Высшая военная школа: альтернативы нетНеобходимость существования исторически сложившейся, многоступенчатой российской военной школы очевидна. Ей нет альтернативы, и формируемый ею офицерский корпус является фундаментом, на котором строится здание современной армии. Просмотров: 2948
Предыдущая публикация Ростовского военного института ракетных войск на страницах «АО» (апрель, 2008) была посвящена анализу реформы высшего военно-специального образования в России. Как вывод подчеркивалось – не навредить существующей системе подготовки военных кадров. Сегодня появилась насущная необходимость подвести некоторые промежуточные итоги. Повода торжествовать победу здравого смысла, по мнению временно исполняющего должность начальника Ростовского военного института ракетных войск, полковника Вячеслава ПРЕСНУХИНА, в настоящее время нет. НЕЛЬЗЯ не признать, что многие проблемы, поднятые в статье «Главный принцип – не навредить», получили вполне адекватное разрешение. Учитывая специфику военных вузов, Правительство РФ в 2009 году приняло решение о сохранении в них специалитета по ряду направлений подготовки. С участием всех заинтересованных сторон – военных вузов, заказывающих управлений видов и родов войск, ведущих гражданских вузов – были разработаны проекты ФГОС нового поколения. Однако в процессе формирования нового облика Вооруженных Сил РФ появились и новые, негативные для военных вузов тенденции. Приобретает популярность тезис о том, что стране не нужна система подготовки офицерских кадров в существующем виде – на основе специализированных образовательных учреждений различных уровней. В качестве альтернативы предлагается отдать все на откуп военным кафедрам и учебно-военным центрам гражданских вузов. Мотивация, на первый взгляд, даже привлекательна – это дешевле, да и сокращение численности офицеров в ВС РФ можно осуществить, в том числе за счет расформирования военных вузов. К 2012 году планируется оставить всего 10 системообразующих военных вузов – сегодня их приблизительно в четыре раза больше. ДАВАЙТЕ объективно разберемся, соблюден ли принцип «не навреди». Общеизвестно, что содержание подготовки в военном вузе имеет ряд особенностей. Первая – высокий уровень сложности современных систем вооружения требует, с одной стороны, фундаментальности образования, но и узкой ориентации на конкретную систему вооружения, с другой. Например, группировка ракетных войск стратегического назначения включает две специфические составляющие: ракетные комплексы с отдельным стартом и подвижные грунтовые ракетные комплексы. Содержание подготовки специалистов для каждой из них существенно отличается. Исторически опыт такой подготовки сложился в разных вузах, находящихся в Ростове-на-Дону и Серпухове. Разрушение этой связки – расформирование одного из вузов – приведет к необратимым для обороноспособности страны последствиям, особенно в условиях существования серьезных проблем с НАТО и развертывания США систем ПРО, делающих реальной перспективу выхода России из договора по СНВ-3. Вторая особенность. Формирование офицерских качеств у курсантов обеспечивается всей воинской средой и представляет собой цельную, сложившуюся в течение многих лет систему, которую невозможно воспроизвести в гражданском вузе. Это совокупность взаимосвязанных приемов, педагогических средств, форм и методов обучения и воспитания, элементов жизнеустройства курсанта, которые и позволяют подготовить истинного командира, руководителя и воспитателя, базовыми для которого являются понятия чести и долга. Согласно словарю В.И. Даля, честь – это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Требование чести от офицера явилось не на пустом месте – чести от офицера требует сама военная служба. О ДЕШЕВИЗНЕ. Число угроз национальной безопасности и напряженность в мире непрерывно растут, а доля расходов на оборону в бюджете России – и без того меньшая, чем в большинстве развитых (читай – потенциально опасных) стран, – год от года падает. Суждения о том, что необходимо сокращать численность военных вузов с тем, чтобы высвобождаемые средства использовать для повышения уровня содержания оставшихся, приводят на практике к сокращению и численности, и финансирования, да и экономия здесь – вопрос вторичный, так как альтернативы военным вузам нет. Существующая же система подготовки офицерских кадров еще работает! По отзывам из войск, согласно формализованной процедуре, включающей десятки опросных позиций, 95-98 процентов наших выпускников удовлетворяют требованиям к офицеру-ракетчику. Схожая картина – в большинстве вузов МО РФ. Разумеется, военные вузы волнуют и иные вопросы – прежде всего, кадровый. Речь идет о сохранении существующей системы подготовки научно-педагогических кадров, поскольку особенности реализации образовательных программ могут обеспечить только выращенные в рамках военных научных школ ученые-преподаватели, область научных интересов которых определяется проблемами создания, развития и эксплуатации конкретных систем вооружения на специализированной учебно-материальной базе. Кроме того, в условиях отсутствия третий год подряд набора в ряд вузов МО РФ под вопросом даже не воспроизводство, а просто сохранение их научно-педагогического потенциала. К сожалению, объем статьи не позволяет остановиться на этих проблемах подробнее. Вывод – необходимость существования исторически сложившейся, многоступенчатой российской военной школы очевидна. Ей нет альтернативы, и формируемый ею офицерский корпус является тем фундаментом, на котором строится здание современной армии. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|