Экспресс-форум: применение результатов интеллектуальной деятельностиЗакон о малых предприятиях предоставляет право бюджетным учреждениям науки и образования создавать структуры для вовлечения научных исследований в хозяйственный оборот, входить в состав фирм, занимающихся практическим внедрением результатов интеллектуальной деятельности. Просмотров: 3351
В июле 2009 года был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», который для краткости иногда именуют законом о малых предприятиях. Он предоставляет право бюджетным учреждениям науки и образования создавать структуры для вовлечения научных исследований в хозяйственный оборот, а также на определенных условиях входить в состав фирм, занимающихся практическим внедрением результатов интеллектуальной деятельности. На закон возлагаются большие надежды. По мнению министра образования и науки РФ А. Фурсенко, малые предприятия при университетах и академических институтах будут играть главную роль в развитии инноваций в период кризиса и позволят дополнительно создать 25-30 тыс. рабочих мест. А директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина считает, что новый закон даст возможность реализовать свой потенциал как уже существующим, так и новым рабочим группам, выполняющим заказы на научные разработки в сфере высоких технологий. Например, Высшая школа экономики, где работает около 20 научных подразделений, уже сегодня имеет заказы на научные разработки на общую сумму до 1,5 млн. рублей.
– (1) Профессорско-преподавательскому составу, научным кадрам, аспирантам и студентам высших учебных заведений новый закон дает реальную возможность на практике познакомиться с проектной формой инновационной деятельности. Она заключается в движении от идеи к конечному коммерческому продукту и предусматривает интеллектуальный рост всех участников этого процесса, обусловленный необходимостью приобретения ими дополнительных знаний, умений и навыков в различных областях знания, требуемых проектом. – (2) Планируем создание, сопровождение и освоение перспективных нанотехнологических разработок за счет тесной интеграции фундаментальной и прикладной науки, образовательной деятельности, а также долговременного партнерства и сотрудничества с промышленными предприятиями, образовательными учреждениями, научными центрами и административными органами на территории Центрально-Черноземного округа. – (3) На мой взгляд, к трудностям относятся:
– (4) Нуждаемся в финансовых вливаниях со стороны вуза (или других инвесторов) в течение времени, необходимого для выхода на самоокупаемость. Данные средства пойдут, в частности, на разработку новых технологий и продуктов, а также на совершенствование имеющихся. Нужна помощь в ведении бухгалтерского учета, а также оказании консалтинговых услуг в области маркетинга, менеджмента и рекламно-информационной деятельности. На федеральном или региональном уровнях необходим закон о льготном налогообложении малых предприятий, созданных на базе вузов и НИИ. Срок таких льгот должен составлять не менее пяти лет. – (5) Зарубежный опыт показывает, что при достаточно высоком уровне первоначальных финансовых вложений в предприятия, работающие в сфере высоких технологий, они становятся рентабельными минимум через три года. Сможет ли малое инвестиционное предприятие противодействовать кризису? Скорее всего, нет, поскольку в нашей стране такого рода структуры только начинают появляться, и механизмов эффективного управления ими еще не создано. Кроме этого, малые предприятия очень чувствительны к экономическим потрясениям: как внутренним, так и внешним. Немаловажным является и тот факт, что руководители большинства потенциально возможных «ООО от науки» не имеют опыта административно-хозяйственной работы.
– (1) Закон о малых предприятиях предоставляет учреждениям науки и образования большую самостоятельность (в том числе, финансовую), поскольку позволяет не только разрабатывать научно-исследовательские проекты и выполнять хоздоговорные исследования, но и принимать участие во внедрении результатов исследований, пользоваться продуктами деятельности и получать отдачу (в частности, коммерческую прибыль) от реализации проектов. Помимо прочего, это будет обеспечивать своевременную обратную связь для разработчиков продукта и стимулировать дальнейшую научно-исследовательскую деятельность. – (2) В планах разработка интеллектуального – научно-образовательного, учебно-методического и прочих – продукта, имеющего социально-педагогическое значение, а именно:
– (3) Основными заказчиками и партнерами Института педагогики и социальной работы являются образовательные и социальные учреждения области. Они недостаточно финансируются, вследствие чего с ними сложно заключать коммерческие договоры. Кроме того, многие проекты, разрабатываемые сотрудниками и студентами Института педагогики и социальной работы, являются социально значимыми, их основная ценность – благотворительность по отношению социально незащищенным слоям населения. Это также препятствует коммерческой отдаче при реализации проектов. – (4) Необходимы службы продвижения инновационных продуктов на рынок, нормативная защита интеллектуальных прав разработчиков, нормативные основы и механизмы деятельности малых предприятий в научно-образовательном государственном учреждении.
– (1) К новым возможностям, предоставляемым законом, можно отнести самостоятельное практическое применение результатов интеллектуальной деятельности, а также некоторую свободу по формированию уставной деятельности. – (2) В планах регистрация программных продуктов, выход с ними на рынки продаж, получение заказов на исследовательскую деятельность, в том числе с применением разработанных оригинальных методик (ноу-хау). – (3) Согласно официальным рекомендациям (http://mon.gov.ru/dok/akt/5601/), процедура государственной регистрации малых предприятий весьма сложна и длительна. Кроме того, трудности может вызвать работа по регистрации интеллектуальной собственности. С другой стороны, непонятна роль коллектива хозяйственного общества в управлении собственными финансовыми средствами. – (4) Необходима помощь в государственной регистрации хозяйственного общества и привлечении соучредителей. – (5) На мой взгляд, реальная отдача от деятельности малых предприятий возможна через год, если хозяйственные общества будут самостоятельными в планировании свой деятельности и распределении доходов.
– (1) Да, предоставляет. – (2) После защиты диссертации, посвященной использованию отходов производства рапсового масла, я намерена оформить авторское свидетельство. – (3) Основные трудности обусловлены хроническим недостатком времени. – (4) Привыкла рассчитывать на свои силы. – (5) Объектом приложения результатов исследований могло бы стать сельское хозяйство, где не хватает, как правило, средств на консервацию техники и еще – веры в эффективность предлагаемых мер.
– (1) Закон представляет новые возможности для организации коммерческой деятельности бюджетных организаций, так как обеспечивает этому юридическую основу. Более определенно сказать не могу, не уловила его сущностные преимущества для себя. – (2) Есть большое желание реализовать имеющиеся и планируемые разработки, но пугают организационные трудности. – (3) Создание структур для вовлечения научных исследований в хозяйственный оборот, а также вхождение в состав фирм, занимающихся практическим внедрением результатов интеллектуальной деятельности, требует тщательного изучения данного вопроса. Для этого у меня – как, наверное, и у многих других – крайне не хватает элементарных знаний по юриспруденции и экономике. Приобретение таких знаний и их реализация требуют времени, которого всегда и всем не хватает. Точнее, нет уверенности, что усилия будут предприняты не впустую. – (4) На мой взгляд, выходом является создание общей для всех желающих структуры (предприятия, фирмы), где автор инновационного продукта будет иметь возможность его реализации, не отягощая себя организационными, юридическими и другими проблемами. Естественно, что и доход автора будет незначителен. Со временем, когда реализация продукта станет успешной, желание получить определенную самостоятельность и увеличить прибыль от реализации заставят инноватора преодолеть психологический барьер по созданию собственного предприятия. И только в этом случае потребуется нормативная и методическая помощь более успешных коллег. – (5) Думаю, что уже имеющиеся инновационные разработки могут существенно увеличить доход их автора и реализующей фирмы и, таким образом, противодействовать кризису. Как правило, созданные продукты высоко востребованы, поэтому необходимость рекламы, особых условий внедрения и т.п. не будет служить препятствиями для реализации. Другими словами, отдача появится практически сразу, как только будет создана реализующая структура.
– (1) Если говорить о стране в целом, то закон, скорее всего, дает новые возможности. Сотрудники Академии экономики и предпринимательства, на мой взгляд, существенных дополнительных возможностей не получат, так как в рамках инновационно-образовательной программы создано множество центров, в которых возможно осуществление хоздоговорной деятельности с потенциальными заказчиками. – (2) Результаты интеллектуальной деятельности нами преобразуются в программы элитарного образования. Эти программы представляют собой дополнительные образовательные услуги, которые реализуются заказчикам по традиционным и достаточно эффективным схемам. – (3) Трудности: 1) Новые требования к учебному процессу (модульная система, усиление роли самостоятельной подготовки студентов и, следовательно, больший объем деятельности по проверке работ студентов) существенно сокращают свободное время преподавателей. Если они будут активно участвовать в функционировании малых фирм, это может сказаться на качестве учебного процесса. 2) Достаточно существенная часть малых предприятий разоряется еще на начальном этапе их существования. Как будет себя ощущать «разорившийся» преподаватель и как это отразиться на его основной деятельности, прогнозировать трудно. – (4) Хотелось бы ознакомиться с юридической оценкой именно реальных дополнительных возможностей, которые дает этот закон. – (5) По поводу отдачи однозначно ответить нельзя. С одной стороны, малые инновационные предприятия вряд ли станут средством противодействия кризису, так как покупателей наукоемкой продукции в нашей стране не очень много. К тому же, полтора миллиона у Высшей школы экономики совсем не впечатляют. С другой стороны, закон, безусловно, дает новые возможности ученым, способным на разработку инновационных продуктов, а также на их успешную коммерческую реализацию.
– (1) Возможно, закон и предоставляет новое. Однако пока меня удовлетворяет та форма реализации моей интеллектуальной деятельности, которая имеется: участие в грантах и хоздоговорных проектах. – (2) Планирую продолжить свою интеллектуальную деятельность в прежнем направлении и, по возможности, использовать инновационные формы. – (3) К трудностям причисляю отсутствие опыта подобной деятельности, экономическую и юридическую безграмотность и, по всей видимости, массу всяких неожиданностей. – (4) Нужны консультации по юридическим и экономическим вопросам и практика бухгалтерской работы. – (5) Не считаю себя достаточно компетентным в данной области знаний, чтобы дать ответ на вопрос об отдаче от работы малого инновационного предприятия.
– В июле 2009 года в нашей стране был принят закон, позволяющий вузам создавать малые предприятия. Тот самый, который представители вузовского сообщества России долго ждали. Можно много говорить о том, что научные исследования никому не нужны, что производственники по-прежнему не готовы к диалогу с учёными, а коммерциализация научных разработок не под силу высшей школе. А можно просто работать и развивать инновационный потенциал страны, не словом, но делом опровергая сложившиеся в 90-е годы стереотипы. Именно так поступают в Белгородском государственном университете. В своё время мы нашли деньги на строительство центра наноструктурных материалов и нанотехнологий, убедив региональные власти, что в XXI веке экономика может быть только инновационной – и никакой другой. Были выиграны многомиллионные гранты, которые позволили оснастить наноцентр самым современным исследовательским и даже производственным оборудованием. Руководство вуза пригласило на работу в Белгород ведущих ученых. И они приехали – не только из Томска, Воронежа, Уфы, но и из Японии, Германии, Польши. Университет успешно реализует инновационную образовательную программу по приоритетным направлениям развития, в числе которых нанотехнологии, телекоммуникации и информационные технологии, геоинформатика, здоровьесбережение, дистанционное обучение. Белгородский государственный университет не одинок. В передовых вузах разработано немало технологий и соответствующих продуктов по результатам выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые уже сегодня могут быть коммерциализированы. Федеральный закон №217, позволяющий вузам участвовать в создании наукоемких предприятий, является одним из вариантов решения проблем, сформулированных Президентом РФ Дмитрием Медведевым в статье «Россия, вперед!». Результаты сотрудничества БелГУ с партнерами-производственниками доказывают, что использование в бизнесе научных разработок – хороший инструмент для преодоления кризиса. Представители бизнес-структур прекрасно осознают: в условиях рецессии вырваться вперед можно только за счет внедрения инновационных технологий и получения продукта с высокой добавленной стоимостью. Приведу лишь несколько ярких примеров. Опытно-промышленное предприятие «ВладМиВа» (г. Белгород) уже наладило выпуск фторирующего лака «Нанофлюор» на основе наноструктурного гидроксилапатита, технология производства которого разработана в БелГУ. Развивается сотрудничество университета в области создания жаропрочных сталей с одним из таганрогских предприятий и столичным исследовательским институтом. Этот проект привлечет в Белгородскую область дополнительные инвестиции. Отдельного упоминания заслуживает взаимодействие с петербургским предприятием «Звезда», представители которого заинтересовались технологией алюминиевого литья, созданной в вузе. Университетский федерально-региональный центр аэрокосмического и наземного мониторинга проводит работы по заказам хозяйствующих субъектов в области картографии, земельного кадастра, межевания земли, ЖКХ, предотвращения чрезвычайных ситуаций. Приобретенная космическая станция позволит создать на базе БелГУ предприятие, не имеющее аналогов в Центрально-Чернозёмном регионе. Что касается производства медицинских материалов, то наиболее перспективной представляется разработка наноструктурного титана для имплантатов, используемых в ортопедии, стоматологии и травматологии. Уже завершаются клинические испытания проекта, и нанотитан производится мелкими партиями. В настоящее время 90 процентов используемых в России имплантатов из титана завозится из-за рубежа, и наша задача – добиться полного импортозамещения. Другой проект является мировой проблемой. Он связан с использованием титана для производства легких и прочных медицинских инструментов. Достойны доброго слова достижения наших фармацевтов: на протяжении четырех лет фирма «Асклепий», созданная при участии БелГУ, занимается разработками и производством новых лекарственных средств в области офтальмологии. В этом году запланировано создание еще семи предприятий, из которых четыре будут внедрять нанотехнологии, а три – разрабатывать программные продукты. Из несовершенств нового закона, которые лежат на поверхности, можно, в первую очередь, выделить отсутствие каких-либо налоговых льгот для тех, кто строит бизнес на основе инновационных разработок. Предприниматель, продвигающий на рынок нанотитан, и владелец цветочного киоска оказываются в равных условиях. Обоим придётся платить и налог на добавленную стоимость, и налог на прибыль. Между тем, выйти на рынок с новым продуктом гораздо сложнее. Некоторые опасения внушает тот факт, что у вузов могут возникнуть сложности с выплатой авторских вознаграждений при внесении в уставный капитал малых предприятий изобретений, выполненных в рамках государственных контрактов. Права на эти изобретения принадлежат вузу-исполнителю контракта, но само изобретение создано соисполнителем государственного контракта. Поэтому необходимо как можно скорее привести в соответствие нормативную законодательную базу в области охраны интеллектуальной собственности, связанную с реализацией нового закона. Университеты еще малоопытны в деле коммерциализации своих разработок, поэтому в настоящее время в БелГУ создаются проектные бизнес-команды для малых предприятий по конкретным направлениям. Они состоят из студентов, магистрантов и аспирантов. В вузе выстроена цепочка работы по следующей логике: фундаментальное исследование – прикладное исследование – опытно-конструкторская разработка. Кластерный подход, предполагающий концентрацию всех имеющихся трудовых, финансовых и научных ресурсов ради достижения общей цели, – такова сегодняшняя стратегия университета. Конечно, впереди у нас много трудностей, ведь новый закон только начинает действовать, и механизмы его реализации еще не отработаны. Те вузы, которые сегодня создают малые предприятия, являются «первопроходцами ». К таковым относится и Белгородский государственный университет. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|