Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Система национальных исследовательских университетов в России

В начале октября 2009 года в России были объявлены результаты конкурса на получение категории «национальный исследовательский университет», в котором участвовали 110 университетов со всей страны.

Просмотров: 2043

Национальных исследовательских университетов могло быть меньше

Председатель комитета по образованию Госдумы РФ Григорий Балыхин

В начале октября 2009 года в России были объявлены результаты конкурса на получение категории «национальный исследовательский университет», в котором участвовали 110 университетов со всей страны. Они боролись за получение не только высокого статуса, но и серьезного финансирования со стороны государства – в размере до 1,8 млрд. рублей. В тонкостях университетского марафона нам помог разобраться председатель комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорий БАЛЫХИН, работавший в конкурсной комиссии по оценке вузов.

Университеты мирового уровня

Создание в России вузов такого масштаба было продиктовано необходимостью, связанной с реализацией серьезных проектов развития высокотехнологичного сектора экономики. Старт формированию сети национальных исследовательских университетов в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» был дан Указом Президента РФ в январе 2009 года. Вскоре были четко сформулированы факторы, благодаря которым национальный исследовательский университет должен качественно отличаться от классического вуза.

Он должен не просто эффективно вести научную и образовательную деятельность, но и генерировать знания, обеспечивать внедрение разработанных технологий в экономику, проводить широкий спектр фундаментальных и прикладных исследований, иметь высокоэффективную систему подготовки магистров и кадров высшей квалификации, а также развитую систему программ послевузовской переподготовки и повышения квалификации. По замыслу, сеть таких вузов окажет содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса России и обеспечению его в полной мере необходимыми людскими ресурсами. Государство вызвалось оказать финансовую поддержку национальным исследовательским университетам, которые должны достигнуть мирового уровня, а они, в свою очередь, должны быть способны взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования. Как кажется, задача для обеих сторон вполне выполнимая.

Чтобы стать участником конкурса по отбору национальных исследовательских университетов и претендовать на получение средств поддержки от государства, университет должен был не только соответствовать заданным критериям, но и разработать программу развития. В десятилетней программе развития вузы, как правило, показывали условия осуществления и критерии оценки эффективности научных исследований и образовательного процесса, формы и механизмы, а также конкретные меры по интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, модернизации и совершенствованию материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры, переподготовке кадров, а еще и интеграции в международное научно-образовательное пространство.

Кроме того, претендентам на «исследовательскую категорию» не мешало позаботиться о том, чтобы их разработки имели возможность реального коммерческого воплощения, например, путем создания инновационного пояса малых научных компаний.

Экспертная оценка

Работа по определению национальных исследовательских университетов началась с того, что на первом же заседании конкурсной комиссии, которую возглавлял министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, по формальным признакам были «отсеяны» 25 вузов, подавших заявки. Они нарушили условия конкурса. После предварительного отбора в борьбу вступили 110 российских университетов, представивших для экспертной оценки данные о нынешнем состоянии и динамике развития вуза за последние несколько лет. Оценки выставлялись по таким группам критериев, как кадровый потенциал, инфраструктура образовательного процесса и научных исследований, эффективность научно-инновационной, образовательной деятельности и системы подготовки кадров, международное и национальное признание.

Затем эксперты оценивали программы развития университетов. Предварительно критерии и целевые показатели для ранжирования программ выносились на широкое обсуждение научной общественности. В результате вуз должен был получить 17 оценок своей деятельности.

Каждый университет прошел экспертизу со стороны двух специалистов. Положение о проведении конкурса предусматривало включение в конкурс третьего эксперта, если результаты двух экспертиз разнились от минимального до максимального значения.

В итоге были выявлены 28 финалистов конкурса со следующими оценками.

Связанные одной сетью

На последнем этапе университеты-финалисты распределились среди членов конкурсной комиссии так, чтобы каждому досталось по нескольку вузов. В финале члены комиссии выступали с докладами по «своим» университетам и могли высказывать точку зрения по «чужим». И лишь после широкого обсуждения состоялось голосование, в котором определились победители:

  1. Государственный университет – Высшая школа экономики,
  2. Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева,
  3. Московский авиационный институт (государственный технический университет),
  4. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
  5. Московский физико-технический институт (государственный университет),
  6. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского,
  7. Новосибирский государственный университет,
  8. Пермский государственный технический университет,
  9. Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С.П. Королева,
  10. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет),
  11. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики,
  12. Томский политехнический университет.

С учетом двух национальных исследовательских университетов МИСИС и МИФИ, которые в рамках пилотного проекта были еще весной определены указом Президента РФ, в совокупности вузов новой категории получилось 14.

Расширять или сокращать?

– Категория «национальный исследовательский университет» будет присвоена победителям конкурса на 10 лет с правом досрочного отзыва этой категории, – рассказывает председатель комитета по образованию ГД РФ Григорий Балыхин. – И такая мера предусмотрена неспроста. Дело в том, что еще в ходе конкурса комиссия столкнулась в ряде случаев с явным завышением показателей-индикаторов. Например, один вуз в количестве исследований, патентов и лицензий на одного преподавателя заложил такие показатели, какие не имеет половина академических и научных институтов России! Конечно, это было сделано для того, чтобы вместе с категорией получить и соответствующее финансирование. Однако для тех, кто позволил себе завысить показатели-индикаторы, кроется подвох. Возможно, в некоторых вузах надеялись на то, что проверять ход реализации представленной программы никто не будет. Но такие проверки в течение всех 10 лет будут регулярными. И в случае, если национальный исследовательский университет не будет выполнять заявленные показатели-индикаторы, то правительство снимет категорию.

Проведенный конкурс условно рассчитан на три года. По истечении этого срока, скорее всего, состоится новый конкурс, с помощью которого, в зависимости от финансирования из федерального бюджета, будет решаться вопрос о том, что необходимо сделать с сетью национальных исследовательских университетов – расширять или сокращать.

На период 2010-2012 годов средства на поддержку 14 избранных вузов в федеральном бюджете предусмотрены. Деньги на реализацию проекта, способного преобразовать передовые российские университеты в научно-образовательные центры, есть. Как есть у проекта и поддержка Президента РФ Дмитрия Медведева, который, собственно, сам выступил с инициативой создания национальных исследовательских университетов. Глава государства считает, что Россия должна иметь среди университетов крупные научно-образовательные центры, и они должны получать дополнительную государственную поддержку.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ВПО, григорий балыхин, реформы образования, , ао-34

Похожие материалы:
Читинский государственный университет: акцент на науку
Экспресс-форум: применение результатов интеллектуальной деятельности
В перспективе – многоуровневый учебный комплекс
Послание Президента: экономическая свобода школам
Концепция нового закона об образовании
Становление негосударственного вуза в Невинномысске
Главный результат работы вуза – востребованность его выпускников
Стабильность вуза в его внутренней политике
Закончен год, законотворчество продолжается
Белгородский государственный технический университет им. В.Г. Шухова в Ставропольском крае

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 3 (111) 2019

Рынок труда не ждет. Жёсткие сроки и быстрые перемены – такова «повестка дня» на ближайшие пять-шесть лет. Для сферы ДПО – тем более. «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018-2024 гг. в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования», – подчеркивают специалисты Центра стратегических разработок и НИУ ВШЭ в совместном докладе «Двенадцать решений для нового образования». По мнению участников круглого стола, организованного издательством «Аккредитация в образовании» при поддержке информационного агентства «Интерфакс», реальные возможности для преобразований имеются. Вопрос в том, «можем ли мы в меняющейся среде эффективно готовить людей, не только выполняющих определенные функции, но и вызывающих доверие производимыми изменениями»…
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Открыт московский этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami
В столице запущен этап всероссийского конкурса проектов технического творчества Rukami, финалисты...
Формирование профессиональных компетенций студентов в Камчатском филиале Российского университета кооперации
Камчатский филиал РУК является центром подготовки квалифицированных специалистов для...
Из журнала
#100Богородицкий политехнический колледж ведет подготовку по востребованным профессиям и специальностям
#98Редакция журнала «АО» открыла раздел «Новая школа России»
#102Студенты Раменского колледжа за три года получили 100 медалей WorldSkills
#95Как привлечь в российские вузы больше иностранных студентов
#101Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет развивает международное сотрудничество
Информационная лента
09:50Вячеслав Воронин, ростовский ученый с мировым именем: Наука не имеет государственных границ
09:47Студенты СФУ предложат технические решения по безбарьерному доступу
09:45Конкурс для ученых по программе Фулбрайта
10:29Исследование мерзлоты и освоение Арктики принесёт ещё множество открытий
09:59Эксперт БФУ им. И. Канта рассказал о наиболее встречающихся в Калининградской области типах молний