Архитектура казахстанской высшей школы четко определенаНа вопросы блиц-интервью, предложенные корреспондентом журнала «Аккредитация в образовании», ответил ректор Казахского экономического университета им. Турара Рыскулова, доктор экономических наук, профессор Серик Святов. Просмотров: 1732
На вопросы блиц-интервью, предложенные корреспондентом журнала «Аккредитация в образовании», ответил ректор Казахского экономического университета им. Турара Рыскулова1, доктор экономических наук, профессор Серик СВЯТОВ.
– Серик Аманжолович, просматривается ли уже, по вашему мнению, будущая архитектура казахстанской высшей школы в целом? Найдены ли некие удачные практики преобразований на уровне конкретного вуза, на опыт которого могли бы опереться другие? – Архитектура отечественной высшей школы четко определена в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Речь идет о кредитной системе обучения, трехступенчатой структуре подготовки кадров «бакалавриат – магистратура – докторантура PhD», развитии бизнес-образования, внедрении принципов Болонского процесса, интеграции в мировое образовательное пространство, академической мобильности, развитии науки и инноваций и многом другом. Если говорить об успешности, то, как известно, в Казахстане создан вуз мирового уровня – Назарбаев Университет, который готовит будущую научную элиту страны и является сегодня ориентиром для многих учебных заведений РК. Кроме того, по итогам рейтинга 2013 года, составленного авторитетным британским агентством Quacquarelli Symonds (QS), в списке 800 лучших университетов мира находятся 9 казахстанских вузов. Причем Национальный университет им. Аль-Фараби впервые в истории вошел в топ-300, а Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева расположился на 303-м месте. Это наглядный результат работы по реформированию системы высшего образования Республики Казахстан. – В какой степени может решить проблему устойчивого развития вуза создание новых структурных подразделений, в том числе базовых кафедр на предприятиях, программ или факультетов по подготовке кадров для приоритетных отраслей экономики региона? Каковы ноу-хау КазЭУ в этом направлении? – Для устойчивого развития вуза необходима самая тесная связь с работодателями, с бизнес-сообществом. Мировой опыт также подтверждает, что особо серьезного отношения к себе требует бизнес-образование. Недопустимо сводить его к узкому корпоративному обучению. Сфера экономического образования, и бизнес-образования, в частности, требует специальных знаний и компетенций, наличия передовых технологий и научных исследований, информационного и интеллектуального обмена с вузами-партнерами. Создание корпоративных университетов при различных организациях не только не отвечает этим требованиям, но и создает прецедент низведения высшего и послевузовского образования до уровня ремесленных училищ, обучающих по принципу «делай, как я». В то же время очевидна ценность курсов повышения квалификации, проводимых для специалистов в данной области. Что касается ноу-хау, то в этом году в КазЭУ создан научно-исследовательский центр, в который вошли лаборатории фундаментальных и прикладных исследований, а также «Наука для бизнеса», центр студенческих научных инициатив и научно-практическая школа «Аналитик». В настоящий момент прорабатывается вопрос открытия базовых кафедр совместно с аудиторскими компаниями из «большой четверки»2.
– Класс вуза определяется скоростью его реакции на возникающие вызовы, занятой на рынке образовательных услуг позицией, сформированным имиджем, уровнем качества образования и, соответственно, востребованности выпускников. Идеального контента, с нашей точки зрения, не существует, как и готового рецепта взаимодействия вуза с внешней средой. Выстраивание эффективных взаимоотношений в цепочке «вуз – работодатель» зависит от очень многих факторов, и это долгая и кропотливая работа. – Какими вы видите новые экономические и управленческие решения в качестве инструментов конкурентоспособности вуза? Возможно ли модели управления из бизнеса перенести в управление вузом? – Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг, безусловно, требует новых подходов – как к управлению качеством подготовки специалистов, так и к управлению университетом в целом. Основным конкурентным преимуществом вузов становится качество образования. В реалиях сегодняшнего дня особую актуальность в сфере образования приобретает государственно-частное партнерство и взаимодействие со стейкхолдерами. Основными формами экономической поддержки образования являются попечительские советы вузов, стипендиальные программы бизнес-структур, образовательное кредитование и эндаумент-фонды. О модели управления вузом на основе использования опыта из бизнеса... Если речь идет исключительно о менеджменте, то некоторые управленческие решения из бизнес-среды приемлемы в вузах. Однако если иметь в виду образовательный контент, то вряд ли здесь применим опыт бизнеса – организация учебного процесса требует знания ее специфики. – Близка ли вам следующая точка зрения: интеллектуальный потенциал – главный актив вуза? – Безусловно. Хотя придерживаюсь убеждения, что главный актив вуза – это его профессорско-преподавательский состав. Наука, инновации и новые технологии – это, конечно, прорывные направления развития, но если вуз не уделяет должного внимания преподавателям, не создает для них комфортные условия, он никогда не будет успешным. Центральная фигура в любом вузе – преподаватель, и этот фактор необходимо учитывать, когда речь идет об интеллектуальной, научной, инновационной составляющей деятельности университета.
В Казахском экономическом университете им. Турара Рыскулова (г.Алматы) в начале октября прошла международная научно-практическая конференция «Глобальные вызовы и современные тренды развития высшего образования» (www.kazeu.kz). Встречу приурочили к пятидесяти¬летнему юбилею ведущего экономического вуза Республики Казахстан. Были затронуты актуальные вопросы перспектив развития высшего образования Казахстана, а также факторов повышения его конкурентоспособности.
По мнению С.Святова, в настоящий момент среди основных вопросов казахстанской системы высшего и послевузовского образования, требующих активного решения, – развитие интернационализации, международных образовательных программ и академической мобильности, а также бизнес-образования, финансирование и социальная ответственность, необходимость повышения качества и приведения нормативно-правовых актов в сфере высшего образования в соответствие с современными реалиями. Проблема высшего образования глобальная, общемировая. Сегодня более чем актуальным является поиск ответа на вопрос, каков национальный путь развития Казахстана в сфере высшего образования. Казахстан не должен и не может слепо копировать опыт зарубежных вузов, убежден ректор КазЭУ. С учетом своего менталитета, структуры общества, развития экономики и тех задач, которые стоят перед страной, необходимо перестроить образовательную систему, сформировать казахстанскую модель высшего образования.
1 О деятельности КазЭУ читайте в публикации «Факторы конкурентоспособности экономистов» («АО», №61, февраль, 2013). Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|