Место встречи науки и образованияКольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФ ПетрГУ) сотрудничает с Кольским научным центром РАН с момента создания вуза – это позволило реально запустить в учебном заведении процесс интеграции науки и образования. Просмотров: 1488
Кольский филиал Петрозаводского государственного университета сотрудничает с Кольским научным центром РАН с момента создания вуза
Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФ ПетрГУ) образован в Мурманской области в 1994 году. Важнейшим аргументом размещения вуза в городе Апатиты стало наличие Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН) с 11 научно-исследовательскими институтами, что позволяло реально запустить в учебном заведении процесс интеграции науки и образования. Сегодня КФ ПетрГУ – один из самых молодых вузов Кольского Заполярья – является вторым по величине высшим учебным заведением в регионе. В филиале обучается более 3,6 тыс. студентов, а за весь период деятельности подготовлено свыше 8 тыс. дипломированных специалистов. Надежная база для трудоустройстваНа шести факультетах (информатики и прикладной математики, экономическом, экологическом, физико-энергетическом, горном и гуманитарном) ведется подготовка по специальностям и направлениям, структура и объемы которых отвечают потребностям практически всех отраслей экономики и производства Мурманской области. Вуз предоставляет абитуриентам трансферные специальности и направления, обеспечивающие возможность получения сразу двух дипломов. Естественно, что выпускники, имеющие два диплома, обладают конкурентными преимуществами на рынке труда. Им выдается документ, который является свидетельством приобретенных знаний по многим профессиям: от системного программиста до горного инженера, знатока финансовой деятельности и менеджмента, специалиста по социальной работе и юриспруденции. Практика показала, что диплом выпускника КФ ПетрГУ – это надежная база для престижного трудоустройства и быстрого профессионального роста. На 26 кафедрах, в том числе 20 выпускающих, работают свыше 360 преподавателей, среди них 2 академика и 2 члена-корреспондента РАН, свыше 230 докторов наук (профессоров) и кандидатов наук (доцентов). В составе кафедр филиала – единственная в Мурманской области кафедра североведения: на сегодня значительная часть Российской Федерации относится к Крайнему Северу и районам, приравненным к нему. Кольский филиал – единственный вуз в Мурманской области и Карелии, ведущий подготовку менеджеров по специальности и направлению «Сестринское дело» для учреждений здравоохранения, органов управления здравоохранением, профессионально-образовательных и научно-исследовательских учреждений и учреждений социальной защиты. В учебном заведении работают 11 базовых кафедр институтов Кольского научного центра РАН, реально осуществляя интеграцию науки и высшего образования. Эти базовые кафедры являются научно-образовательными центрами. Преподаватели здесь – действующие ученые, ведущие научные исследования на мировом уровне. В институтах Кольского научного центра РАН студенты слушают лекции, используют учебно-методические пособия, занимаются научными исследованиями, выполняют курсовые и дипломные работы, проходят учебную и производственную практику. Как следствие, ежегодно растет число выпускников базовых кафедр, принятых на работу и (или) в аспирантуру КНЦ РАН: за последние пять лет в аспирантуру поступили более 100 выпускников. Соответствовать высоким требованиямКФ ПетрГУ представляет собой современный научно-образовательный комплекс с развитой учебно-лабораторной базой. Здесь имеются все условия для качественной подготовки специалистов, бакалавров и магистров. Филиал располагает 66 современно оснащенными лабораториями по естественнонаучным, гуманитарным и специальным дисциплинам. В распоряжении студентов 7 учебных корпусов, 3 общежития, спортивные сооружения, клуб. Общая площадь помещений насчитывает 46 500 кв. метров. Большая научная библиотека, имеющая четыре отраслевых отдела (технической литературы, естественнонаучный, гуманитарный, экономико-правовой), насчитывает свыше 220 тыс. единиц учебной, научной и справочной литературы. За пять лет изданы 28 сборников научных трудов ученых КФ ПетрГУ и сборников докладов научных конференций. Преподаватели за этот период издали 87 монографий, 293 учебных и учебно-методических пособия. Организован и активно развивается электронный читальный зал. В составе филиала действует региональный центр Интернет-образования. Уже более 5,6 тыс. работников системы образования и муниципальных служб Мурманской области овладели навыками работы с компьютером, научились использовать возможности Интернета. В филиале создан региональный центр тестирования, задачей которого является содействие и помощь школьникам и абитуриентам в выборе будущей профессии и приобретении опыта прохождения единого государственного экзамена. Одним из важных направлений деятельности центра является тестирование студентов по различным дисциплинам и их участие в Интернет-экзаменах в сфере высшего профессионального образования, результаты которых используются при аккредитации вуза, что позволяет осуществлять качественную подготовку специалистов. В структуре филиала успешно работает Математическая школа, основной задачей которой является выявление одаренных детей и оказание помощи в формировании и развитии их природных математических способностей. Школа организует и проводит ряд турниров, олимпиад и соревнований, в ходе которых проводится отбор детей для последующей работы в форме кружков и мастер-классов. Слушатели Математической школы КФ ПетрГУ являются победителями XXI Математического праздника в МГУ им. М.В. Ломоносова, Турнира городов, Московской математической олимпиады. Как и любой вуз, Кольский филиал ПетрГУ не раз проходил экспертизу, но последняя комплексная оценка деятельности осуществлялась по новой программе проверки – современным оценочным показателям. В 2009 году аккредитационной комиссией отмечалось, что содержание, уровень и качество подготовки выпускников, а также условия ведения образовательного процесса в КФ ПетрГУ соответствуют требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Комиссия отметила высокое качество знаний выпускников, что является залогом их дальнейшего успешного трудоустройства. Сформировать личность выпускникаКультурная и спортивная жизнь в филиале активно развиваются параллельно с учебным процессом. При этом важной составляющей является работа студенческого совета. В филиале уже много лет студенческая редакция выпускает газету «Арктический университет». Творческая лаборатория студентов – академический хор, команды КВН, театр, инструментальные и танцевальные ансамбли, рок-коллективы, студенческий клуб – открывает и развивает таланты молодых людей. Фестивали, конкурсы, концерты – далеко не полный перечень форм внеаудиторной работы, которая позволяет сформировать всесторонне развитую личность. Значительное внимание в КФ ПетрГУ уделяется физическому воспитанию и спорту. Команды филиала во многих видах спорта становились многократными призерами региональных и городских спортивных состязаний. Инновации – в обучениеОсобенностью развития научно-инновационной деятельности КФ ПетрГУ является кооперация преподавателей факультетов (кафедр) с научными подразделениями Кольского научного центра РАН. Например, значимые инновационные разработки создаются в результате совместных исследований горного факультета КФ ПетрГУ и Горного института КНЦ РАН, факультетом информатики и прикладной математики и Институтом информатики и математического моделирования технологических процессов Кольского научного центра РАН. Наличие научных школ, возглавляемых академиками В.Т. Калинниковым, Н.Н. Мельниковым, членами-корреспондентами РАН В.К. Жировым, Э.В. Ивантером, докторами наук, профессорами В.А. Путиловым, Е.Д. Терещенко, В.С. Жаровым, Б.В. Ефимовым и другими, позволяет студентам КФ ПетрГУ принимать участие в создании новых научных направлений в рамках научных программ и грантов. В учебном процессе горного, физико-энергетического факультетов, факультета информатики и прикладной математики широко используются информационные технологии, основанные на клиент-серверных взаимодействиях с локальными и удаленными базами данных, а также математических методах обработки, например, горно-геологической и технологической информации в виде 3D-моделей объектов горных технологий, позволяющих удобно представлять процессы горного производства. Использование методов и средств имитационного моделирования позволяет сделать наглядным ход сложных и многообразных явлений измельчения и разделения минеральных частиц, получить сведения о наиболее вероятных результатах обогащения руд для данной конкретной технологической ситуации, что является необходимым условием для своевременного и обоснованного принятия ответственных решений. Привлечение инноваций в подготовку инженерно-технических кадров на факультете информатики и прикладной математики осуществляется по многим направлениям. Например, происходит комплектование учебных лабораторий комплексами современных аппаратно-программных средств для практического освоения последних нововведений в области информационных технологий, цифровой техники и автоматизированных систем. Организована научно-исследовательская работа студентов старших курсов на базе лабораторий Института информатики и математического моделирования Кольского научного центра Российской академии наук в рамках подготовки курсовых и дипломных работ по актуальным проблемам социально-экономического развития региона с привлечением последних достижений в области информационной науки и техники. На физико-энергетическом факультете КФ ПетрГУ, как и на других факультетах, значительное внимание уделяется вопросам подготовки специалистов, отвечающих современных требованиям: созданию эффективных организационных структур, использованию нового современного оборудования и программного обеспечения, представляющего, в частности, высокоэффективную среду графического программирования, а также уникальных измерительных виртуализированных систем и приборов. Новые горизонтыВ 2009 году КФ ПетрГУ был признан лауреатом конкурса «Золотая медаль «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России», а глава коллектива отмечен почетным знаком «Директор года». Учебное заведение удостоено звания лауреата конкурса «100 лучших вузов России» в номинации «Филиал года-2011». Итоги приема абитуриентов в КФ ПетрГУ в 2011 году в условиях перехода всех вузов России на двухуровневую систему подготовки вполне удовлетворительны – план приема студентов на бюджетные места очного отделения выполнен, при этом конкурс на отдельные направления достигал 10-15 человек на место. Перспективы развития филиала связаны с совершенствованием организации учебного процесса, расширением спектра образовательных услуг, повышением качества образования, построением вариативной двухуровневой подготовки кадров в рамках системы «бакалавр – магистр», развитием спектра дополнительных образовательных услуг. Все это позволит вузу и его выпускникам успешно адаптироваться к потребностям реальной экономики. Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter
Похожие материалы: При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник
Комментарии пользователей: 0
Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
|
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020
Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Все опросыОпросы
Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
|