Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты

Информационно-аналитический журнал

Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Высшая военная школа: альтернативы нет

Необходимость существования исторически сложившейся, многоступенчатой российской военной школы очевидна. Ей нет альтернативы, и формируемый ею офицерский корпус является фундаментом, на котором строится здание современной армии.

Просмотров: 2907
ПРЕСНУХИН Вячеслав Валерьевич – временно исполняющий должность начальника Ростовского военного института ракетных войск (филиал ВА РВСН), кандидат технических наук, доцент

Предыдущая публикация Ростовского военного института ракетных войск на страницах «АО» (апрель, 2008) была посвящена анализу реформы высшего военно-специального образования в России. Как вывод подчеркивалось – не навредить существующей системе подготовки военных кадров.

Сегодня появилась насущная необходимость подвести некоторые промежуточные итоги. Повода торжествовать победу здравого смысла, по мнению временно исполняющего должность начальника Ростовского военного института ракетных войск, полковника Вячеслава ПРЕСНУХИНА, в настоящее время нет.

НЕЛЬЗЯ не признать, что многие проблемы, поднятые в статье «Главный принцип – не навредить», получили вполне адекватное разрешение. Учитывая специфику военных вузов, Правительство РФ в 2009 году приняло решение о сохранении в них специалитета по ряду направлений подготовки. С участием всех заинтересованных сторон – военных вузов, заказывающих управлений видов и родов войск, ведущих гражданских вузов – были разработаны проекты ФГОС нового поколения.

Однако в процессе формирования нового облика Вооруженных Сил РФ появились и новые, негативные для военных вузов тенденции. Приобретает популярность тезис о том, что стране не нужна система подготовки офицерских кадров в существующем виде – на основе специализированных образовательных учреждений различных уровней. В качестве альтернативы предлагается отдать все на откуп военным кафедрам и учебно-военным центрам гражданских вузов. Мотивация, на первый взгляд, даже привлекательна – это дешевле, да и сокращение численности офицеров в ВС РФ можно осуществить, в том числе за счет расформирования военных вузов. К 2012 году планируется оставить всего 10 системообразующих военных вузов – сегодня их приблизительно в четыре раза больше.

ДАВАЙТЕ объективно разберемся, соблюден ли принцип «не навреди».

Общеизвестно, что содержание подготовки в военном вузе имеет ряд особенностей.

Первая – высокий уровень сложности современных систем вооружения требует, с одной стороны, фундаментальности образования, но и узкой ориентации на конкретную систему вооружения, с другой. Например, группировка ракетных войск стратегического назначения включает две специфические составляющие: ракетные комплексы с отдельным стартом и подвижные грунтовые ракетные комплексы. Содержание подготовки специалистов для каждой из них существенно отличается. Исторически опыт такой подготовки сложился в разных вузах, находящихся в Ростове-на-Дону и Серпухове. Разрушение этой связки – расформирование одного из вузов – приведет к необратимым для обороноспособности страны последствиям, особенно в условиях существования серьезных проблем с НАТО и развертывания США систем ПРО, делающих реальной перспективу выхода России из договора по СНВ-3.

Вторая особенность. Формирование офицерских качеств у курсантов обеспечивается всей воинской средой и представляет собой цельную, сложившуюся в течение многих лет систему, которую невозможно воспроизвести в гражданском вузе. Это совокупность взаимосвязанных приемов, педагогических средств, форм и методов обучения и воспитания, элементов жизнеустройства курсанта, которые и позволяют подготовить истинного командира, руководителя и воспитателя, базовыми для которого являются понятия чести и долга. Согласно словарю В.И. Даля, честь – это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Требование чести от офицера явилось не на пустом месте – чести от офицера требует сама военная служба.

О ДЕШЕВИЗНЕ. Число угроз национальной безопасности и напряженность в мире непрерывно растут, а доля расходов на оборону в бюджете России – и без того меньшая, чем в большинстве развитых (читай – потенциально опасных) стран, – год от года падает. Суждения о том, что необходимо сокращать численность военных вузов с тем, чтобы высвобождаемые средства использовать для повышения уровня содержания оставшихся, приводят на практике к сокращению и численности, и финансирования, да и экономия здесь – вопрос вторичный, так как альтернативы военным вузам нет.

Существующая же система подготовки офицерских кадров еще работает! По отзывам из войск, согласно формализованной процедуре, включающей десятки опросных позиций, 95-98 процентов наших выпускников удовлетворяют требованиям к офицеру-ракетчику. Схожая картина – в большинстве вузов МО РФ.

Разумеется, военные вузы волнуют и иные вопросы – прежде всего, кадровый. Речь идет о сохранении существующей системы подготовки научно-педагогических кадров, поскольку особенности реализации образовательных программ могут обеспечить только выращенные в рамках военных научных школ ученые-преподаватели, область научных интересов которых определяется проблемами создания, развития и эксплуатации конкретных систем вооружения на специализированной учебно-материальной базе. Кроме того, в условиях отсутствия третий год подряд набора в ряд вузов МО РФ под вопросом даже не воспроизводство, а просто сохранение их научно-педагогического потенциала. К сожалению, объем статьи не позволяет остановиться на этих проблемах подробнее.

Вывод – необходимость существования исторически сложившейся, многоступенчатой российской военной школы очевидна. Ей нет альтернативы, и формируемый ею офицерский корпус является тем фундаментом, на котором строится здание современной армии.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Теги: вячеслав преснухин, ростовская область, ростовский военный институт ракетных войск, военное образование, профиль, ао-48

Похожие материалы:
Искусство сотворения кадров культуры
Модель образования в Зимовниковском педагогическом колледже
Дербентский гуманитарный институт - вуз новой модели
Колледж новых идей
Кузбасский институт ФСИН России: ориентир на практику
Художественный вуз непрерывного образования
Управление качеством образования в медицинском колледже
Лучший нестоличный музыкальный вуз России
Что и где посеять – подскажет вуз
Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики: инновации в IT

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 5 (113) 2019

Науки юношей питают? Аспирантура - кузница научных кадров или формальность? Достаточны ли усилия, предпринимаемые руководством страны для развития вузовской науки? На эти и другие вопросы ответили ректоры и студенты, учёные и общественные деятели. Центральной темой «АО - 113» стала российская наука, а номер (надеемся) - получился современным и своевременным!
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Преподаватели Дальнего Востока освоят технологии онлайн-образования
3 декабря на острове Русском, в Дальневосточном федеральном университете стартовала Международная...
Расписание вебинара «Интернационализация высшего образования»
Интернационализация высшего образования. Сотрудничество с сетями и агентствами гарантии качества...
Из журнала
#103Опыт преподавания родного языка в Калмыкии
#107Качественное классическое образование в Мурманском педагогическом колледже
#106Опыт организации профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Республики Башкортостан
#110Перспективы набора азербайджанских студентов на обучение в российские вузы
#105Международная аккредитация и высшее образование Индии
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ