Знак качества высшего образованияСтратегическая цель СВФУ имени М.К. Амосова – признание вуза к 2020 году современным научно-образовательным и культурным центром северо-востока России на российском и международном уровнях. Важным критерием оценки качества подготовки кадров в университете признана профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Просмотров: 2313
Важным критерием оценки качества подготовки кадров в СВФУ признана профессионально-общественная аккредитация образовательных программСтратегическая цель Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова – признание вуза к 2020 году современным научно-образовательным и культурным центром северо-востока России на российском и международном уровнях. Для достижения этой цели, наряду с ускоренным развитием инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктур, университет повышает стандарты преподавания дисциплин, приближая их к мировым образцам. Об особой роли, которую играет в этом процессе профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, размышляет ректор СВФУ, доктор педагогических и кандидат психологических наук, профессор Евгения МИХАЙЛОВА.
Важным критерием интегральной оценки качества подготовки кадров, научно-образовательной и инновационной деятельности является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ вузов. Негосударственная аккредитация полезна и, более того, жизненно необходима по нескольким причинам. Во-первых, в период подготовки образовательных программ к экспертному аудиту, а также в процессе его проведения появляется возможность сравнить их с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, выявить и исправить недостатки, закрепить и развить лучшие достижения, наконец, сделать программы эффективными и привлекательными как для преподавателей, так и для студентов. Во-вторых, наличие профессионально-общественной аккредитации – это своеобразный «знак качества» в сфере высшего образования, повышающий престиж факультета, специальности, университета в глазах абитуриента, в том числе иностранного. Для будущего работодателя специалист, подготовка которого осуществлялась на основе реализации программы, прошедшей негосударственную аккредитацию, будет более ценным кадром. Получение такого «знака качества» открывает дополнительные возможности для студентов в части получения международных сертификатов образовательных программ других вузов, прошедших подобную аккредитацию.
Одним из первых структурных подразделений СВФУ, программы которого прошли профессионально-общественную аккредитацию в Нацаккредцентре1, стал медицинский институт, возглавляемый академиком Пальмирой Петровой. В феврале 2013 года проведена внешняя экспертиза с участием международных экспертов, результатом которой явилось вручение сертификата профессионально-общественной аккредитации сроком на шесть лет по образовательной программе «Лечебное дело». Для справки, в 2011 году эта программа мединститута СВФУ вошла в число победителей по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»2. Важно отметить, что участие международных экспертов в профессионально-общественной аккредитации дает возможность увидеть организацию учебного процесса и действенность вузовской системы качества образования со стороны, и это, несомненно, весьма полезно для выстраивания стратегии дальнейшего развития вуза. Специальность «Лечебное дело» была открыта в Якутском государ¬ственном университете в 1957 году. В настоящее время мединститут СВФУ, преемник ЯГУ, является единственным на северо-востоке России высшим медицинским учебным заведением в системе Минобрнауки РФ. Значимый итог его работы на сегодняшний день – свыше 6 тыс. подготовленных специалистов, которые составляют более 85 процентов врачебных кадров республики. Начиная с 2011 года, медицинский институт активно участвует в реализации государственного заказа правительства Якутии по подготовке врачебных кадров для регионального рынка труда. Приоритетное направление – подготовка врачей для районных и сельских участковых больниц, особенно расположенных в арктической группе районов. При реализации образовательной программы «Лечебное дело», наряду с фундаментальной теоретической подготовкой студентов-медиков, большое место занимает обучение их практическим навыкам. Сегодня студенты, клинические интерны и ординаторы мединститута СВФУ получили возможность оттачивать технику и мастерство в симуляционном центре, который оснащен уникальным оборудованием стоимостью в десятки миллионов рублей. Нет сомнения, что с его помощью подготовка будущих медиков будет поднята на качественно новый уровень. Симуляционный центр включает учебные комнаты отработки базовых и клинических навыков. Здесь расположены манекены-имитаторы ребенка и взрослого, предназначенные для овладения приемами ухода за больными, а также фантомы для отработки техники инъекций, катетеризаций, аускультации и прочих. В комнатах отработки техники восстановления проходимости дыхательных путей, сердечно-легочной реанимации и дефибрилляции расположены соответствующие тематические тренажеры. Таким образом, с помощью симуляторов, тренажеров и фантомов будущие врачи могут приобрести навыки педиатрической, гинекологической, акушерской и других видов специальной медицинской помощи.
«Высшая врачебная лига» – это учебная виртуальная операционная, куда допускаются только старшекурсники, интерны и ординаторы. Здесь отрабатываются навыки малотравматических эндоскопических операций. Любимцем в симуляционном центре сразу же стал самый «продвинутый» манекен SimMan 3G, помещенный в палату интенсивной терапии, которого остроумные студенты окрестили Семеном. С помощью современного программного обеспечения манекену можно задать более двадцати различных патологических состояний: «пациент» дышит, стонет, кашляет, дрожит и даже потеет – почти как живой человек. С помощью этого тренажера можно не только обучать студентов, но и объективно оценивать качество овладения ими навыками самостоятельного оказания экстренной медицинской помощи по завершению программы обучения. С этой целью предусмотрены удаленный доступ и управление – это дает возможность моделировать ситуации, при которых обучаемый остается один на один с «больным». Более того, имеется возможность самостоятельно писать программы, симулирующие разнообразные патологические состояния, или вносить коррективы в имеющиеся. Специалисты центра убеждены, что появление в медицинском институте такого эффективного и высокотехнологичного инструмента практической подготовки позволит достичь главной цели обучения медицинских кадров – исключить врачебные ошибки в реальной работе. Долгосрочная стратегия развития медицинского института СВФУ до 2020 года, разработанная в рамках программы развития федерального вуза в целом, ставит целью формирование условий для фундаментальной и практической подготовки специалистов, основанной на международных стандартах и лучших традициях отечественного высшего медицинского образования. Следует подчеркнуть, задача по обеспечению конкурентоспособности выпускников Северо-Восточного федерального университета на отечественном и зарубежном рынках труда сегодня успешно реализуется. Подобная оценка в полной мере применима и к другой задаче долгосрочной стратегии мединститута – реализации непрерывного образования, максимально ориентированного на потребности личности, общества и государства.
Во многом успех стал возможен благодаря революционному обновлению научно-исследовательской базы института. В 2011 году приобретен, установлен и введен в эксплуатацию высокопроизводительный вычислительный суперкомпьютер «Ариан Кузьмин» – гордость студентов и профессорско-преподавательского состава ИМИ. Этот комплекс, максимальная теоретическая производительность которого равняется 50 терафлопс, а дисковый массив насчитывает 100 терабайт, назван в честь выдающегося якутского ученого-физика, ректора Якутского госуниверситета в 1973¬1986 годах. Состоящий из 160 серверных узлов и занимающий площадь около 20 кв. метров, он входит в топ50 наиболее мощных компьютеров СНГ. В реалиях сегодняшнего дня специалисты по прикладной математике и информатике, информационным технологиям входят в число наиболее востребованных. В то же время запросы рынка труда в высококвалифицированных работниках сферы IT значительно опережают выпуск дипломированных специалистов. Синергетический эффект факторов – получение профессионально-общественной аккредитации двумя ключевыми образовательными программами института математики и информатики, запуск суперкомпьютерного комплекса – внесет весомую лепту в улучшение качества подготовки выпускников вуза и повышение их конкурентоспособности. Однако в свете достигнутого перед ИМИ стоят новые задачи по дальнейшему совершенствованию содержания и организации образовательного процесса, научных исследований – в соответствии с международными стандартами качества образования.
Сотрудники ЦВТ также работают над заказом компании «Оптоган» – известного в России производителя высокотехнологичной светотехники в рамках проекта «Поиск путей улучшения технологического монтажа светодиодных чипов». Примечательно, что в реализации этого проекта участвуют магистранты ИМИ, что наглядно демонстрирует связь теории и практики в обучении. Проводимые расчеты функционирования металлокерамической подложки при высоких температурах позволят повысить надежность светодиодных ламп и другой продукции предприятия-заказчика. Кроме того, центр сегодня занимается расчетами моделирования фильтрации различных типов грунтов и напряжений вокруг скважин для нефтяных месторождений. По заказу Росатома и Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН сотрудники центра разрабатывают также программный модуль интегрального кода нового поколения для расчета термомеханического состояния и прочности элементов конструкций атомных станций. В программе обучения студентов ИМИ с запуском суперкомпьютера появились новые предметы – «Параллельное программирование» и «Параллельные вычисления». Можно однозначно утверждать, что именно модернизация образовательных программ СВФУ стала залогом успешного прохождения профессионально-общественной аккредитации, осуществленной Нацаккредцентром с участием зарубежных экспертов. Северо-Восточный федеральный университет намерен продолжать процесс негосударственной аккредитации образовательных программ. Вместе с обязательной государственной аккредитацией вуза наличие профессионально-общественной является важным критерием качества обучения студентов по конкретным направлениям подготовки. Прохождение такой аккредитации повышает привлекательность вуза в глазах абитуриентов и ценность молодых специалистов у работодателя, поднимает престиж университета в научном сообществе, открывает возможности для международной аккредитации образовательных программ. О программе медицинского института СВФУ «Лечебное дело»
О программах института математики и информатики СВФУ «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии (фундаментальная информатика и информационные технологии)»
1 Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации. См. http://www.ncpa.ru/ 2 Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» создан в 2010 году организациями-партнерами: Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и журналом «Аккредитация в образовании». Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
![]() Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|