Поиск по сайту
О журналеПроектыОформить подпискуКонтакты
Информационно-аналитический журнал
Новости образовательных организаций. Аналитические материалы. Мнение экспертов.
Читайте нас в
социальных сетях
ВУЗы
НовостиВузыБолонский процессНегосударственное образованиеФГОСУМОФедеральные вузыВнеучебная работа
Образование в России
ШколаСПОДПОЗаконодательствоРегионыМеждународное сотрудничествоОтраслевое образованиеСтуденчество
Качество образования
АккредитацияРейтингиТехнологии образованияМеждународный опыт
Рынок труда
АнализРаботодателиТрудоустройство
Наука
Молодые ученыеТехнологииКонкурсы
Вузы России

Транснациональное образование. Проблема признания диплома

Обсуждение транснационального образования и проблемы признания дипломов и аккредитации образовательных программ в рамках семинара, организованного Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования.

Просмотров: 3410

Дипломы пО/РИзнаются в сравнении

Галина МОТОВА, доктор педагогических наук, заместитель директора Национального аккредитационного агентства

Признание дипломов практически никак не зависит от аккредитации вуза и его образовательных программ, даже если программа, которую закончили выпускники, прошла аккредитацию за рубежом. Любой вариант «международной аккредитации», по сути, остается признанием отдельной образовательной программы, реализуемой в отдельном вузе каким-либо аккредитационным агентством другой страны. А это значит, что единственной формой признания диплома как конечного результата и качества подготовки выпускника является нострификация каждого отдельного диплома.

Глобализация экономики и производства, всеобщая информатизация и Интернет преодолели границы разобщенности во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Никакие ограничения уже не являются препятствием желанию студентов получить образование в другой стране и даже в нескольких странах, если вузы реализуют одну программу в рамках межвузовских договоров. Препятствием становится процедура признания диплома и аккредитации этой программы.

Обсуждению этой проблемы и был посвящен семинар, прошедший 1-2 декабря в Лондоне и организованный Европейской ассоциацией по гарантии качества высшего образования ENQA на базе Агентства гарантии качества QAA Великобритании. Были приглашены аккредитационные агентства-члены ENQA, а также представители UNESCO, Организации экономического сотрудничества и развития OECD, АзиатскоТихоокеанской сети аккредитационных агентств APQN, Европейского союза университетов EUA, Европейского союза учреждений высшего образования EURASHE, Европейского союза студентов ESU – всего представители 32 стран и 87 организаций.

Все участники отметили, что в последнее десятилетие значительно увеличилось число студентов, обучающихся за рубежом, диверсифицировались формы обучения и формы взаимодействия высших учебных заведений. И в этом процессе заинтересованы, прежде всего, бизнес и рынок труда как в возможности привлечения лучше подготовленных, а значит более продуктивных человеческих ресурсов, выбора высококвалифицированных специалистов и получения доходов от экспорта образования. Заинтересованы и политики, с точки зрения определенных политических, культурных и геостратегических интересов. Вузы тоже заинтересованы в расширении мобильности студентов, преподавателей, образовательных программ. Это дает возможность сравнивать и совершенствовать работу, быстрее достигать успехов в адаптации новых знаний, выбирать более квалифицированных преподавателей, расширять сотрудничество в решении сегодняшних и будущих проблем: таких, как старение общества и падение интереса молодежи к образованию.

***

Можно выделить четыре основных модели взаимодействия высших учебных заведений в сфере транснационального образования. Модель экспорта образования (образовательных программ): вузы Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, США. Так, например, 300 тысяч иностранных студентов обучаются по программам вузов Великобритании и Австралии. Для вузов этих стран характерна стратегия экспорта образования, ориентированная на получение дохода. Для Германии, Франции, а также Великобритании (в рамках Европейского Союза) и США (в сфере послевузовского образования) также характерна экспортная стратегия, но она ориентирована на обеспечение свободной миграции высококвалифицированных специалистов.

Стратегии импорта образования развиваются в странах Азии: Китае, Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Арабских Эмиратах. И хотя зарубежное образование приходит в азиатские страны с явно коммерческой целью, образовательная политика этих стран сознательно поддерживает этот процесс, стимулируя создание крупных университетов и студенческих городков, где могут реализоваться программы нескольких зарубежных вузов по типу franchise, multi-campus institutions, twinning и т.д. Цель такого подхода – расширение возможностей для быстрого развития науки, экономики и производства в этих странах.

Партнерская модель взаимодействия предусматривает возможность реализации двойных (double) и совмещенных (join) программ с выдачей двойных или совмещенных дипломов.

Сетевая модель взаимодействия реализуется в рамках договоров нескольких вузов. Так, например, реализуются программы Erasmus Mundus Master’s Programme в вузах-партнерах. Обучаясь по такой программе, студенты имеют возможность каждый год менять страну и вуз обучения. И вот тут-то как раз возникает больше всего проблем с аккредитацией подобных программ.

***

Российскому читателю не нужно объяснять, как непросто проходят аккредитацию филиалы с неполным циклом обучения. Но в данном случае это еще и разные вузы со своими административными структурами, разные страны с разным законодательством и разные аккредитационные агентства с разными оценочными технологиями. Даже с экспортной моделью транснационального образования немало проблем: филиал вуза, находящийся за рубежом, проходит аккредитацию дважды – по требованиям своей страны и страны-импортера. От этой проблемы можно было бы отмахнуться: дополнительные доходы не могут быть без дополнительных проблем. Однако необходимо помнить, что речь идет об образовании, его качестве, а значит о безопасности, а еще – о возможном будущем расширении геополитических интересов России.

Именно поэтому в Болонском процессе, наряду с задачами гармонизации образовательных программ, квалификаций и степеней, поставлена задача гармонизации методов и технологий оценки качества образования, поддержка проектов по взаимопризнанию аккредитационных решений, таких как Европейский консорциум по аккредитации.

О важности и актуальности этой задачи свидетельствует большое количество подготовленных международными организациями документов: Стандарты и рекомендации для гарантии качества образования – ENQA, Рекомендации для хорошей практики – UNESCO, Кодекс хорошей практики в реализации транснационального образования – UNESCO, Рекомендации для обеспечения качества в транснациональном образовании – UNESCO-OECD. Все они прописывают общие принципы к работе аккредитационных агентств, следуя которым агентства смогут больше доверять друг другу и «не кошмарить», как сейчас принято говорить, процесс развития транснационального образования.

Вполне резонно можно поставить вопрос: а необходимы ли эти усилия, принимая во внимание то, что остаются различия в культуре и языке, доступности образования и его финансировании, уменьшение поддержки развивающихся стран и «утечка мозгов»? Может быть, довольно того, что полученное образование и квалификации признаются у себя в стране? Однако национальные валюты тоже признаются, и тоже только у себя в стране. А американский доллар, евро и несколько других валют имеют свободную конвертацию и мировое признание, как имеет мировое признание образование, полученное в Кембридже и Оксфорде, Гарварде и Массачусетском университете… Может быть, и в системе гарантии качества нужны технологии, которые бы вызывали доверие к ним вне зависимости от национальных границ? А может быть, нужна даже некая универсальная технология признания, как признается во всем мире универсальный формат кредитных карточек, выпущенных различными банками. Главное, чтобы они были обеспечены кредитом доверия к состоятельности держателя карты, то есть… диплома.

PS. В диаграммах представлены материалы выступления Стефана Винсента-Ланкрина (Stephan Vincent-Lancrin), аналитика Управления по образованию Центра по исследованиям и инновациям в области образования Организации экономического сотрудничества и развития OECD.

Нашли ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста и нажмите ctrl+enter

Похожие материалы:
ПНП «Образование»: от инноваций – к массовой практике
Гарантия качества высшего образования
Какая аккредитация нужна вузам «легкого поведения»
Разработка новых аккредитационных показателей
Внеочередное заседание Аккредитационной коллегии Рособрнадзора
Системы гарантии качества "новой Европы"
APQN. Глобализация систем гарантии качества
INQAAHE: подходы к гарантии качества образования
Smart-экспертиза – новый тренд аккредитации
CEENQA: развитие аккредитационных практик

При использовании любых материалов сайта akvobr.ru необходимо поставить гиперссылку на источник

Комментарии пользователей: 0 Оставить комментарий
Эту статью ещё никто не успел прокомментировать. Хотите стать первым?
Читайте в новом номере«Аккредитация в образовании»
№ 7 (123) 2020

Известный американский фантаст Роберт Асприн однажды написал: «Когда на носу кризис, не трать силы на овладение сведениями или умениями, которыми ты не обладаешь. Окапывайся, и управляйся с ним, как сможешь, с помощью того, что у тебя есть». Кризис уже наступил, и обойтись имеющимся инструментарием вряд ли получится. Как жить в новом, дивном мире и развивать потенциал – читайте в 123-м номере «АО».
Анонс журнала

Партнеры
Популярные статьи
Из журнала
Информационная лента
11:41В России планируется проведение исследования «PISA для школ»
09:36Якутия – один из центров развития цифровых технологий
15:20RusNanoNet: ученые АлтГУ и ИВМ СО РАН реализуют уникальный проект
14:48РФФИ объявит конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований
12:27ВГУЭС участвует в дискуссии о школьном образовании на ВЭФ