Педагогическое образование. Апгрейд на перспективуВ стране все больше осознается необходимость в способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях специалистах, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности и профессиональной компетентности. Эти новые представления были отражены в принятой Минобрнауки РФ «Концепции обновления российского образования». Просмотров: 163
Обновление содержания профессиональной подготовки будущих педагогов как условие сохранения российских образовательных традиций
Современный мир переживает радикальные и болезненные трансформации, связанные с изменениями многих фундаментальных систем ценностей. При этом меняется роль образования как главного института воспроизводства интеллектуально-культурного потенциала общества. В стране все больше осознается необходимость в способных к самореализации и функционированию в новых социально-экономических условиях специалистах, сочетающих в себе высокий уровень культуры, образованности и профессиональной компетентности. Эти новые представления были отражены в принятой Минобрнауки РФ «Концепции обновления российского образования». Однако достижение поставленных в этом документе целей и задач реформирования высшего образования, повышения социального статуса образования в учреждениях высшей школы характеризуется значительными трудностями. Новые реалии требуют изменения идей и понятий в области теории и практики образовательных процессов, в сфере общих идей содержания педагогического образования. Это необходимо для преодоления наметившегося кризиса предметноориентированного подхода и дальнейшего движения от знаниево-предметной к профессионально и личностноориентированной моделям педагогического образования. В Набережночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов концепция личностноориентированного образования, личностное развитие понимаются как развитие ценностно-смысловой сферы сознания и субъектных свойств человека. Общий результат личностного развития состоит в возникновении и проявлении у студента таких качеств, как сознательность, способность к выбору, активность, самостоятельность, устойчивость по отношению к негативным явлениям. В результате развития молодой человек обретает жизненные позиции и смыслы, то есть становится зрелой личностью, истинным субъектом культуры, истории, собственной жизни, профессиональной деятельности, человеком, способным к самоорганизации и самоуправлению. Исходя из этого, в качестве результатов образования признается духовно-нравственную зрелость, активная гражданская позиция и личностно-профессиональная самостоятельность выпускника педагогического вуза. Думается, содержание образования нельзя улучшить путем механического сокращения и концентрации его практической направленности. Если эта деятельность не опирается на научно обоснованную модель содержания, изоморфную профессионально-педагогической культуре, и если разработчики нового содержания не проецируют в нем тип личности, становлению которого будет способствовать проектируемое содержание, то нового результата получить не удастся. Между тем, путем урезания было «улучшено» содержание психолого-педагогической составляющей педагогического образования стандартами 2000 года. Предлагаемое стандартом содержание в части общепедагогической подготовки страдает фрагментарностью, разорванностью знаний, оно не отражает истинной научной картины педагогической деятельности и нуждается в дальнейшем обновлении. Поэтому необходимо обновленное содержание, в котором оптимально сочетались бы его коммуникативный, предметный и деятельностный компоненты. Необходимо расширить предметно-деятельностный слой содержания, включив в него личностнозначимые для студентов проблемы, способы интеграции знания, перевести содержание на более высокий теоретический уровень, придать ему опережающий характер. Первоочередные направления Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов по обновлению содержания деятельности на данном этапе видятся коллективу в следующем:
Заявленные теоретические позиции развернуты в программе развития института и в практических проектах, направленных на обновление системы образования Республики Татарстан. С 2007 года были определены стратегические направления развития вуза. В программе развития института продолжают реализовываться значимые направления. 1. Целевые программы функционирования и развития института.
а) Программы «Сельский учитель», «Учитель для развивающей системы образования». 2. Исследовательские и практикоориентированные проекты.
а) Проект «Благодарение» направлен на привлечение внимания молодежи, общественности, органов власти к проблемам и нуждам ветеранов учительского труда. В перспективе институт сможет на основании результатов работы развернуть новые модели содержания образования, его организации и финансирования, определить связанные с этим социальные риски и выработать компенсационные механизмы. Есть надежда, что педагогическое сообщество уже скоро сможет ощутить первые результаты: повысятся качество, доступность и эффективность образования, его конкурентоспособность. Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов обязан и может обеспечить достижение обозначенных целей на благо наших детей, на благо будущего дня своего родного города и страны. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|