Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Архитектура казахстанской высшей школы четко определена

На вопросы блиц-интервью, предложенные корреспондентом журнала «Аккредитация в образовании», ответил ректор Казахского экономического университета им. Турара Рыскулова, доктор экономических наук, профессор Серик Святов.

Просмотров: 1730

На вопросы блиц-интервью, предложенные корреспондентом журнала «Аккредитация в образовании», ответил ректор Казахского экономического университета им. Турара Рыскулова1, доктор экономических наук, профессор Серик СВЯТОВ.

СВЯТОВ Серик Аманжолович ректор Казахского экономического университета им. Турара Рыскулова, доктор экономических наук, профессор.

– Серик Аманжолович, просматривается ли уже, по вашему мнению, будущая архитектура казахстанской высшей школы в целом? Найдены ли некие удачные практики преобразований на уровне конкретного вуза, на опыт которого могли бы опереться другие?

– Архитектура отечественной высшей школы четко определена в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Речь идет о кредитной системе обучения, трехступенчатой структуре подготовки кадров «бакалавриат – магистратура – докторантура PhD», развитии бизнес-образования, внедрении принципов Болонского процесса, интеграции в мировое образовательное пространство, академической мобильности, развитии науки и инноваций и многом другом.

Если говорить об успешности, то, как известно, в Казахстане создан вуз мирового уровня – Назарбаев Университет, который готовит будущую научную элиту страны и является сегодня ориентиром для многих учебных заведений РК. Кроме того, по итогам рейтинга 2013 года, составленного авторитетным британским агентством Quacquarelli Symonds (QS), в списке 800 лучших университетов мира находятся 9 казахстанских вузов. Причем Национальный университет им. Аль-Фараби впервые в истории вошел в топ­-300, а Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева расположился на 303-м месте. Это наглядный результат работы по реформированию системы высшего образования Республики Казахстан.

– В какой степени может решить проблему устойчивого развития вуза создание новых структурных подразделений, в том числе базовых кафедр на предприятиях, программ или факультетов по подготовке кадров для приоритетных отраслей экономики региона? Каковы ноу-хау КазЭУ в этом направлении?

– Для устойчивого развития вуза необходима самая тесная связь с работодателями, с бизнес-сообществом. Мировой опыт также подтверждает, что особо серьезного отношения к себе требует бизнес-образование. Недопустимо сводить его к узкому корпоративному обучению. Сфера экономического образования, и бизнес-образования, в частности, требует специальных знаний и компетенций, наличия передовых технологий и научных исследований, информационного и интеллектуального обмена с вузами-партнерами. Создание корпоративных университетов при различных организациях не только не отвечает этим требованиям, но и создает прецедент низведения высшего и послевузовского образования до уровня ремесленных училищ, обучающих по принципу «делай, как я». В то же время очевидна ценность курсов повышения квалификации, проводимых для специалистов в данной области.

Что касается ноу-хау, то в этом году в КазЭУ создан научно-исследовательский центр, в который вошли лаборатории фундаментальных и прикладных исследований, а также «Наука для бизнеса», центр студенческих научных инициатив и научно-практическая школа «Аналитик». В настоящий момент прорабатывается вопрос открытия базовых кафедр совместно с аудиторскими компаниями из «большой четверки»2.

– Каким вам видится идеальный контент взаимодействия вузов с работодателями, научными организациями, коллегами, международными партнерами?

– Класс вуза определяется скоростью его реакции на возникающие вызовы, занятой на рынке образовательных услуг позицией, сформированным имиджем, уровнем качества образования и, соответственно, востребованности выпускников.

Идеального контента, с нашей точки зрения, не существует, как и готового рецепта взаимодействия вуза с внешней средой. Выстраивание эффективных взаимоотношений в цепочке «вуз – работодатель» зависит от очень многих факторов, и это долгая и кропотливая работа.

– Какими вы видите новые экономические и управленческие решения в качестве инструментов конкурентоспособности вуза? Возможно ли модели управления из бизнеса перенести в управление вузом?

– Обострение конкуренции на рынке образовательных услуг, безусловно, требует новых подходов – как к управлению качеством подготовки специалистов, так и к управлению университетом в целом. Основным конкурентным преимуществом вузов становится качество образования. В реалиях сегодняшнего дня особую актуальность в сфере образования приобретает государственно-частное партнерство и взаимодействие со стейкхолдерами. Основными формами экономической поддержки образования являются попечительские советы вузов, стипендиальные программы бизнес-структур, образовательное кредитование и эндаумент-фонды.

О модели управления вузом на основе использования опыта из бизнеса... Если речь идет исключительно о менеджменте, то некоторые управленческие решения из бизнес-среды приемлемы в вузах. Однако если иметь в виду образовательный контент, то вряд ли здесь применим опыт бизнеса – организация учебного процесса требует знания ее специфики.

– Близка ли вам следующая точка зрения: интеллектуальный потенциал – главный актив вуза?

– Безусловно. Хотя придерживаюсь убеждения, что главный актив вуза – это его профессорско-преподавательский состав. Наука, инновации и новые технологии – это, конечно, прорывные направления развития, но если вуз не уделяет должного внимания преподавателям, не создает для них комфортные условия, он никогда не будет успешным.

Центральная фигура в любом вузе – преподаватель, и этот фактор необходимо учитывать, когда речь идет об интеллектуальной, научной, инновационной составляющей деятельности университета.


Новый министр образования и науки Республики Казахстан Аслан САРИНЖИПОВ, выступая на заседании правительства в октябре, предложил провести разгосударствление вузов:

– Сегодня мы отмечаем, что вузы продолжают работать на старых принципах плановой системы. Высшее образование предоставляется и регулируется МОН, то есть вузы работают как коммунальные предприятия, оказывают от имени государства некие госуслуги по минимальной цене.

Необходимо системное решение – разгосударствление вузов, предоставление им самостоятельности в условиях рынка для усиления конкуренции среди вузов за ресурсы, а также конкуренции среди студентов. Для этого необходима новая организационно-правовая форма индивидуальной программы развития вузов, финансирование, ориентированное на результат, коллегиальное управление и борьба с коррупцией.

Предложенные меры должны повысить позиции Казахстана в глобальном индексе конкурентоспособности.

http://strategy2050.kz/ru/news/2631/

В Казахском экономическом университете им. Турара Рыскулова (г.Алматы) в начале октября прошла международная научно-практическая конференция «Глобальные вызовы и современные тренды развития высшего образования» (www.kazeu.kz). Встречу приурочили к пятидесяти¬летнему юбилею ведущего экономического вуза Республики Казахстан. Были затронуты актуальные вопросы перспектив развития высшего образования Казахстана, а также факторов повышения его конкурентоспособности.

Ректор КазЭУ Серик Святов, председательствовавший на конференции, подчеркнул, что сегодня система высшего образования Казахстана находится перед лицом новых вызовов, ответом на которые должно стать соответствие образовательного сектора потребностям развития экономики по инновационному сценарию, социальным запросам поставщиков и потребителей образовательных услуг и, наконец, фактору глобальной конкуренции на рынках труда и образования. Такая постановка проблем предполагает поиск новых форм взаимодействия государственного, частного и общественного секторов в образовательной сфере.

По мнению С.Святова, в настоящий момент среди основных вопросов казахстанской системы высшего и послевузовского образования, требующих активного решения, – развитие интернационализации, международных образовательных программ и академической мобильности, а также бизнес-образования, финансирование и социальная ответственность, необходимость повышения качества и приведения нормативно-правовых актов в сфере высшего образования в соответствие с современными реалиями.

Проблема высшего образования глобальная, общемировая. Сегодня более чем актуальным является поиск ответа на вопрос, каков национальный путь развития Казахстана в сфере высшего образования. Казахстан не должен и не может слепо копировать опыт зарубежных вузов, убежден ректор КазЭУ. С учетом своего менталитета, структуры общества, развития экономики и тех задач, которые стоят перед страной, необходимо перестроить образовательную систему, сформировать казахстанскую модель высшего образования.

1 О деятельности КазЭУ читайте в публикации «Факторы конкурентоспособности экономистов» («АО», №61, февраль, 2013).
2 Deloitte, Ernst&Young, KPMG и PricewaterhouseCoopers – четыре международные аудиторские фирмы, которые контролируют значительный сегмент рынка аудита в мире.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Обеспечение качества образования в Казахстане
Факторы конкурентоспособности экономистов
Отечественные и зарубежные стандарты аэрокосмического образования
В Казахстане создана национальная система оценки качества образования
IV Ассамблея Евразийской сети обеспечения качества образования
Дания – новый игрок на мировом рынке экспорта образования
Опыт высшей школы Казахстана: стратегия обеспечения качества
Новгородский филиал СПИУиП: пути к возрождению нравственности
Система высшего образования республики Казахстан
Инженерное образование: компетентность – вектор модернизации

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ