Подготовка медицинских кадров в свете новых ФГОСМодернизация высшего медицинского образования, основанная на инновационных методах обучения, его своевременное и грамотное изменение должны стать гарантией подготовки квалифицированного, ответственного, самостоятельного специалиста. Такова позиция ректора Нижегородской государственной медицинской академии Бориса Шахова. Просмотров: 5586
Процесс подготовки квалифицированного специалиста претерпел в последнее время существенные изменения. В первую очередь это связано с введением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на быструю адаптацию к профессиональной практической деятельности. На последипломном уровне с 2017 года будет отменена интернатура, и обучение пойдет в клинической ординатуре, дифференцированной по продолжительности в зависимости от профиля специалиста, что тоже нацелено на ускорение адаптации на рабочем месте. Таким образом, основной акцент сделан на формирование непрерывного профессионального медицинского образования, создание образовательного и кадрового континуума. А это предполагает материально-техническое переоснащение отрасли: как в плане создания обучающих центров на базе образовательных и лечебных учреждений, так и путем организации центров высокотехнологичной медицинской помощи. Главной целью развития системы медицинского образования в свете введения новых образовательных стандартов является формирование специалиста, готового к самостоятельной врачебной практике в условиях современного уровня материально-технической оснащенности здравоохранения. Основная методологическая компонента ФГОС третьего поколения – компетентностный подход. Стандарты предполагают широкое использование в учебном процессе компьютерных симуляторов, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и другие тренинги и требуют четких конечных результатов обучения: освоения теоретического курса и практических умений по каждой дисциплине учебного плана. Ведь если раньше выпускнику присваивалась квалификация «врач», затем необходимо было пройти обучение в интернатуре или ординатуре и только тогда получить сертификат специалиста и, соответственно, право начать работать самостоятельно. Сейчас квалификация «специалист» присваивается сразу. Врач должен быть готов к самостоятельной деятельности с самого первого трудового дня. Одним из факторов, показавших, каким образом надо расставить акценты в новых образовательных стандартах, стал уровень профессиональной подготовки выпускников медицинских вузов. Социологический опрос 2011 года выявил, что до 30 процентов респондентов не способны оказать первую медицинскую помощь, определить группу крови, остановить кровотечение или выполнить простейшие манипуляции уровня среднего медицинского работника. Отсюда вывод – во время практических занятий необходимо уделять больше внимания обучению у постели больного и отрабатывать практические навыки в симуляционных центрах. В идеале для полноценного введения ФГОС третьего поколения необходимо создавать на базе вузов центры имитационного обучения клиническим навыкам в формате виртуальной многопрофильной больницы. Конечно, учебные заведения высшего звена давно поняли безусловную ценность и важность подобных структур и уже ведут работу по их созданию. В Нижегородской государственной медицинской академии в 2005 году открыт центр практических умений, а в 2010 году – его хирургический филиал. Симуляционные обучающие центры также необходимо создавать и на базе лечебно-профилактических учреждений, причем обучать в них не только студентов, но и врачей. Эту задачу ставит перед вузами и практическим здравоохранением Министерство здравоохранения и социального развития РФ (письмо № 16-2-15/22 от 13.02.2012 ). В связи с вышесказанным в новом свете предстают взаимоотношения медицинского вуза и клинических баз. Они определяются рядом статей федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в России» (№ 323 от 21.11.2011), из которых следует, что подготовка специалистов-медиков – совместная задача образовательных и лечебно-профилактических учреждений. Возможно, такая «узаконенная» форма отношений между вузами и практическим здравоохранением решит все возникшие в последние годы вопросы, связанные с финансовыми и организационными аспектами обучения студентов на клинических кафедрах. Модернизация высшего медицинского образования, основанная на инновационных методах обучения, его своевременное и грамотное изменение должны стать гарантией подготовки квалифицированного, ответственного, самостоятельного специалиста. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|