Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Smart Society? Smart Society…

Кризис смягчил проблему дефицита в IT-отрасли, но при возвращении к ее росту потребность в кадрах опять существенно повысится. Поэтому следует уже сейчас обратить внимание на потенциал кадрового обеспечения специалистами в области информационных технологий как IT-индустрии, так и предприятий народного хозяйства в целом.

Просмотров: 2663

Кризис смягчил проблему дефицита кадров в IT-отрасли. Что дальше?

Несколько лет назад журнал «Аккредитация в образовании» (№24, июль, 2008) почти полностью был посвящен проблемам развития в России IT-сферы и ее кадрового обеспечения. Вот что тогда писал в статье «ИТ-кадры: масштабы проблемы и сценарии развития» один из авторов номера, руководитель аналитического центра «REAL-IT» Василий Буров: «Проблема нехватки кадров является одной из самых острых. Не исключение и российская индустрия информационных технологий. Причем уже несколько лет именно нехватка кадров является одной из главных причин, сдерживающих рост IT-индустрии». Так, в предкризисном 2007 году общая потребность российской экономики в IT-специалистах составляла 188 тыс. человек, что превышало количество выпускников профильных образовательных учреждений в 2,7 раза.

В последнее время в отечественной IT-сфере произошло немало важных событий – во многом благодаря активной позиции Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) и, в частности, ее комитета по образованию. Подготовлены профессиональные стандарты, проведена Х Всероссийская конференция «Преподавание ИТ в России» (см. репортаж в номере). Ведется экспертами и мониторинг IT-сферы: так, некоторое время назад было опубликовано очередное аналитическое исследование «IT-кадры – 2010. Численность занятых в российской экономике и прогноз потребности 2010-2015 гг.»* (первый аналогичный мониторинг в России был проведен в 2006-2007 гг.). Что изменилось за эти несколько лет? Остается ли кадровая проблема в IT-отрасли столь же острой, и что ждет ее в будущем?

«В связи с последствиями экономического кризиса кадровый вопрос стал менее острым, – отмечают авторы исследования, эксперты Аналитического центра «REAL-IT». – Но при возвращении к росту IT-отрасли, неизбежному по мере окончательного выхода экономики России из кризиса, потребность в кадрах опять существенно возрастет. Поэтому следует уже сейчас обратить внимание на потенциал кадрового обеспечения специалистами в области информационных технологий как IT-индустрии, так и предприятий народного хозяйства в целом. Причем как с точки зрения количества, так и качества».

Далее в исследовании на основе анализа данных приводятся два сценария дальнейшего развития российской IT-сферы – модернизационный и инерционный. В зависимости от реализации сценария, общая потребность в новых работниках IT-сферы в 2010‑2 015 годы будет составлять от 81-95 тыс. человек (инерционный сценарий) до 167-356 тыс. человек (модернизационный сценарий). Но если для «инерционного сценария» существующие объемы подготовки IT-кадров в общем достаточные, то в случае «модернизационного сценария» развития экономики потребность в IT-кадрах «будет от двух до трех с половиной раз превышать текущие параметры выпуска, обеспечиваемые системой профессионального образования».

Чем еще обеспокоены авторы исследования, рассматривая проблему кадрового обеспечения IT-отрасли? Как и многие – «демографической ямой». В частности, основываясь на данных Минобрнауки РФ о снижении общей численности студентов (см. схему 1), авторы резюмируют: нужны специальные меры по существенному увеличению доли студентов, обучающихся на IT-ориентированных специальностях – сегодня эта доля составляет примерно 4 процента от общего количества студентов. Иначе кадровый голод отрасль вновь почувствует уже в ближайшие годы. В числе специальных мер предлагается, в том числе, профессиональная ориентация школьников и привлечение мигрантов, имеющих «пригодное для работы в сфере IT образования».

Помимо «демографической ямы», отмечена экспертами еще одна неблагоприятная для кадрового обеспечения отрасли особенность: «Реалии российской системы образования сегодня таковы, что выпускники системы среднего профессионального образования практически не влияют на ситуацию рынка труда – выпускники ссузов в большинстве случаев становятся студентами вузов, а кадровые службы ориентированы на найм сотрудников, имеющих высшее образование. Хотя Министерство образования и науки РФ принимает определенные меры, чтобы изменить данную ситуацию».

В исследовании приведены и сравнительные данные мировой конъюнктуры рынка труда в IT-сфере (см. таблицу 2).

И хотя на сегодняшний день приведенные в таблице цифры, возможно, уже несколько изменились, однако в данном случае для нас важна тенденция. А она следующая: «Доля работников IT-сферы явным образом коррелирует с таким макроэкономическим показателем, определяющим эффективность экономики, как объём ВВП на душу населения, – отмечается в исследовании. – В приведенных данных обращает внимание и то, что в среднем в более эффективных экономиках число IT-компетентных также существенно выше – и современная экономика в значительной доле своей эффективности обязана именно таким работникам. Таким образом, для развития эффективной современной экономики в России необходим существенный рост числа как занятых в IT-сфере, так и проникновение IT-компетенций в профессиональную деятельность работников других областей». Существенное изменение ситуации, – далее делают вывод эксперты, – вряд ли может быть достигнуто как без коренного изменения самой структуры подготовки специалистов в системе образования, так и организации массовой переподготовки профессионалов различных областей с ориентацией их на широкое использование информационных технологий.

А какие компетенции сегодня все более востребованы работодателями IT-индустрии? Крупные компании предъявляют требования не только к профессиональным качествам своих работников и претендентов (это подразумевается априори). Необходимы и знание иностранного языка, и умение работать в команде, и владение презентативными навыками, и ориентированность на результат, и готовность разделить корпоративную культуру, да и вообще активная жизненная позиция. Впрочем, заработная плата в таких компаниях, несмотря на кризис, по-прежнему остается выше средней, поэтому негласная табличка «Принимаем только идеальных» вполне объяснима.

Что касается профессиональной подготовки, прогнозы работодателей следующие. Востребованы будут специалисты в области виртуализации и облачных вычислений, в области баз данных и бизнес-аналитики, в области разработки различных интерфейсов, приложений для мобильных устройств и Интернет-технологий. По-прежнему будут востребованы программисты, владеющие современными языками: например, HTML5, PHP, Java, Python**.

В 2011 году мировая IT-отрасль отметила одну из своих значимых вех – 13 августа 1981 года появился первый персональный компьютер IBM PC. За минувшие тридцать лет человечество не раз удивлялось технологическим прорывам в этой сфере. Наверняка, удивится и еще. По крайней мере, о Smart Society сегодня говорят уже не только футурологи. Готово ли к «цифровому обществу» образование – об этом мы продолжим разговор и в следующем номере «АО».

* http://www.dozor.kadozor.ru/txt/personal2009_final.pdf
** http://rg.ru/2012/04/24/it-sfera.html

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: ао-56, акцент, информационные технологии, трудоустройство выпускников

Похожие материалы:
Региональное образование: вызовы времени и актуальные решения
Движение под знаком непрерывности
Информационные технологии – реалии времени
IT – глобальный вызов для исторической науки
Экспресс-форум: проблемы IT-образования
На рынке образования «повышательный» тренд
Тенденции рынка труда Татарстана
IT-кадры: ступени образовательного роста
В Москве состоялась конференция «Цифровая трансформация образования»

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Медиастратегию лидерства в образовании обсудят на пресс-конференции в "Интерфаксе"
12 ноября в центральном офисе агентства "Интерфакс" состоится пресс-конференция на тему:...
Пресс-конференция «МЕДИАстратегии лидерства в образовании»
Во вторник, 12 ноября, в офисе агентства «Интерфакс» (ул. 1-я Тверская-Ямская, 2, строение 1)...
Открытие онлайн-олимпиады Учи.ру «Юный предприниматель» состоялось в школе «Летово»
5 ноября в международной школе для одаренных детей «Летово» дан старт основному туру III...
Из журнала
#112Стратегии совершенствования профессионального мастерства
#104Форум ассоциации ENQA прошел в Испании
#109Риск-ориентированная модель в образовании: готовность №…
#104Форум сети INQAAHE состоялся на острове Маврикий
#112Дайджест № 112 «Аккредитация в образовании»
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ