Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Подготовка инженеров-дорожников в контексте вызовов времени

Эффективной подготовке инженеров способствует не только тесная связь между профессиональным образованием и производственной сферой, но и научной составляющей вуза. По этой причине в академии проводятся широкомасштабные исследования по различным наукоемким направлениям отрасли.

Просмотров: 2834
В.А. САЛЬНИКОВ, ректор Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, доктор педагогических наук, профессор

Для становления и формирования автомобильно-дорожного образования и подготовки инженерных кадров этого направления 30-е годы прошлого века можно назвать судьбоносными. Именно 1 ноября 1930 года в Омске и начал свою образовательную деятельность Сибирский автомобильно-дорожный институт (СибАДИ), с 1999 года – академия.

Поворот государственной политики в сторону индустриализации обусловил одну из главных задач того времени – организацию интенсивной подготовки квалифицированных инженерных кадров, которые могли бы обеспечить опережающее развитие транспортного строительства в стране и особенно в труднодоступных регионах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера.

В минувшем году вуз отметил восьмидесятилетие. Несмотря на трудности в годы становления и развития СибАДИ успешно выполнял и выполняет свою историческую миссию – подготовку инженерных кадров сразу по двум направлениям: автомобильному и дорожному. С этой работой успешно справляются три факультета: «Автомобильные дороги и мосты», «Автомобильный транспорт», «Технологические и транспортные машины». При всей разноплановости профессиональной подготовки выпускников ключевым и объединяющим понятием для них является «автомобильная дорога».

Транспортной стратегией на период до 2030 года предусматривается формирование единого экономического пространства страны, ориентированного в первую очередь на создание транспортных коридоров, комплексное освоение новых территорий Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера. Это определяет переход дорожного хозяйства на инновационный путь развития с учётом использования эффективных технологий и новейших достижений. В соответствии с этим в вузе структурируется многоуровневая система подготовки инженерных кадров, изменение образовательной парадигмы, переход на студентоцентрированную, уровневую, компетентностную модель.

Одновременно вузом проводится большая работа по реконструкции и обновлению учебно-лабораторной базы академии. Ряд кафедр имеет филиалы на предприятиях автомобильно-дорожной отрасли, что позволяет повысить эффективность производственной и преддипломной практики.

В значительной степени этому содействуют ресурсные центры по отраслям производства, создаваемые при взаимодействии с вузами на базе средних учебных заведений. Подготовка квалифицированного специалиста требует создания инженерных центров в крупных компаниях, оснащенных высокотехнологичным оборудованием – таких, например, как научно-производственное объединение «Мостовик». Прохождение практики в современных компаниях позволяет получить студентам навыки профессионального уровня. Хорошо себя зарекомендовали студенты СибАДИ на олимпийских объектах в Сочи и на строительстве моста на острове Русский.

СибАДИ одним из первых в регионе прошел процедуру лицензирования системы менеджмента качества и получил сертификат соответствия, что позволяет осуществить переход на принципиально новый подход к менеджменту процессов в образовательной среде с учетом специфики, возрастающей социальной ответственности перед бизнесом (работодателями) и обществом. В настоящее время проводится самооценка инновационного потенциала основных образовательных программ, результатом которой станет поиск новых путей повышения качества подготовки выпускников по каждой из оцениваемых программ.

Основным же экзаменатором качества подготовки, как известно, является рынок труда. Ежегодно востребованность инженеров, подготовленных вузом по автомобильно-дорожному направлению, составляет от 80 до 95 процентов.

Сопутствующим фактором эффективной подготовки инженеров является не только тесная связь между профессиональным образованием и производственной сферой, но и научной составляющей вуза. Именно поэтому в академии проводятся широкомасштабные исследования по различным наукоемким направлениям отрасли. Открыты два малых инновационных предприятия: Сибирский инновационный дорожный центр «СибИНДОР» и «Дорожный инновационный центр СибАДИ» (ДИЦ СибАДИ). Предметом деятельности первого предприятия является внедрение результатов интеллектуальной деятельности (РИД), обучение методам использования РИД, проведение прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Надо признать, что модернизация системы высшего образования имеет в целом положительный эффект, но не обходится и без недоработок. В частности, с введением стандартов третьего поколения в реестре не оказалось специальности «Мосты и транспортные тоннели». Так целое направление транспортного строительства, связанное с проектированием, строительством и эксплуатацией автодорожных мостов – объектов высочайшего класса ответственности, оказалось за пределами образовательного пространства. Последствия подобной ошибки могут быть губительными для отрасли, которая завтра может лишиться молодых квалифицированных инженерных кадров.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова: кадры для флота
Подготовка морского инженера в современных условиях
Кузбасский институт ФСИН России: ориентир на практику
Художественный вуз непрерывного образования
Лучший нестоличный музыкальный вуз России
Высшая военная школа: альтернативы нет
Дербентский гуманитарный институт - вуз новой модели
Сфера гостеприимства: подготовка специалистов среднего звена
УлГТУ - центр изобретательской работы в России
Искусство сотворения кадров культуры

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ