно работать во всех направлениях.

2013-05-05 22:09:06 Ответить пользователю

Алексей Незарегистрированный пользователь
Многабукаф. Всё проще. Современные ИТ-выпускники ни чёрта не смыслят - ни в методологии, ни в маркетинге, ни в экономике. Совершенно не умеют писать грамотно на элементарном русском языке. Менеджмент - ноль. Рефлексия, управление проектами, финансовый менеджмент, управленческий учёт - ноль. Их учат только ковырять коды и паять железо. Вот и корень проблемы.

2013-01-11 18:39:21 Ответить пользователю

Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ