Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Знак качества высшего образования

Стратегическая цель СВФУ имени М.К. Амосова – признание вуза к 2020 году современным научно-образовательным и культурным центром северо-востока России на российском и международном уровнях. Важным критерием оценки качества подготовки кадров в университете признана профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Просмотров: 2301

Важным критерием оценки качества подготовки кадров в СВФУ признана профессионально-общественная аккредитация образовательных программ

Стратегическая цель Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова – признание вуза к 2020 году современным научно-образовательным и культурным центром северо-востока России на российском и международном уровнях.

Для достижения этой цели, наряду с ускоренным развитием инновационной, образовательно-научной и социально-культурной инфраструктур, университет повышает стандарты преподавания дисциплин, приближая их к мировым образцам. Об особой роли, которую играет в этом процессе профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, размышляет ректор СВФУ, доктор педагогических и кандидат психологических наук, профессор Евгения МИХАЙЛОВА.

МИХАЙЛОВА Евгения Исаевна – ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук.
Родилась в 1949 году в селе Сунтар Якутской АССР. Окончила Якутский государственный университет. Все этапы трудовой биографии неразрывно связаны с жизнедеятельностью родного края: учитель математики в средних школах республики и города Якутска (1972-1983), инспектор, заведующий роно (1983-1988), заместитель заведующего, заведующий, начальник Якутского городского управления образования (1988-1996), замминистра образования (1996-1997), министр образования республики (1997-2002). С февраля 2002 года заместитель председателя правительства, вице-президент Республики Саха (Якутия).С апреля 2010 года – ректор СВФУ имени М.К.Аммосова.
Профессор. Член-корреспондент Российской академии образования. Председатель Совета ректоров вузов Республики Саха (Якутия).
Заслуженный учитель РФ. Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Важным критерием интегральной оценки качества подготовки кадров, научно-образовательной и инновационной деятельности является профессионально-общественная аккредитация образовательных программ вузов. Негосударственная аккредитация полезна и, более того, жизненно необходима по нескольким причинам. Во-первых, в период подготовки образовательных программ к экспертному аудиту, а также в процессе его проведения появляется возможность сравнить их с лучшими отечественными и зарубежными аналогами, выявить и исправить недостатки, закрепить и развить лучшие достижения, наконец, сделать программы эффективными и привлекательными как для преподавателей, так и для студентов. Во-вторых, наличие профессионально-общественной аккредитации – это своеобразный «знак качества» в сфере высшего образования, повышающий престиж факультета, специальности, университета в глазах абитуриента, в том числе иностранного. Для будущего работодателя специалист, подготовка которого осуществлялась на основе реализации программы, прошедшей негосударственную аккредитацию, будет более ценным кадром. Получение такого «знака качества» открывает дополнительные возможности для студентов в части получения международных сертификатов образовательных программ других вузов, прошедших подобную аккредитацию.

До 2020 года на развитие федеральных университетов будет потрачено порядка 150 млрд. рублей. Корпусом федеральных университетов к этому времени должны быть достигнуты следующие стратегические цели:

– создание в России конкурентоспособных научно-образовательных центров, призванных обеспечить доступность для граждан качественного высшего образования;

– повышение конкурентоспособности отечественного высшего образования на международных рынках образовательных услуг (в том числе вхождение в мировой рейтинг лучших университетов);

– придание устойчивости социально-экономическому развитию регионов России.

Одним из первых структурных подразделений СВФУ, программы которого прошли профессионально-общественную аккредитацию в Нацаккредцентре1, стал медицинский институт, возглавляемый академиком Пальмирой Петровой.

В феврале 2013 года проведена внешняя экспертиза с участием международных экспертов, результатом которой явилось вручение сертификата профессионально-общественной аккредитации сроком на шесть лет по образовательной программе «Лечебное дело». Для справки, в 2011 году эта программа мединститута СВФУ вошла в число победителей по итогам проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России»2. Важно отметить, что участие международных экспертов в профессионально-общественной аккредитации дает возможность увидеть организацию учебного процесса и действенность вузовской системы качества образования со стороны, и это, несомненно, весьма полезно для выстраивания стратегии дальнейшего развития вуза.

Специальность «Лечебное дело» была открыта в Якутском государ¬ственном университете в 1957 году. В настоящее время мединститут СВФУ, преемник ЯГУ, является единственным на северо-востоке России высшим медицинским учебным заведением в системе Минобрнауки РФ. Значимый итог его работы на сегодняшний день – свыше 6 тыс. подготовленных специалистов, которые составляют более 85 процентов врачебных кадров республики. Начиная с 2011 года, медицинский институт активно участвует в реализации государственного заказа правительства Якутии по подготовке врачебных кадров для регионального рынка труда. Приоритетное направление – подготовка врачей для районных и сельских участковых больниц, особенно расположенных в арктической группе районов.

При реализации образовательной программы «Лечебное дело», наряду с фундаментальной теоретической подготовкой студентов-медиков, большое место занимает обучение их практическим навыкам. Сегодня студенты, клинические интерны и ординаторы мединститута СВФУ получили возможность оттачивать технику и мастерство в симуляционном центре, который оснащен уникальным оборудованием стоимостью в десятки миллионов рублей. Нет сомнения, что с его помощью подготовка будущих медиков будет поднята на качественно новый уровень.

Симуляционный центр включает учебные комнаты отработки базовых и клинических навыков. Здесь расположены манекены-имитаторы ребенка и взрослого, предназначенные для овладения приемами ухода за больными, а также фантомы для отработки техники инъекций, катетеризаций, аускультации и прочих. В комнатах отработки техники восстановления проходимости дыхательных путей, сердечно-легочной реанимации и дефибрилляции расположены соответствующие тематические тренажеры. Таким образом, с помощью симуляторов, тренажеров и фантомов будущие врачи могут приобрести навыки педиатрической, гинекологической, акушерской и других видов специальной медицинской помощи.

Профессионально-общественная аккредитация повышает привлекательность вуза в глазах абитуриентов и ценность молодых специалистов у работодателя, поднимает престиж университета в научном сообществе, открывает возможности для международной аккредитации образовательных программ.

«Высшая врачебная лига» – это учебная виртуальная операционная, куда допускаются только старшекурсники, интерны и ординаторы. Здесь отрабатываются навыки малотравматических эндоскопических операций. Любимцем в симуляционном центре сразу же стал самый «продвинутый» манекен SimMan 3G, помещенный в палату интенсивной терапии, которого остроумные студенты окрестили Семеном. С помощью современного программного обеспечения манекену можно задать более двадцати различных патологических состояний: «пациент» дышит, стонет, кашляет, дрожит и даже потеет – почти как живой человек. С помощью этого тренажера можно не только обучать студентов, но и объективно оценивать качество овладения ими навыками самостоятельного оказания экстренной медицинской помощи по завершению программы обучения. С этой целью предусмотрены удаленный доступ и управление – это дает возможность моделировать ситуации, при которых обучаемый остается один на один с «больным». Более того, имеется возможность самостоятельно писать программы, симулирующие разнообразные патологические состояния, или вносить коррективы в имеющиеся. Специалисты центра убеждены, что появление в медицинском институте такого эффективного и высокотехнологичного инструмента практической подготовки позволит достичь главной цели обучения медицинских кадров – исключить врачебные ошибки в реальной работе.

Долгосрочная стратегия развития медицинского института СВФУ до 2020 года, разработанная в рамках программы развития федерального вуза в целом, ставит целью формирование условий для фундаментальной и практической подготовки специалистов, основанной на международных стандартах и лучших традициях отечественного высшего медицинского образования. Следует подчеркнуть, задача по обеспечению конкурентоспособности выпускников Северо-Восточного федерального университета на отечественном и зарубежном рынках труда сегодня успешно реализуется. Подобная оценка в полной мере применима и к другой задаче долгосрочной стратегии мединститута – реализации непрерывного образования, максимально ориентированного на потребности личности, общества и государства.

Институт математики и информатики Северо-Восточного федерального университета, возглавляемый кандидатом физико-математических наук Верой Афанасьевой, также прошел профессионально-общественную аккредитацию, причем сразу по двум специальностям– «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии (фундаментальная информатика и информационные технологии)». Это был первый опыт негосударственной аккредитации как для ИМИ, так и для федерального университета в целом. Отметим, что к этому моменту несколько образовательных программ института уже стали победителями проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

Во многом успех стал возможен благодаря революционному обновлению научно-исследовательской базы института. В 2011 году приобретен, установлен и введен в эксплуатацию высокопроизводительный вычислительный суперкомпьютер «Ариан Кузьмин» – гордость студентов и профессорско-преподавательского состава ИМИ. Этот комплекс, максимальная теоретическая производительность которого равняется 50 терафлопс, а дисковый массив насчитывает 100 терабайт, назван в честь выдающегося якутского ученого-физика, ректора Якутского госуниверситета в 1973¬1986 годах. Состоящий из 160 серверных узлов и занимающий площадь около 20 кв. метров, он входит в топ­50 наиболее мощных компьютеров СНГ.

В реалиях сегодняшнего дня специалисты по прикладной математике и информатике, информационным технологиям входят в число наиболее востребованных. В то же время запросы рынка труда в высококвалифицированных работниках сферы IT значительно опережают выпуск дипломированных специалистов.

Синергетический эффект факторов – получение профессионально-общественной аккредитации двумя ключевыми образовательными программами института математики и информатики, запуск суперкомпьютерного комплекса – внесет весомую лепту в улучшение качества подготовки выпускников вуза и повышение их конкурентоспособности. Однако в свете достигнутого перед ИМИ стоят новые задачи по дальнейшему совершенствованию содержания и организации образовательного процесса, научных исследований – в соответствии с международными стандартами качества образования.

Для развития научных и прикладных исследований в области высокопроизводительных вычислений в ИМИ был создан центр вычислительных технологий (ЦВТ). Основными направлениями его деятельности являются проведение исследований и сложных вычислений, предоставление вычислительных ресурсов суперкомпьютера научно-исследовательским институтам и промышленным предприятиям, подготовка высококвалифицированных специалистов в области параллельного программирования и администрирования кластерных систем, образовательные услуги. В настоящее время в центре выполняются расчеты для Центрального аэрогидродинамического института (г. Москва), в частности, моделируются показатели шумности авиационного двигателя с целью снижения ее значения. Еще один интересный проект, в котором были задействованы вычислительные мощности «Ариана Кузьмина», – моделирование искусственного замораживания несущих грунтов для нужд железной дороги. Проблема заключается в том, что в случае оттайки грунта, в котором находятся толщи льда, он может потерять свои несущие способности, а железнодорожное полотно деформироваться. Этот проект реализуется совместно с Институтом мерзлотоведения им. П.И. Мельникова Якутского научного центра Сибирского отделения РАН. Результаты этой работы имеют большое значение для повышения безопасности и эффективности железнодорожных перевозок, развития всей транспортной отрасли Якутии.

Сотрудники ЦВТ также работают над заказом компании «Оптоган» – известного в России производителя высокотехнологичной светотехники в рамках проекта «Поиск путей улучшения технологического монтажа светодиодных чипов». Примечательно, что в реализации этого проекта участвуют магистранты ИМИ, что наглядно демонстрирует связь теории и практики в обучении. Проводимые расчеты функционирования металлокерамической подложки при высоких температурах позволят повысить надежность светодиодных ламп и другой продукции предприятия-заказчика. Кроме того, центр сегодня занимается расчетами моделирования фильтрации различных типов грунтов и напряжений вокруг скважин для нефтяных месторождений. По заказу Росатома и Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН сотрудники центра разрабатывают также программный модуль интегрального кода нового поколения для расчета термомеханического состояния и прочности элементов конструкций атомных станций. В программе обучения студентов ИМИ с запуском суперкомпьютера появились новые предметы – «Параллельное программирование» и «Параллельные вычисления».

Можно однозначно утверждать, что именно модернизация образовательных программ СВФУ стала залогом успешного прохождения профессионально-общественной аккредитации, осуществленной Нацаккредцентром с участием зарубежных экспертов.

Северо-Восточный федеральный университет намерен продолжать процесс негосударственной аккредитации образовательных программ. Вместе с обязательной государственной аккредитацией вуза наличие профессионально-общественной является важным критерием качества обучения студентов по конкретным направлениям подготовки. Прохождение такой аккредитации повышает привлекательность вуза в глазах абитуриентов и ценность молодых специалистов у работодателя, поднимает престиж университета в научном сообществе, открывает возможности для международной аккредитации образовательных программ.

О программе медицинского института СВФУ «Лечебное дело»

  • Всего в 2012 году программа «Лечебное дело» реализовывалась в 116 вузах Российской Федерации. Из них победителями проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» в прошлом году названы 44, что составляет 38 процентов от общего числа данных ОП, реализуемых в стране.
  • Профессорско-преподавательский состав университета, реализующий образовательную программу, сформирован из числа высококвалифицированных кадров, имеющих учёные степени и звания. Остепененность ППС составляет 87 процентов, в том числе 24,4 – докторов наук.
  • Тематика научных исследований ориентирована на региональные особенности заболеваемости на Севере. На базе мединститута СВФУ по специальности «Лечебное дело» открыта аспирантура по 12 специальностям, диссертационный совет – по 4: «Внутренние болезни», «Патологическая физиология», «Хирургия», «Травматология и ортопедия».
  • При медицинском институте сформированы научные школы профессора П.Г. Петровой – по изучению экологии и здоровья человека на Севере, профессора А.И. Иванова – по исследованию висцероптозов. Заведующей лабораторией геномной медицины института, доктором медицинских наук Н.Р. Максимовой открыт новый ген малорослости, вошедший в международный регистр генетических болезней. В институте впервые начато научное исследование по холодовой травме, нашедшее признание на международном уровне.
  • Общий объем финансирования НИР составляет около 10,500 млн. рублей (на 1 представителя ППС – 67,6 тыс.). Средняя стоимость внедрения научно-технической продукции – 637,0 тыс. рублей.
  • В мединституте функционируют 36 научных кружков для студентов специальности «Лечебное дело».

О программах института математики и информатики СВФУ «Прикладная математика и информатика» и «Информационные технологии (фундаментальная информатика и информационные технологии)»

  • Всего в 2012 году в 183 вузах Российской Федерации реализовывалось 274 подобных программы. Из них победителями проекта «Лучшие образовательные программы России» в прошлом году названы 87, что составляет 31,8 процента от общего числа данных ОП, реализуемых в стране.
  • В СВФУ разработана и утверждена программа фундаментальной математической подготовки, одобренная Учебно-методическим советом по математике и механике УМО классического университетского образования РФ. Университет проводит масштабную работу с одаренными школьниками, в частности, муниципальные, региональные Северо-Восточные олимпиады школьников.
  • Открытие Малой компьютерной академии дало студентам возможность дополнительного обучения робототехнике с помощью роботов-конструкторов Roborobo, LegoMindstorms, программированию на языке СИ с помощью мобильного робота ED, робот-платформы CRX10, андроидного робота Robobuilder.
  • Студенты участвуют в университетских, республиканских, российских и международных конференциях и олимпиадах. Имеют возможность обучаться по обменным программам в Индии в университете г.Бангалора, в Швеции – в университете Линнея, Технологическом университете г.Лулео.
  • Студентами выиграны гранты на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом (Страсбургский университет), правительства Китая для обучения в магистратуре Цзямусского университета.
  • Экспертная комиссия, проводившая внешний аудит указанных программ, особо отметила высокий корпоративный дух, проявляющийся в преданности сотрудников и студентов СВФУ ценностям, целям и принципам вуза.

1 Национальный центр общественно-профессиональной аккредитации. См. http://www.ncpa.ru/

2 Проект «Лучшие образовательные программы инновационной России» создан в 2010 году организациями-партнерами: Национальным центром общественно-профессиональной аккредитации, Гильдией экспертов в сфере профессионального образования и журналом «Аккредитация в образовании».

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
Высокое признание профессионального сообщества
В Волгатехе будут готовить экономистов по европейскому стандарту
Качество образования: гаранты и гарантии
Подготовка медицинских кадров в БФУ имени Иммануила Канта
Лучшие программы БГМУ – «Лечебное дело» и «Педиатрия»
Направления независимой оценки
Три шага к публичной образовательной корпорации
Новый подход к выбору лучших программ
Очередное заседание Национального аккредитационного совета
САФУ: арктические горизонты

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ