Система национальных исследовательских университетов в РоссииВ начале октября 2009 года в России были объявлены результаты конкурса на получение категории «национальный исследовательский университет», в котором участвовали 110 университетов со всей страны. Просмотров: 2182
Национальных исследовательских университетов могло быть меньше
В начале октября 2009 года в России были объявлены результаты конкурса на получение категории «национальный исследовательский университет», в котором участвовали 110 университетов со всей страны. Они боролись за получение не только высокого статуса, но и серьезного финансирования со стороны государства – в размере до 1,8 млрд. рублей. В тонкостях университетского марафона нам помог разобраться председатель комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорий БАЛЫХИН, работавший в конкурсной комиссии по оценке вузов. Университеты мирового уровняСоздание в России вузов такого масштаба было продиктовано необходимостью, связанной с реализацией серьезных проектов развития высокотехнологичного сектора экономики. Старт формированию сети национальных исследовательских университетов в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» был дан Указом Президента РФ в январе 2009 года. Вскоре были четко сформулированы факторы, благодаря которым национальный исследовательский университет должен качественно отличаться от классического вуза. Он должен не просто эффективно вести научную и образовательную деятельность, но и генерировать знания, обеспечивать внедрение разработанных технологий в экономику, проводить широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, иметь высокоэффективную систему подготовки магистров и кадров высшей квалификации, а также развитую систему программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации. По замыслу, сеть таких вузов окажет содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса России и обеспечению его в полной мере необходимыми людскими ресурсами. Государство вызвалось оказать финансовую поддержку национальным исследовательским университетам, которые должны достигнуть мирового уровня, а они, в свою очередь, должны быть способны взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования. Как кажется, задача для обеих сторон вполне выполнимая. Чтобы стать участником конкурса по отбору национальных исследовательских университетов и претендовать на получение средств поддержки от государства, университет должен был не только соответствовать заданным критериям, но и разработать программу развития. В десятилетней программе развития вузы, как правило, показывали условия осуществления и критерии оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса, формы и механизмы, а также конкретные меры по интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствованию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, переподготовке кадров, а еще и интеграции в международное научно-образовательное пространство. Кроме того, претендентам на «исследовательскую категорию» не мешало позаботиться о том, чтобы их разработки имели возможность реального коммерческого воплощения, например, путем создания инновационного пояса малых научных компаний. Экспертная оценкаРабота по определению национальных исследовательских университетов началась с того, что на первом же заседании конкурсной комиссии, которую возглавлял министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, по формальным признакам были «отсеяны» 25 вузов, подавших заявки. Они нарушили условия конкурса. После предварительного отбора в борьбу вступили 110 российских университетов, представивших для экспертной оценки данные о нынешнем состоянии и динамике развития вуза за последние несколько лет. Оценки выставлялись по таким группам критериев, как кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность научно-инновационной, образовательной деятельности и системы подготовки кадров, международное и национальное признание. Затем эксперты оценивали программы развития университетов. Предварительно критерии и целевые показатели для ранжирования программ выносились на широкое обсуждение научной общественности. В результате вуз должен был получить 17 оценок своей деятельности. Каждый университет прошел экспертизу со стороны двух специалистов. Положение о проведении конкурса предусматривало включение в конкурс третьего эксперта, если результаты двух экспертиз разнились от минимального до максимального значения. В итоге были выявлены 28 финалистов конкурса со следующими оценками. Связанные одной сетьюНа последнем этапе университеты-финалисты распределились среди членов конкурсной комиссии так, чтобы каждому досталось по нескольку вузов. В финале члены комиссии выступали с докладами по «своим» университетам и могли высказывать точку зрения по «чужим». И лишь после широкого обсуждения состоялось голосование, в котором определились победители:
С учетом двух национальных исследовательских университетов МИСИС и МИФИ, которые в рамках пилотного проекта были еще весной определены указом Президента РФ, в совокупности вузов новой категории получилось 14. Расширять или сокращать?– Категория «национальный исследовательский университет» будет присвоена победителям конкурса на 10 лет с правом досрочного отзыва этой категории, – рассказывает председатель комитета по образованию ГД РФ Григорий Балыхин. – И такая мера предусмотрена неспроста. Дело в том, что еще в ходе конкурса комиссия столкнулась в ряде случаев с явным завышением показателей-индикаторов. Например, один вуз в количестве исследований, патентов и лицензий на одного преподавателя заложил такие показатели, какие не имеет половина академических и научных институтов России! Конечно, это было сделано для того, чтобы вместе с категорией получить и соответствующее финансирование. Однако для тех, кто позволил себе завысить показатели-индикаторы, кроется подвох. Возможно, в некоторых вузах надеялись на то, что проверять ход реализации представленной программы никто не будет. Но такие проверки в течение всех 10 лет будут регулярными. И в случае, если национальный исследовательский университет не будет выполнять заявленные показатели-индикаторы, то правительство снимет категорию. Проведенный конкурс условно рассчитан на три года. По истечении этого срока, скорее всего, состоится новый конкурс, с помощью которого, в зависимости от финансирования из федерального бюджета, будет решаться вопрос о том, что необходимо сделать с сетью национальных исследовательских университетов – расширять или сокращать. На период 2010-2012 годов средства на поддержку 14 избранных вузов в федеральном бюджете предусмотрены. Деньги на реализацию проекта, способного преобразовать передовые российские университеты в научно-образовательные центры, есть. Как есть у проекта и поддержка Президента РФ Дмитрия Медведева, который, собственно, сам выступил с инициативой создания национальных исследовательских университетов. Глава государства считает, что Россия должна иметь среди университетов крупные научно-образовательные центры, и они должны получать дополнительную государственную поддержку. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|