Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Педагогическое образование. Апгрейд на перспективу

В стране все больше осознается необходимость в способных к самореализации и функционированию в новых социально-­экономических условиях специалистах, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности и профессиональной компетентности. Эти новые представления были отражены в принятой Минобрнауки РФ «Концепции обновления российского образования».

Просмотров: 157

Обновление содержания профессиональной подготовки будущих педагогов как условие сохранения российских образовательных традиций

Ф.З. МУСТАФИНА, ректор Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов (НИСПТР), кандидат педагогических наук

Современный мир переживает радикальные и болезненные трансформации, связанные с изменениями многих фундаментальных систем ценностей. При этом меняется роль образования как главного института воспроизвод­ства интеллектуально-­культурного потенциала общества. В стране все больше осознается необходимость в способных к самореализации и функционированию в новых социально-­экономических условиях специалистах, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности и профессиональной компетентности. Эти новые представления были отражены в принятой Минобрнауки РФ «Концепции обновления российского образования». Однако достижение поставленных в этом документе целей и задач реформирования высшего образования, повышения социального статуса образования в учреждениях высшей школы характеризуется значительными трудностями.

Новые реалии требуют изменения идей и понятий в области теории и практики образовательных процессов, в сфере общих идей содержания педагогического образования. Это необходимо для преодоления наметившегося кризиса предметноориентированного подхода и дальнейшего движения от знаниево-предметной к профессионально­ и личностноориентированной моделям педагогического образования.

В Набережночелнинском институте социально-­педагогических технологий и ресурсов концепция личностно­ориентированного образования, личностное развитие понимаются как развитие ценностно­-смысловой сферы сознания и субъектных свойств человека. Общий результат личностного развития состоит в возникновении и проявлении у студента таких качеств, как сознательность, способность к выбору, активность, самостоятельность, устойчивость по отношению к негативным явлениям. В результате развития молодой человек обретает жизненные позиции и смыслы, то есть становится зрелой личностью, истинным субъектом культуры, истории, собственной жизни, профессиональной деятельности, человеком, способным к самоорганизации и самоуправлению. Исходя из этого, в качестве результатов образования признается духовно-­нравственную зрелость, активная гражданская позиция и личностно­-профессиональная самостоятельность выпускника педагогического вуза.

Думается, содержание образования нельзя улучшить путем механического сокращения и концентрации его практической направленности. Если эта деятельность не опирается на научно обоснованную модель содержания, изоморфную профессионально­-педагогической культуре, и если разработчики нового содержания не проецируют в нем тип личности, становлению которого будет способствовать проектируемое содержание, то нового результата получить не удастся. Между тем, путем урезания было «улучшено» содержание психолого­-педагогической составляющей педагогического образования стандартами 2000 года. Предлагаемое стандартом содержание в части общепедагогической подготовки страдает фрагментарностью, разорванностью знаний, оно не отражает истинной научной картины педагогической деятельности и нуждается в дальнейшем обновлении. Поэтому необходимо обновленное содержание, в котором оптимально сочетались бы его коммуникативный, предметный и деятельностный компоненты. Необходимо расширить предметно-­деятельностный слой содержания, включив в него личностно­значимые для студентов проблемы, способы интеграции знания, перевести содержание на более высокий теоретический уровень, придать ему опережающий характер.

Первоочередные направления Набережночелнинского института социально-­педагогических технологий и ресурсов по обновлению содержания деятельности на данном этапе видятся коллективу в следующем:

  • переориентация целей педагогического образования на образование педагога как компетентного профессионала, гражданина и нравственной личности, имеющий установку на гуманно­личностный подход к детям;
  • разработка системного критерия качества профессионально-­педагогического образования, включающая профессиональную компетентность и педагогическую культуру преподавателей и выпускников педвуза;
  • возможность активного участия будущего педагога в конструировании содержания своего образования, разработке индивидуального педагогического маршрута;
  • усиление гражданского компонента содержания образования с учетом ситуации в сфере языка, религиозных и межнациональных отношений, поликультурности Республики Татарстан, различий и общих черт менталитета народов, населяющих регион, особенностей мировидения подростков и молодежи.

Заявленные теоретические позиции развернуты в программе развития института и в практических проектах, направленных на обновление системы образования Республики Татарстан.

С 2007 года были определены стратегические направления развития вуза. В программе развития института продолжают реализовываться значимые направления.

1. Целевые программы функционирования и развития института.

а) Программы «Сельский учитель», «Учитель для развивающей системы образования».
б) Концепция и программа формирования системы качества профессионального образования.
в) Программа воспитательной деятельности.
г) Целевая государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков.

2. Исследовательские и практикоориентированные проекты.

а) Проект «Благодарение» направлен на привлечение внимания молодежи, общественности, органов власти к проблемам и нуждам ветеранов учительского труда.
б) Целью проекта «Другая жизнь» является создание условий для социализации детей и подростков группы риска. Студентами института под руководством преподавателей проведена психодиагностика детей этой категории и их родителей.
в) «Развивающее образование» (проектирование образовательных программ для педагогических вузов по освоению студентами развивающих образовательных технологий). В НИСПТР началась работа по построению механизмов массового системного воспроизводства передовых образовательных технологий (в частности, технологии развивающего обучения Эльконина – Давыдова) на базе высшего профессионального образования. Реализация этого подхода потребовала серьезной перестройки программ обучения будущих педагогов: более фундаментальной предметной подготовки (по математике, языкознанию, литературе, естествознанию); более серьезной психологической подготовки. Преподаватели института работают совместно с авторами – разработчиками учебных курсов по системе Эльконина – Давыдова, а также с учеными московских вузов и научных институтов (НИИ инновационных стратегий развития общего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет, Психологический институт РАО). На базе педагогического института два раза в год проходят курсы по обучению студентов и учителей города технологии развивающего обучения, семинары и конференции по этой теме. Традиционной стало проведение международной конференции «Школа В.В. Давыдова», на которую собираются ученые России и ближнего зарубежья.
г) «Формирование российской идентичности и стратегического гражданско-патриотического воспитания». Проект направлен на теоретическую проработку содержания понятий «российская идентичность» и «гражданственность» и составление на этой основе программы патриотического воспитания младших школьников.
д) В «Университете третьего возраста» жители г. Набережные Челны пенсионного возраста получают дополнительное образование в области педагогики, психологии, дизайна, информатики, иностранных языков. В качестве преподавателей выступают студенты НИСПТР. Ежегодно в университете проходят обучение более 800 человек: для справки, самому «молодому» – сорок семь лет, а самому «старшему» – восемьдесят четыре. Основной целью работы «Университета третьего возраста» является повышение социальной активности пожилых людей, формирование и развитие новой среды общения, а также повышение уровня здоровья и физической активности. По итогам года «университет» был награжден дипломом мэра города «Благотворитель года» в номинации «Лучшая социальная акция».
е) Программа обмена студентами между НИСПТР и другими российскими педагогическими вузами позволяет студентам и преподавателям лучше осознать особенности деятельности и достижения своего института, включиться в новые направления научной и практической работы, осваивать новые образовательные технологии.
ж) Программа обмена студентами между НИСПТР и французскими педагогическими вузами. Заключение договоров между учебными заведениями позволило начать обмен студентами. Ежегодно студенты получают возможность обучаться в педагогических вузах Франции (Версальский, Реймский университеты). Знакомство будущих педагогов с европейской системой образования создает условия для совершенствования практики работы в школах России.

В перспективе институт сможет на основании результатов работы развернуть новые модели содержания образования, его организации и финансирования, определить связанные с этим социальные риски и выработать компенсационные механизмы.

Есть надежда, что педагогическое сообщество уже скоро сможет ощутить первые результаты: повысятся качество, доступность и эффективность образования, его конкурентоспособность. Набережночелнинский институт социально-­педагогических технологий и ресурсов обязан и может обеспечить достижение обозначенных целей на благо наших детей, на благо будущего дня своего родного города и страны.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Социально-профессиональный портрет педагога
О проблемах подготовки педагогических кадров
Нестандартный урок, или Учитель, которого ждут
ОмГАУ им. П.А. Столыпина: Сибирский характер
Кадры для специального (коррекционного) образования
Современный студент – энергичный и прагматичный
Сибирский педагогический консорциум
Обеспечение качества компетентностно-ориентированных образовательных программ
СКФУ: Политика форсированного роста
Челябинский педагогический университет: вместе найти ориентир

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ